Местечко
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Категория:История евреев России» на «Категория:История евреев России/Украины») |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
- | }} | + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= 14 ноября 2011 | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
- | {{ | + | '''Местечко''' ({{lang-be|мястэчка}}, {{lang-pl|miasteczko}}, {{lang-uk|мiстечко}}, {{lang-cs|městys}}, {{lang-lt|miestelis}}, {{lang-lv|miests}}, {{lang-yi|שטעטל}} (штэтл) - все слова переводятся как "городок") - поселение полугородского типа в Восточной Европе (в пределах бывшего Польско-Литовского государства и граничащих с ним областей), чаще всего с преобладающим еврейским населением. |
- | + | Местечко считалось "малым городом", поэтому в местечках было разрешено проживание евреев (в тех районах, где евреям было запрещено проживать в сельской местности). | |
- | + | В еврейском обиходе понятие «местечко» также подразумевало самый характер своеобразного быта восточноевропейского еврейства, его религиозно-культурную обособленность и духовно-социальную [[Автономия|автономию]] общины и поэтому распространялось даже на небольшие города (20–25 тыс. жителей) с преимущественно еврейским укладом жизни. Маленькие местечки называли уменьшительно штетеле. | |
+ | = История местечек = | ||
+ | == Средневековье == | ||
+ | Местечко зародилось в [[Польша|Польше]], где с 15–16 вв. представители местной знати приглашали евреев селиться в принадлежащих им селах и городах на сравнительно благоприятных условиях. Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в своего рода еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности ([[аренда]] помещичьих имений, скупка сельскохозяйственных продуктов, [[коробейничество]], различные [[ремёсла]]), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней. Возникавшие в них еврейские общины вначале подчинялись крупным [[кагал]]ам, но со временем, не будучи связаны ограничениями, характерными для старых «королевских» городов, становились все более самостоятельными и получали возможность устанавливать собственные принципы общежития и обычаи (особенно в тех местечках, которые были целиком заселены евреями), основанные на фундаментальной духовно-социальной и культурной общности. | ||
- | + | Это единство нарушилось с разделами Польши (после 1772 г.) под влиянием социально-экономических и культурных особенностей государств, которым отошли польские земли. В [[Пруссия|Пруссии]] характерный для местечка образ жизни постепенно исчез, а в [[Австрия|Австрии]], позже Австро-Венгрии ([[Галиция]], [[Закарпатье]], [[Буковина]], Словакия, в меньшей мере — собственно [[Венгрия]] и Богемия, /см. [[Чехословакия]]/) приобрел своеобразные для каждой из областей черты. На территории Российской империи самобытный уклад местечка развивался в пределах [[Черта Оседлости|черты оседлости]], включая Царство Польское (с 1815 г.), а также [[Бессарабия|Бессарабию]] (присоединена к России в 1812 г.), тогда как в остальной части Молдавского княжества (Молдова) местечки развивались с 1862 г. в составе [[Румыния|Румынии]]. | |
- | + | Вопрос о признании за населенным пунктом статуса местечка приобрел для евреев России большое значение после издания [[«Временные Правила»|«Временных правил»]] (май 1882 г.; не распространялись на Царство Польское), запрещавших евреям селиться, а также приобретать и арендовать недвижимость в сельской местности, то есть вне городских поселений, к которым относились и местечки. Местная администрация (главным образом губернские правления), стремясь еще больше ограничить места проживания евреев, стала произвольно переименовывать местечки в сельские поселения. Сенат в ряде постановлений выступил против самоуправства местных властей и установил критерии для отличия местечек от селений. Однако под эти постановления не попадали многие поселки (официально считавшиеся даже деревнями), существовавшие порой в течение столетий и известные как местечки среди местного населения, а также новые, возникавшие в черте оседлости в местах оживленной торговли. 10 мая 1903 г. правительство разрешило евреям проживать в 101 селении, которые фактически стали местечками. Список таких поселений несколько раз дополнялся, и в 1911 г. их число достигло 299. Однако вне списка остались еще многие поселки, приобретшие характер торгово-промышленных местечек. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | == Новое время == | |
- | == В Российской империи == | + | В конце 19 в. – начале 20 в. [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипация]] евреев, а также процессы индустриализации и урбанизации поколебали социально-экономические основы жизни местечек. В России, где ограничительные законы против евреев продолжали действовать, распад местечка был ускорен антиеврейскими репрессиями, экономическими стеснениями и [[Погромы|погромами]]. В местечках резко усилилось социально-имущественное неравенство, одной из причин которого была тяжелая конкурентная борьба, вызванная скученностью населения, резко возросшего после введения «Временных правил». |
+ | == Местечко в Российской империи == | ||
На территории Российской империи местечки существовали на территориях, прежде входивших в состав Польского королевства, а в [[XIX век]]е статус местечка устанавливался и русским правительством. В местечках преобладала торгово-промышленная деятельность, характерная для городов. Специфика местечек как особого типа населённых пунктов обуславливалась тем, что жители местечек считались [[Мещанство|мещанами]]. Также немаловажный факт приобретало и то, что согласно принятым в [[1882 год]]у «Временным правилам» евреям было запрещено селиться, приобретать и арендовать недвижимость в сёлах и деревнях. Местечки под этот запрет не попадали. | На территории Российской империи местечки существовали на территориях, прежде входивших в состав Польского королевства, а в [[XIX век]]е статус местечка устанавливался и русским правительством. В местечках преобладала торгово-промышленная деятельность, характерная для городов. Специфика местечек как особого типа населённых пунктов обуславливалась тем, что жители местечек считались [[Мещанство|мещанами]]. Также немаловажный факт приобретало и то, что согласно принятым в [[1882 год]]у «Временным правилам» евреям было запрещено селиться, приобретать и арендовать недвижимость в сёлах и деревнях. Местечки под этот запрет не попадали. | ||
+ | |||
В местечках, насчитывающих не менее 10 дворов, разрешалось образовывать мещанские общества, которые могли избрать мещанского старосту. При количестве дворов в 50 и более разрешалось учреждать мещанскую управу и избирать мещанских депутатов<ref>{{Источник/ЭСБЕ|http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/66904|Местечки||Хардин Д. А.}}</ref>. С [[1866 год]]а мещане были освобождены от [[Подушный оклад|подушной подати]], её заменил налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках. | В местечках, насчитывающих не менее 10 дворов, разрешалось образовывать мещанские общества, которые могли избрать мещанского старосту. При количестве дворов в 50 и более разрешалось учреждать мещанскую управу и избирать мещанских депутатов<ref>{{Источник/ЭСБЕ|http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/66904|Местечки||Хардин Д. А.}}</ref>. С [[1866 год]]а мещане были освобождены от [[Подушный оклад|подушной подати]], её заменил налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках. | ||
Постепенно статусные различия между [[село]]м и местечком утрачивали значение: подушная подать была отменена для всех сословий в [[1887 год]]у, в [[1903 год]]у правительство разрешило евреям проживать в 101 селении (позже список неоднократно пополнялся). Уже в [[1894 год]]у [[Правительствующий сенат]] выпустил разъяснение, что единственное, что отличает местечко от села — его официальное название таковым. | Постепенно статусные различия между [[село]]м и местечком утрачивали значение: подушная подать была отменена для всех сословий в [[1887 год]]у, в [[1903 год]]у правительство разрешило евреям проживать в 101 селении (позже список неоднократно пополнялся). Уже в [[1894 год]]у [[Правительствующий сенат]] выпустил разъяснение, что единственное, что отличает местечко от села — его официальное название таковым. | ||
- | + | А. Субботин в исследовании экономического состояния западной и юго-западной части Российской империи за 1887 г. («В черте еврейской оседлости», в 2-х ч., СПб., 1888–90) показал бедственное экономическое положение еврейских ремесленников и торговцев в местечках. Экономические и социально-политические трудности, консервативность и косность жизни в местечке делали его все менее привлекательным для молодого поколения, среди которого росло увлечение революционными идеологиями и движениями. Именно в местечках укрепилось самосознание широких еврейских масс и зародились национальное и социалистическое еврейские движения. Молодежь из местечек устремилась в большие города черты оседлости, а зачастую эмигрировала (чаше всего в [[Соединенные Штаты Америки]]). Из местечек Восточной Европы вышли многие лидеры [[сионизм]]а, в их числе [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гурион]]. [[Кацнельсон, Берл|Б. Кацнельсон]]. [[Табенкин, Ицхак|И. Табенкин]]. [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцман]]. [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгоф]] и другие. | |
- | == | + | == Новейшее время == |
- | + | Революция 1905 г. и сопровождавшие ее погромы, а также Первая мировая война и массовые выселения евреев из прифронтовой полосы нанесли тяжелый удар по укладу жизни местечка и еще более усилили [[Миграции|миграцию]] евреев из него. Февральская революция 1917 г. отменила черту оседлости и антиеврейское ограничительное законодательство. Октябрьская революция и гражданская война, а также социально-экономическая политика советской власти разрушили экономический уклад местечка. | |
- | == | + | Во время гражданской войны на [[Украина|Украине]] и в [[Белоруссия|Белоруссии]] кровавые погромы устраивали армии борющихся сторон, а также многочисленные банды, которым в ряде местечек успешно противостояли отряды [[Самооборона Еврейская|самообороны]], бессильные перед регулярными войсками и крупными повстанческими отрядами. Сотни местечек подверглись разгрому, часть из них неоднократно, а некоторые были буквально сметены с лица земли или покинуты еврейским населением (например, Дубово; описано Рохл Фейгенберг, 1885–1972, в книге «А пинкес фун а тойтер штот», Варшава, 1926; русский перевод «Летопись мертвого города», Л., 1928). Тысячи евреев были убиты, значительная часть еврейского имущества была разграблена или уничтожена. В период «военного коммунизма» с его политикой массовых конфискаций была подорвана основа еврейской торговли (закупка сельскохозяйственных продуктов и посредничество между городом и деревней). «Новая экономическая политика» (нэп) с ее налоговым прессом, душившим не только частника, но и торговые и кустарные объединения, привела к окончательному обнищанию местечка. Этот процесс зафиксирован в сборнике очерков «Еврейское местечко в революции» под редакцией [[Богораз, Владимир Германович|В. Тан-Богораза]] (М.—Л., 1926). И хотя в 1921–25 гг. наметилась тенденция к возвращению беженцев в родные места, молодежь, обреченная в местечках на безработицу, предпочитала селиться в больших городах и внутренних районах страны. Положение еще больше осложнилось в результате свертывания нэпа. Бывшие торговцы-нэпманы, служители культа, а также кустари-одиночки были объявлены «нетрудовым элементом» и лишены не только избирательных прав, но и права на трудоустройство и получение жилья. В 1926–27 гг. среди трудоспособного еврейского населения Украины «лишенцы» составляли в целом 30%, а в местечках — 40%. |
- | * {{ | + | |
+ | В [[Литва|Литве]] и Польше в период между двумя мировыми войнами местечко в известной мере сохраняло свой традиционный уклад жизни. В Литве в начале 1920-х гг. существовала еврейская автономия, и, хотя она в 1925 г. была ликвидирована, многие элементы еврейского самоуправления сохранились. Несмотря на антисемитскую политику польских властей, выражавшуюся, в частности, и в экономическом удушении местечка, оно в это время испытывало расцвет общественно-политической и культурной жизни, организацией которой руководила [[Община Еврейская|община]], получившая после Первой мировой войны широкие полномочия. В большинстве местечек имелись отделения всех существовавших в Польше еврейских политических партий и движений. Во многих местечках действовали светские и религиозные еврейские школы (в том числе «Бет-Яаков» для девочек). В местечках были созданы многочисленные кредитные общества и кооперативы. | ||
+ | |||
+ | Стремясь изменить социальную структуру еврейского населения (особенно в местечках) советское правительство приняло ряд мер по «продуктивизации» еврейского населения и приобщению его к земледельческому труду (см. [[Советский Союз]], [[Земледелие]], [[Комзет]], [[Озет|ОЗЕТ]]). К 1927 г. было переселено (в основном из местечек) в еврейские сельскохозяйственные поселения около ста тысяч человек, а в дальнейшем намечалось довести число евреев-земледельцев до пятисот тысяч человек. Однако к 1936 г. их было чуть более двухсот тысяч. В феврале 1929 г. Совнарком Украины принял постановление «О помощи еврейской местечковой бедноте», где наряду с переселением предлагалась помощь в кооперировании кустарей и организации новых промыслов, работающих на местный рынок, а также в расширении профессионального образования молодежи. Хотя как запланированные властями, так и осуществленные мероприятия не могли остановить деградацию местечка, оно вплоть до Второй мировой войны как социальный феномен сохраняло национальный характер и служило хранилищем языка [[идиш]], традиций и еврейского быта. | ||
+ | |||
+ | В современной России существует небольшое количество населённых пунктов, имеющих статус местечка — в основном, это небольшие посёлки. Так, в [[Ленинградская область|Ленинградской области]] на [[2008 год]] существует 14 местечек<ref>[http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10254931@SV_Articles С местечка в карьер] // [[Санкт-Петербургские ведомости]]. — 15 декабря 2008</ref>. Также законом [[Московская область|Московской области]] определена категория населённых пунктов «местечко», относящаяся к сельским населённым пунктам<ref>[http://mosobl.elcode.ru/page.aspx?69499 Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» № 12/2001-ОЗ в редакции от 09.07.2010]</ref>, в [[2006 год]]у в области насчитывалось 7 местечек<ref>[http://www.reforma-mo.ru/userdata/docs/abc_np_03_08_06.zip Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области]</ref>. | ||
+ | = Уникальность местечка = | ||
+ | Еврейские обитатели большинства местечек были уничтожены в период [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства. Лишь незначительные остатки еврейских местечек после Второй мировой войны сохранялись в течение нескольких десятилетий в Румынии. Молдавии, Закарпатье, Литве и некоторых других областях Восточной Европы. | ||
+ | |||
+ | Вековая отчужденность от окружающей нееврейской среды, экономический и бытовой уклад местечка с его ограниченными возможностями для торговой и ремесленной деятельности, с его устойчивой приверженностью традициям и местным общинным авторитетам во многом формировали своеобразный облик восточноевропейского еврейства, свойственный ему психологический склад и особенности его духовного самовыражения. Жизнь еврея в местечке ограничивалась домом, [[Синагога|синагогой]] и рынком. | ||
+ | == Быт в местечке == | ||
+ | Дом (то есть семья с ее патриархально-традиционными устоями) был основной социальной единицей местечка. В нем с наибольшей полнотой проявлялись еврейская любовь к детям и гордость за их успехи, спаянность семьи, наслаждение в исполнении религиозных обрядов. Семейные события (рождение, [[обрезание]], [[Бар-Мицва|бар-мицва]], свадьба, смерть) становились достоянием всей общины, которая выражала одобрение или порицание любому поступку своих членов. Этот общинный контроль стал одним из главных регулирующих факторов самоуправления, в течение столетий поддерживавшего соблюдение предписаний [[Галаха|Галахи]] и следившего за общественным порядком, обходясь без собственных органов принуждения и не прибегая к вмешательству полиции. Но этот же контроль стал восприниматься как угнетение и подавление личности с изменением общественных условий, с проникновением веяний внешнего мира в 19–20 вв. | ||
