Моногамия и полигамия (трактовка в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м ()
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Моногамия И Полигамия''' (единобрачие и многобрачие). [[Библия]] не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с [[Патриархи|патриархов]], имели по несколько жен (и [[Наложница|наложниц]]), что было общепринятым на Ближнем Востоке. На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами. Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. [[Притчей Соломоновых Книга|Притчей Соломоновых книга]]), отражают моногамный характер брака. В эпоху Второго [[Храм|храма]] моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов. В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с [[Элефантина|Элефантины]]). Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а). Частой причиной бигамии был [[Левиратный Брак И Халица|левиратный брак]], а также бесплодие первой жены. Первый запрет полигамии содержит [[Галаха|галаха]] [[Кумранская Община|Кумранской общины]] (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитки]]), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]].
+
'''Моногамия И Полигамия''' (единобрачие и многобрачие).  
 +
=== Ближний Восток ===
 +
=== Библия ===
-
Форма брака, отраженная в [[Мишна|Мишне]] и [[Барайта|барайтах]], — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие). Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б). Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство. Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью. У евреев [[Вавилония|Вавилонии]] также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б). Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя). Под влиянием [[Ислам|ислама]] полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских [[Гаон|гаонов]] получил более широкое распространение. Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в [[Испания|Испании]]. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.
+
[[Библия]] не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с [[Патриархи|патриархов]], имели по несколько жен (и [[Наложница|наложниц]]), что было общепринятым на Ближнем Востоке.  
-
В [[Германия|Германии]] и Северной [[Франция|Франции]] среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов. В 10 в. рабби [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]] и его [[Бет-Дин|бет-дин]] ввели постановление (см. [[Такканот]]), известное под названием [[Херем|херем]] раббену Гершома, запрещавшее полигамию. Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены. К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака. Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой. Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской [[Диаспора|диаспоры]] (см. [[Ашкеназы]]), а в [[Прованс|Провансе]], Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.
+
На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами.  
-
В [[Ишув|ишуве]] [[Эрец-Исраэль]] полигамия была исключительно редким явлением. В 1950 г. [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]] Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку. В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение. Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.
+
Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. [[Притчей Соломоновых Книга|Притчей Соломоновых книга]]), отражают моногамный характер брака.  
 +
=== Эпоха Второго храма ===
 +
В эпоху Второго [[Храм|храма]] моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов.  
-
В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу. В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин. См. также [[Брак]], [[Наложница|Наложница]], [[Развод]], [[Мамзер]]).
+
В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с [[Элефантина|Элефантины]]).  
-
{{ElevenCopyRight|12829|МОНОГАМИЯ И ПОЛИГАМИЯ}}
+
Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а).
 +
Частой причиной бигамии был [[Левиратный Брак И Халица|левиратный брак]], а также бесплодие первой жены.
 +
=== Галаха ===
-
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Семья:Еврейский жизненный цикл]]
+
Первый запрет полигамии содержит [[Галаха|галаха]] [[Кумранская Община|Кумранской общины]] (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитки]]), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]].
 +
=== Мишна ===
 +
 
 +
Форма брака, отраженная в [[Мишна|Мишне]] и [[Барайта|барайтах]], — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие).
 +
 
 +
Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б).
 +
=== Влияние римского семейного права ===
 +
 
 +
Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство.
 +
 
 +
Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью.
 +
=== Влияние ислама ===
 +
 
 +
У евреев [[Вавилония|Вавилонии]] также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б).
 +
 
 +
Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя).
 +
 
 +
Под влиянием [[Ислам|ислама]] полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских [[Гаон|гаонов]] получил более широкое распространение.
 +
 
 +
== Европа и Северная Африке ==
 +
 
 +
Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в [[Испания|Испании]]. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.
 +
 
 +
В [[Германия|Германии]] и Северной [[Франция|Франции]] среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов.
 +
 
 +
В 10 в. рабби [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]] и его [[Бет-Дин|бет-дин]] ввели постановление (см. [[Такканот]]), известное под названием [[Херем|херем]] раббену Гершома, запрещавшее полигамию.
 +
 
 +
Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены.
 +
 
 +
К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака.
 +
 
 +
Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.
 +
 
 +
Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской [[Диаспора|диаспоры]] (см. [[Ашкеназы]]), а в [[Прованс|Провансе]], Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.
 +
 
 +
== Эрец-Исраэль ==
 +
 
 +
В [[Ишув|ишуве]] [[Эрец-Исраэль]] полигамия была исключительно редким явлением.
 +
 
 +
В 1950 г. [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]] Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.
 +
 
 +
В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение.
 +
 
 +
Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.
 +
 
 +
В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу.
 +
 
 +
В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин. См. также [[Брак]], [[Наложница|Наложница]], [[Развод]], [[Мамзер]]).
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|12829|МОНОГАМИЯ И ПОЛИГАМИЯ}}

Версия 14:30, 16 августа 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Моногамия И Полигамия (единобрачие и многобрачие).

Содержание

Ближний Восток

Библия

Библия не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с патриархов, имели по несколько жен (и наложниц), что было общепринятым на Ближнем Востоке.

На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами.

Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. Притчей Соломоновых книга), отражают моногамный характер брака.

Эпоха Второго храма

В эпоху Второго храма моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов.

В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с Элефантины).

Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а).

Частой причиной бигамии был левиратный брак, а также бесплодие первой жены.

Галаха

Первый запрет полигамии содержит галаха Кумранской общины (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. Мертвого моря свитки), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в Пятикнижии.

Мишна

Форма брака, отраженная в Мишне и барайтах, — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие).

Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. Левиратный брак и халица) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б).

Влияние римского семейного права

Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство.

Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью.

Влияние ислама

У евреев Вавилонии также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б).

Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя).

Под влиянием ислама полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских гаонов получил более широкое распространение.

Европа и Северная Африке

Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в Испании. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.

В Германии и Северной Франции среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов.

В 10 в. рабби Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола и его бет-дин ввели постановление (см. Такканот), известное под названием херем раббену Гершома, запрещавшее полигамию.

Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены.

К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака.

Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.

Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской диаспоры (см. Ашкеназы), а в Провансе, Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.

Эрец-Исраэль

В ишуве Эрец-Исраэль полигамия была исключительно редким явлением.

В 1950 г. Верховный раввинат Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.

В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение.

Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.

В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу.

В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. Половая жизнь) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин. См. также Брак, Наложница, Развод, Мамзер).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОНОГАМИЯ И ПОЛИГАМИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация