Мешхед (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 66: | Строка 66: | ||
{{ElevenCopyRight|12748|МЕШХЕД}} | {{ElevenCopyRight|12748|МЕШХЕД}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] |
Версия 12:29, 13 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Мешхед, административный центр провинции Хорасан в северо-восточном Иране.
Содержание |
Возникновение общины
В 1743 г. правитель Ирана Надир-Шах переселил в Мешхед 40 еврейских семей из города Казвин, старинного еврейского центра на севере Ирана.
Пользуясь покровительством Надир-Шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли.
Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана. В Мешхеде жил выдающийся философ и поэт на иврите С. Т. Меламмед (1780-?).
После убийства Надир-Шаха (1747) начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман.
Девятнадцатый век
В марте 1839 г. толпа фанатиков ворвалась в еврейский квартал, подожгла синагогу и намеревалась устроить поголовную резню евреев. До 40 евреев были убиты[1] (источники приводят различные цифры), остальные под угрозой смерти приняли ислам (шиитского толка, основного в Иране) и получили название «джадид ал-ислам» (`новые мусульмане`).
Однако они продолжали тайно соблюдать предписания иудаизма. По требованию мусульманского руководства Мешхеда некоторые видные члены общины были вынуждены совершать паломничество в Мекку и Медину для доказательства своей верности исламу.
Вскоре после насильственной исламизации многие евреи Мешхеда бежали, в основном в Афганистан и Среднюю Азию (преимущественно в Мерв, ныне Мары, и Самарканд), где они вернулись к открытому исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью).
В 1850-е гг. в Среднюю Азию переселилась часть евреев Мешхеда, бежавших в Афганистан (другая их часть переселилась в Индию, преимущественно в Бомбей).
Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно слились с бухарскими евреями Самарканда и Мерва, хотя сохранили память о своем мешхедском происхождении.
После завоевания Средней Азии Россией, особенно в 1880–90-х гг. началась вторая волна эмиграции евреев Мешхеда в Среднюю Азию, преимущественно в города так называемой Закаспийской области (современный Туркменистан).
Формально продолжая считаться иранскими подданными и мусульманами-шиитами, они достаточно открыто исповедовали иудаизм, и русские власти считали их евреями. Тем не менее, они воздерживались от смешения с другими евреями, молились в отдельных синагогах, содержали собственные конфессиональные школы (некоторые из них модернистско-просветительного характера).
После советизации Средней Азии подавляющее большинство мешхедских евреев, эмигрировавших в Среднюю Азию в 1880–90-х гг., и их потомков вернулось в Иран.
Незначительное число их проживает по настоящее время в Туркмении, в основном в городах Мары, Иолотань и Байрам-Али (самоназвание «яхуди ирони» /`иранский еврей`/).
В конце 19 в. началось переселение евреев Мешхеда в Эрец-Исраэль. В основном они селились в бухарском квартале Иерусалима.
Двадцатый век
В 1920–30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд других стран).
К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль.
Одним из пережитков длительного существования общины как общины тайных евреев является ее продолжающееся стремление к обособленности, выраженное, в основном, в эндогамии и содержании собственных синагог.