+ | === Религия в местечке === | ||
+ | Синагога, игравшая центральную роль в жизни еврея местечка, была не только домом молитвы и изучения законов веры, но и местом собрания общины. Распределение мест в синагоге отражало социальную иерархию. Вдоль восточной стены сидели наиболее уважаемые люди — [[Раввин|раввин]], знатоки [[Талмуд|Талмуда]], богачи, жертвовавшие большие суммы на [[Благотворительность|благотворительность]]. По мере отдаления от восточной стены ценность мест уменьшалась, и у западной стены располагались обычно нищие. Благотворительность была основой жизни местечка, различные общинные организации (см. [[Хавура]]) заботились о нуждающихся, спасая порой от голода целые семьи. В [[Бет-Мидраш|бет-мидрашах]] и большинстве синагог местечка молодые люди самостоятельно изучали Тору и Талмуд. В некоторых местечках (например, [[Воложин]], [[Мир]], [[Тельшяй]]) находились известные [[Иешива|иешивы]]. Приезжих учащихся иешив определяли столоваться к жителям местечка. | ||
+ | |||
+ | По местечкам разъезжали [[Маггид|маггиды]], чьи проповеди зачастую захватывали и объединяли всех членов общины. [[Хасидизм]] (с его непререкаемым авторитетом и почитанием [[Цаддик|цаддиков]] — духовных вождей, каждый из которых, в рамках общехасидских представлений, указывал своим приверженцам особую тропу к Богу, к [[Избавление|избавлению]]) мог возникнуть, по всей видимости, лишь в местечках, этих островках целостного еврейского мира, разбросанных в океане чуждой цивилизации. Однако элементы культуры окружающих народов все же проникали в еврейский мир, что особенно заметно в еврейском фольклоре Украины, Молдавии и других мест (поговорки и песни полны украинизмов, полонизмов и мелоса этих областей). | ||
+ | == Взаимоотношения в местечке == | ||
+ | Рынок (рыночная площадь) в местечках был не только источником заработка торговцев, ремесленников и посредников, но и местом, где происходила встреча с неевреем-крестьянином — чуждым и часто враждебным местечку миром. Евреи, с их культом учености, поголовно грамотные, сталкивались с темной безграмотной массой. Деревня и местечко обладали разными, порой трудносовместимыми этнографическими особенностями. Евреи местечка с внутренним достоинством переносили оскорбления и презрение нееврейского окружения, платя ему тем же презрением. Даже когда взаимоотношения с соседями были дружественными, у евреев местечка постоянно присутствовало опасение (подкрепленное памятью о прошлых бедствиях) неожиданного погрома. Обычно погром начинался на рыночной площади, а затем перекидывался на дома и синагоги. | ||
+ | = Местечко в искусстве = | ||
+ | == Девятнадцатый век == | ||
+ | В еврейской литературе и искусстве тема местечка занимает центральное место. Сугубо отрицательный образ местечка сложился в период [[Хаскала|Хаскалы]]. [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордон]], [[Менделе Мохер Сфарим]] и другие писатели старшего поколения в своих (главным образом сатирических) произведениях изображали уродство и убожество местечковой жизни, бесправие, нищету и мракобесие; высмеивали богачей, стремящихся прослыть «хорошими евреями». Однозначные прилагательные в идиш «клейнштетлдик» (буквально `мелкоместечковый`) и в русском языке «местечковый» обрели негативную коннотацию как символы провинциальности и ограниченности. [[Шалом Алейхем]] в проникнутых мягким юмором обобщенном типе еврейского местечка (Касриловка) и образах его обитателей, не уклоняясь от показа негативных сторон жизни местечка, выразил свое теплое отношение к нему. Местечко было сокровищницей еврейского народного творчества. В этнографических экспедициях (1911–14) по местечкам [[Волынь|Волыни]] и [[Подолия|Подолии]], возглавляемых [[Ан-Ский С|С. Ан-ским]], был собран богатый еврейский фольклор. | ||
+ | == Двадцатый век == | ||
+ | В 20 в. многие еврейские писатели, потрясенные страшными событиями своего времени и деградацией местечка, стали идеализировать его нравы ([[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перец]], [[Аш, Шалом|Ш. Аш]], [[Бен-Амми Мордехай|М. Бен-Амми]], [[Литвин А|А. Литвин]], [[Опатошу, Иосеф|И. Опатошу]], [[Зингер, Исраэль Иехошуа|И. И. Зингер]], [[Чарни, Даниэль|Д. Чарни]], [[Якир, Янкл|Я. Якир]] и другие), чем способствовали его мифологизации. Неоднозначно представлена жизнь местечка в произведениях советских и польских писателей на идиш ([[Бергельсон, Давид|Д. Бергельсон]], [[Маркиш, Перец|П. Маркиш]], [[Кипнис, Ицик|И. Кипнис]], [[Вайсенберг, Ицхак Меир|И. М. Вайсенберг]] и другие), где наряду с элементами идеализации почти всегда присутствует изображение острых социальных конфликтов. | ||
+ | |||
+ | Характерные образы жителей местечка, их быт и сцены местечковой жизни запечатлели многие художники — [[Пэн, Иехуда|И. Пэн]], [[Шагал, Марк|М. Шагал]], [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовин]], [[Будко, Иосеф|И. Будко]], [[Рыбак, Иссахар Бер|И. Б. Рыбак]], И. Шор (1904–61), [[Каплан, Танхум|Т. Каплан]], [[Толкачёв, Зиновий Шендерович|З. Толкачев]], [[Аксельрод, Меир|М. Аксельрод]], М. Горшман (1902–71) и другие На сцене еврейского [[Театр|театра]] и в [[Киносодержание|кино]] неоднократно воспроизводилась жизнь местечка. | ||
+ | |||
+ | Неповторимая атмосфера местечка вдохновила создателей многих музыкальных произведений; наиболее полное выражение тема местечка нашла в творчестве поэта и композитора [[Гебиртиг, Мордехай|М. Гебиртига]], пророчески предвосхитившего в своих песнях гибель местечка в пламени войны. | ||
+ | |||
+ | Исчезнувший мир еврейского местечка и его духовные ценности воссозданы в творчестве ряда израильских писателей ([[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнон]], [[Хазаз, Хаим|Х. Хазаз]], [[Яари, Иехуда|И. Яари]], [[Орпаз, Ицхак|И. Орпаз]] /Авербух/ и другие), а также в прозе [[Башевис-Зингер, Ицхак|И. Башевиса-Зингера]], [[Визель, Эли|Э. Визеля]] и других. К теме местечка обращались некоторые писатели в Советском Союзе ([[Горбатов, Борис Леонтьевич|Б. Горбатов]], [[Левин, Дойвбер|Д. Левин]], [[Рыбаков, Анатолий Наумович|А. Рыбаков]], [[Коржавин Н|Н. Коржавин]], [[Канович, Григорий|Г. Канович]] и другие), Польше (Ю. Стрыйковский /1905–96/, [[Слонимский, Антони|А. Слонимский]]) и других странах. | ||
+ | |||
+ | Мифологизированное представление о жизни местечка, насыщенной подлинно еврейскими ценностями, возродилось после Катастрофы в сознании многих евреев — потомков жителей местечек, в том числе и израильтян, вопреки сознательному неприятию (до Второй мировой войны) идеологами сионизма быта и системы ценностей восточноевропейского местечка. В идеализированных описаниях местечка — «мира наших отцов», — полностью игнорирующих негативные его черты, сквозит ностальгия по утраченному раю, где жизнь была цельной, религиозной, патриархальной, глубоко человечной и трогательно наивной, а само местечко представляется разросшимся до размеров поселения отчим домом еврея. | ||
+ | = Примеры местечек = | ||
+ | * [[Дубингяй|Дубинки]], принадлежавшее [[Радзивилл]]ам. | ||
+ | * [[Неменчине]], известное с [[1338]], принадлежавшее [[Тышкевичи|Тышкевичам]], затем [[Виленский университет|Виленскому университету]]; город с [[1955]]. | ||
+ | * [[Поставы]], принадлежавшее Деспот-Зеновичам, затем [[Тизенгауз, Антоний|Антонию Тизенгаузу]]. | ||
+ | * [[Хощевато]] ([[Украина]]) — с конца XVIII и до первой половины [[XX век]]а этот населеный пункт имел статус местечка. | ||
+ | * [[Эйшишкес]] — местечко в Литве до [[XVII век]]а, когда по привилегии короля [[Ян III Собеский|Яна Собесского]] получило статус города. | ||
+ | == Сноски == | ||
+ | <references/> | ||
+ | = Список литературы = | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12737|МЕСТЕЧКО}} | ||
[[Категория:История еврейского народа]] | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
[[Категория:История евреев России/Украины]] | [[Категория:История евреев России/Украины]] | ||
[[Категория:История евреев в новое время]] | [[Категория:История евреев в новое время]] |
Версия 17:19, 15 августа 2012
Источник: | ||||||||||
|
Местечко (белор. мястэчка, польск. miasteczko, укр. мiстечко, чеш. městys, лит. miestelis, латыш. miests, идиш שטעטל (штэтл) - все слова переводятся как "городок") - поселение полугородского типа в Восточной Европе (в пределах бывшего Польско-Литовского государства и граничащих с ним областей), чаще всего с преобладающим еврейским населением.
Местечко считалось "малым городом", поэтому в местечках было разрешено проживание евреев (в тех районах, где евреям было запрещено проживать в сельской местности).
В еврейском обиходе понятие «местечко» также подразумевало самый характер своеобразного быта восточноевропейского еврейства, его религиозно-культурную обособленность и духовно-социальную автономию общины и поэтому распространялось даже на небольшие города (20–25 тыс. жителей) с преимущественно еврейским укладом жизни. Маленькие местечки называли уменьшительно штетеле.
Содержание |
История местечек
Средневековье
Местечко зародилось в Польше, где с 15–16 вв. представители местной знати приглашали евреев селиться в принадлежащих им селах и городах на сравнительно благоприятных условиях. Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в своего рода еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности (аренда помещичьих имений, скупка сельскохозяйственных продуктов, коробейничество, различные ремёсла), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней. Возникавшие в них еврейские общины вначале подчинялись крупным кагалам, но со временем, не будучи связаны ограничениями, характерными для старых «королевских» городов, становились все более самостоятельными и получали возможность устанавливать собственные принципы общежития и обычаи (особенно в тех местечках, которые были целиком заселены евреями), основанные на фундаментальной духовно-социальной и культурной общности.
Это единство нарушилось с разделами Польши (после 1772 г.) под влиянием социально-экономических и культурных особенностей государств, которым отошли польские земли. В Пруссии характерный для местечка образ жизни постепенно исчез, а в Австрии, позже Австро-Венгрии (Галиция, Закарпатье, Буковина, Словакия, в меньшей мере — собственно Венгрия и Богемия, /см. Чехословакия/) приобрел своеобразные для каждой из областей черты. На территории Российской империи самобытный уклад местечка развивался в пределах черты оседлости, включая Царство Польское (с 1815 г.), а также Бессарабию (присоединена к России в 1812 г.), тогда как в остальной части Молдавского княжества (Молдова) местечки развивались с 1862 г. в составе Румынии.
Вопрос о признании за населенным пунктом статуса местечка приобрел для евреев России большое значение после издания «Временных правил» (май 1882 г.; не распространялись на Царство Польское), запрещавших евреям селиться, а также приобретать и арендовать недвижимость в сельской местности, то есть вне городских поселений, к которым относились и местечки. Местная администрация (главным образом губернские правления), стремясь еще больше ограничить места проживания евреев, стала произвольно переименовывать местечки в сельские поселения. Сенат в ряде постановлений выступил против самоуправства местных властей и установил критерии для отличия местечек от селений. Однако под эти постановления не попадали многие поселки (официально считавшиеся даже деревнями), существовавшие порой в течение столетий и известные как местечки среди местного населения, а также новые, возникавшие в черте оседлости в местах оживленной торговли. 10 мая 1903 г. правительство разрешило евреям проживать в 101 селении, которые фактически стали местечками. Список таких поселений несколько раз дополнялся, и в 1911 г. их число достигло 299. Однако вне списка остались еще многие поселки, приобретшие характер торгово-промышленных местечек.
Новое время
В конце 19 в. – начале 20 в. эмансипация евреев, а также процессы индустриализации и урбанизации поколебали социально-экономические основы жизни местечек. В России, где ограничительные законы против евреев продолжали действовать, распад местечка был ускорен антиеврейскими репрессиями, экономическими стеснениями и погромами. В местечках резко усилилось социально-имущественное неравенство, одной из причин которого была тяжелая конкурентная борьба, вызванная скученностью населения, резко возросшего после введения «Временных правил».
Местечко в Российской империи
На территории Российской империи местечки существовали на территориях, прежде входивших в состав Польского королевства, а в XIX веке статус местечка устанавливался и русским правительством. В местечках преобладала торгово-промышленная деятельность, характерная для городов. Специфика местечек как особого типа населённых пунктов обуславливалась тем, что жители местечек считались мещанами. Также немаловажный факт приобретало и то, что согласно принятым в 1882 году «Временным правилам» евреям было запрещено селиться, приобретать и арендовать недвижимость в сёлах и деревнях. Местечки под этот запрет не попадали.
В местечках, насчитывающих не менее 10 дворов, разрешалось образовывать мещанские общества, которые могли избрать мещанского старосту. При количестве дворов в 50 и более разрешалось учреждать мещанскую управу и избирать мещанских депутатов[1]. С 1866 года мещане были освобождены от подушной подати, её заменил налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках.
Постепенно статусные различия между селом и местечком утрачивали значение: подушная подать была отменена для всех сословий в 1887 году, в 1903 году правительство разрешило евреям проживать в 101 селении (позже список неоднократно пополнялся). Уже в 1894 году Правительствующий сенат выпустил разъяснение, что единственное, что отличает местечко от села — его официальное название таковым.
А. Субботин в исследовании экономического состояния западной и юго-западной части Российской империи за 1887 г. («В черте еврейской оседлости», в 2-х ч., СПб., 1888–90) показал бедственное экономическое положение еврейских ремесленников и торговцев в местечках. Экономические и социально-политические трудности, консервативность и косность жизни в местечке делали его все менее привлекательным для молодого поколения, среди которого росло увлечение революционными идеологиями и движениями. Именно в местечках укрепилось самосознание широких еврейских масс и зародились национальное и социалистическое еврейские движения. Молодежь из местечек устремилась в большие города черты оседлости, а зачастую эмигрировала (чаше всего в Соединенные Штаты Америки). Из местечек Восточной Европы вышли многие лидеры сионизма, в их числе Д. Бен-Гурион. Б. Кацнельсон. И. Табенкин. Х. Вейцман. М. Дизенгоф и другие.
Новейшее время
Революция 1905 г. и сопровождавшие ее погромы, а также Первая мировая война и массовые выселения евреев из прифронтовой полосы нанесли тяжелый удар по укладу жизни местечка и еще более усилили миграцию евреев из него. Февральская революция 1917 г. отменила черту оседлости и антиеврейское ограничительное законодательство. Октябрьская революция и гражданская война, а также социально-экономическая политика советской власти разрушили экономический уклад местечка.
Во время гражданской войны на Украине и в Белоруссии кровавые погромы устраивали армии борющихся сторон, а также многочисленные банды, которым в ряде местечек успешно противостояли отряды самообороны, бессильные перед регулярными войсками и крупными повстанческими отрядами. Сотни местечек подверглись разгрому, часть из них неоднократно, а некоторые были буквально сметены с лица земли или покинуты еврейским населением (например, Дубово; описано Рохл Фейгенберг, 1885–1972, в книге «А пинкес фун а тойтер штот», Варшава, 1926; русский перевод «Летопись мертвого города», Л., 1928). Тысячи евреев были убиты, значительная часть еврейского имущества была разграблена или уничтожена. В период «военного коммунизма» с его политикой массовых конфискаций была подорвана основа еврейской торговли (закупка сельскохозяйственных продуктов и посредничество между городом и деревней). «Новая экономическая политика» (нэп) с ее налоговым прессом, душившим не только частника, но и торговые и кустарные объединения, привела к окончательному обнищанию местечка. Этот процесс зафиксирован в сборнике очерков «Еврейское местечко в революции» под редакцией В. Тан-Богораза (М.—Л., 1926). И хотя в 1921–25 гг. наметилась тенденция к возвращению беженцев в родные места, молодежь, обреченная в местечках на безработицу, предпочитала селиться в больших городах и внутренних районах страны. Положение еще больше осложнилось в результате свертывания нэпа. Бывшие торговцы-нэпманы, служители культа, а также кустари-одиночки были объявлены «нетрудовым элементом» и лишены не только избирательных прав, но и права на трудоустройство и получение жилья. В 1926–27 гг. среди трудоспособного еврейского населения Украины «лишенцы» составляли в целом 30%, а в местечках — 40%.
В Литве и Польше в период между двумя мировыми войнами местечко в известной мере сохраняло свой традиционный уклад жизни. В Литве в начале 1920-х гг. существовала еврейская автономия, и, хотя она в 1925 г. была ликвидирована, многие элементы еврейского самоуправления сохранились. Несмотря на антисемитскую политику польских властей, выражавшуюся, в частности, и в экономическом удушении местечка, оно в это время испытывало расцвет общественно-политической и культурной жизни, организацией которой руководила община, получившая после Первой мировой войны широкие полномочия. В большинстве местечек имелись отделения всех существовавших в Польше еврейских политических партий и движений. Во многих местечках действовали светские и религиозные еврейские школы (в том числе «Бет-Яаков» для девочек). В местечках были созданы многочисленные кредитные общества и кооперативы.
Стремясь изменить социальную структуру еврейского населения (особенно в местечках) советское правительство приняло ряд мер по «продуктивизации» еврейского населения и приобщению его к земледельческому труду (см. Советский Союз, Земледелие, Комзет, ОЗЕТ). К 1927 г. было переселено (в основном из местечек) в еврейские сельскохозяйственные поселения около ста тысяч человек, а в дальнейшем намечалось довести число евреев-земледельцев до пятисот тысяч человек. Однако к 1936 г. их было чуть более двухсот тысяч. В феврале 1929 г. Совнарком Украины принял постановление «О помощи еврейской местечковой бедноте», где наряду с переселением предлагалась помощь в кооперировании кустарей и организации новых промыслов, работающих на местный рынок, а также в расширении профессионального образования молодежи. Хотя как запланированные властями, так и осуществленные мероприятия не могли остановить деградацию местечка, оно вплоть до Второй мировой войны как социальный феномен сохраняло национальный характер и служило хранилищем языка идиш, традиций и еврейского быта.
В современной России существует небольшое количество населённых пунктов, имеющих статус местечка — в основном, это небольшие посёлки. Так, в Ленинградской области на 2008 год существует 14 местечек[2]. Также законом Московской области определена категория населённых пунктов «местечко», относящаяся к сельским населённым пунктам[3], в 2006 году в области насчитывалось 7 местечек[4].
Уникальность местечка
Еврейские обитатели большинства местечек были уничтожены в период Катастрофы европейского еврейства. Лишь незначительные остатки еврейских местечек после Второй мировой войны сохранялись в течение нескольких десятилетий в Румынии. Молдавии, Закарпатье, Литве и некоторых других областях Восточной Европы.
Вековая отчужденность от окружающей нееврейской среды, экономический и бытовой уклад местечка с его ограниченными возможностями для торговой и ремесленной деятельности, с его устойчивой приверженностью традициям и местным общинным авторитетам во многом формировали своеобразный облик восточноевропейского еврейства, свойственный ему психологический склад и особенности его духовного самовыражения. Жизнь еврея в местечке ограничивалась домом, синагогой и рынком.
Быт в местечке
Дом (то есть семья с ее патриархально-традиционными устоями) был основной социальной единицей местечка. В нем с наибольшей полнотой проявлялись еврейская любовь к детям и гордость за их успехи, спаянность семьи, наслаждение в исполнении религиозных обрядов. Семейные события (рождение, обрезание, бар-мицва, свадьба, смерть) становились достоянием всей общины, которая выражала одобрение или порицание любому поступку своих членов. Этот общинный контроль стал одним из главных регулирующих факторов самоуправления, в течение столетий поддерживавшего соблюдение предписаний Галахи и следившего за общественным порядком, обходясь без собственных органов принуждения и не прибегая к вмешательству полиции. Но этот же контроль стал восприниматься как угнетение и подавление личности с изменением общественных условий, с проникновением веяний внешнего мира в 19–20 вв.
Религия в местечке
Синагога, игравшая центральную роль в жизни еврея местечка, была не только домом молитвы и изучения законов веры, но и местом собрания общины. Распределение мест в синагоге отражало социальную иерархию. Вдоль восточной стены сидели наиболее уважаемые люди — раввин, знатоки Талмуда, богачи, жертвовавшие большие суммы на благотворительность. По мере отдаления от восточной стены ценность мест уменьшалась, и у западной стены располагались обычно нищие. Благотворительность была основой жизни местечка, различные общинные организации (см. Хавура) заботились о нуждающихся, спасая порой от голода целые семьи. В бет-мидрашах и большинстве синагог местечка молодые люди самостоятельно изучали Тору и Талмуд. В некоторых местечках (например, Воложин, Мир, Тельшяй) находились известные иешивы. Приезжих учащихся иешив определяли столоваться к жителям местечка.
По местечкам разъезжали маггиды, чьи проповеди зачастую захватывали и объединяли всех членов общины. Хасидизм (с его непререкаемым авторитетом и почитанием цаддиков — духовных вождей, каждый из которых, в рамках общехасидских представлений, указывал своим приверженцам особую тропу к Богу, к избавлению) мог возникнуть, по всей видимости, лишь в местечках, этих островках целостного еврейского мира, разбросанных в океане чуждой цивилизации. Однако элементы культуры окружающих народов все же проникали в еврейский мир, что особенно заметно в еврейском фольклоре Украины, Молдавии и других мест (поговорки и песни полны украинизмов, полонизмов и мелоса этих областей).
Взаимоотношения в местечке
Рынок (рыночная площадь) в местечках был не только источником заработка торговцев, ремесленников и посредников, но и местом, где происходила встреча с неевреем-крестьянином — чуждым и часто враждебным местечку миром. Евреи, с их культом учености, поголовно грамотные, сталкивались с темной безграмотной массой. Деревня и местечко обладали разными, порой трудносовместимыми этнографическими особенностями. Евреи местечка с внутренним достоинством переносили оскорбления и презрение нееврейского окружения, платя ему тем же презрением. Даже когда взаимоотношения с соседями были дружественными, у евреев местечка постоянно присутствовало опасение (подкрепленное памятью о прошлых бедствиях) неожиданного погрома. Обычно погром начинался на рыночной площади, а затем перекидывался на дома и синагоги.
Местечко в искусстве
Девятнадцатый век
В еврейской литературе и искусстве тема местечка занимает центральное место. Сугубо отрицательный образ местечка сложился в период Хаскалы. И. Л. Гордон, Менделе Мохер Сфарим и другие писатели старшего поколения в своих (главным образом сатирических) произведениях изображали уродство и убожество местечковой жизни, бесправие, нищету и мракобесие; высмеивали богачей, стремящихся прослыть «хорошими евреями». Однозначные прилагательные в идиш «клейнштетлдик» (буквально `мелкоместечковый`) и в русском языке «местечковый» обрели негативную коннотацию как символы провинциальности и ограниченности. Шалом Алейхем в проникнутых мягким юмором обобщенном типе еврейского местечка (Касриловка) и образах его обитателей, не уклоняясь от показа негативных сторон жизни местечка, выразил свое теплое отношение к нему. Местечко было сокровищницей еврейского народного творчества. В этнографических экспедициях (1911–14) по местечкам Волыни и Подолии, возглавляемых С. Ан-ским, был собран богатый еврейский фольклор.
Двадцатый век
В 20 в. многие еврейские писатели, потрясенные страшными событиями своего времени и деградацией местечка, стали идеализировать его нравы (И. Л. Перец, Ш. Аш, М. Бен-Амми, А. Литвин, И. Опатошу, И. И. Зингер, Д. Чарни, Я. Якир и другие), чем способствовали его мифологизации. Неоднозначно представлена жизнь местечка в произведениях советских и польских писателей на идиш (Д. Бергельсон, П. Маркиш, И. Кипнис, И. М. Вайсенберг и другие), где наряду с элементами идеализации почти всегда присутствует изображение острых социальных конфликтов.
Характерные образы жителей местечка, их быт и сцены местечковой жизни запечатлели многие художники — И. Пэн, М. Шагал, С. Юдовин, И. Будко, И. Б. Рыбак, И. Шор (1904–61), Т. Каплан, З. Толкачев, М. Аксельрод, М. Горшман (1902–71) и другие На сцене еврейского театра и в кино неоднократно воспроизводилась жизнь местечка.
Неповторимая атмосфера местечка вдохновила создателей многих музыкальных произведений; наиболее полное выражение тема местечка нашла в творчестве поэта и композитора М. Гебиртига, пророчески предвосхитившего в своих песнях гибель местечка в пламени войны.
Исчезнувший мир еврейского местечка и его духовные ценности воссозданы в творчестве ряда израильских писателей (Ш. И. Агнон, Х. Хазаз, И. Яари, И. Орпаз /Авербух/ и другие), а также в прозе И. Башевиса-Зингера, Э. Визеля и других. К теме местечка обращались некоторые писатели в Советском Союзе (Б. Горбатов, Д. Левин, А. Рыбаков, Н. Коржавин, Г. Канович и другие), Польше (Ю. Стрыйковский /1905–96/, А. Слонимский) и других странах.
Мифологизированное представление о жизни местечка, насыщенной подлинно еврейскими ценностями, возродилось после Катастрофы в сознании многих евреев — потомков жителей местечек, в том числе и израильтян, вопреки сознательному неприятию (до Второй мировой войны) идеологами сионизма быта и системы ценностей восточноевропейского местечка. В идеализированных описаниях местечка — «мира наших отцов», — полностью игнорирующих негативные его черты, сквозит ностальгия по утраченному раю, где жизнь была цельной, религиозной, патриархальной, глубоко человечной и трогательно наивной, а само местечко представляется разросшимся до размеров поселения отчим домом еврея.
Примеры местечек
- Дубинки, принадлежавшее Радзивиллам.
- Неменчине, известное с 1338, принадлежавшее Тышкевичам, затем Виленскому университету; город с 1955.
- Поставы, принадлежавшее Деспот-Зеновичам, затем Антонию Тизенгаузу.
- Хощевато (Украина) — с конца XVIII и до первой половины XX века этот населеный пункт имел статус местечка.
- Эйшишкес — местечко в Литве до XVII века, когда по привилегии короля Яна Собесского получило статус города.
Сноски
- ↑ Хардин Д. А. Местечки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.
- ↑ С местечка в карьер // Санкт-Петербургские ведомости. — 15 декабря 2008
- ↑ Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» № 12/2001-ОЗ в редакции от 09.07.2010
- ↑ Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области