Книга жизни (в иудаизме)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Книга жизни (в иудаизие)» в «Книга жизни (в иудаизме)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Книга Жизни''', или Книга живых (סֵפֶר חַיִּים, Сефер хаим), небесная книга, куда вписаны имена праведных. | + | '''Книга Жизни''', или Книга живых (סֵפֶר חַיִּים, Сефер хаим), небесная книга, куда вписаны имена праведных. |
+ | === Библия === | ||
- | В [[Талмуд|Талмуде]] Книга жизни метафорически трактуется как долговая книга; так, рабби [[Акива]] говорит: «Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с человека с ведома и без ведома его» (Авот 3:16). Еще подробнее зависимость решения судьбы человека от его поведения раскрыта в трактате Рош hа-Шана (16б): «Три книги раскрываются в день Нового года (см. [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]]): одна для неисправимых грешников, другая — для безупречных праведников, и третья — для людей, занимающих промежуточное положение; праведники немедленно записываются и подписываются к жизни, грешники — немедленно к смерти, а судьба промежуточных остается нерешенной до Судного дня (см. [[Иом-Киппур]]); заслужили они [прощение] — запишут их к жизни, не заслужили — будут записаны к смерти». Навеянная этим учением концепция [[Десять Дней Покаяния|десяти дней покаяния]] отражена в литургии Рош hа-Шана и [[Иом-Киппур]], а также в [[Слихот|слихот]], которые читают как в дни, предшествующие первому празднику, так и после него до наступления второго. | + | В [[Библия|Библии]] Книга жизни названа только один раз (ПС. 69:29), как и аналогичная Книга Яхве (Ис. 34:16). Внесенному в Книгу жизни суждена жизнь (Ис. 4:3), а вычеркнутому — забвение, очевидно, равносильное смерти (Исх. 32:33: ср. I Энох 108:3). |
+ | === Апокрифы и Новый завет === | ||
+ | |||
+ | Понятие о памятных книгах, в которые Всевышний вносит благие и дурные поступки людей, чтобы воздать им должное (Ис. 65:6; Иер. 22:30; Мал. 3:16; Иов 13:26; Дан. 7:10), а также предопределенные Им судьбы отдельных людей и целых народов (Пс. 40:8; 87:6; 139:16) получило широкое развитие как в [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах и псевдоэпиграфах]], так и в Новом завете (I Энох 47:3; 81:4 и др.; I Откровение Баруха 24:1; Лука 10:20; Филипп 4:3; Евр. 12:23). | ||
+ | |||
+ | Возникновение этого понятия следует отнести к влиянию ассиро-вавилонской мифологии, согласно которой предстоящие в новом году события, сроки жизни и имена умерших записываются богами в таблицы судеб (ср. Юб. 30:19–23; 1 Энох 81:1–2; 103–2). | ||
+ | === Талмуд === | ||
+ | |||
+ | В [[Талмуд|Талмуде]] Книга жизни метафорически трактуется как долговая книга; так, рабби [[Акива]] говорит: «Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с человека с ведома и без ведома его» (Авот 3:16). | ||
+ | === Трактат Рош hа-Шана === | ||
+ | |||
+ | Еще подробнее зависимость решения судьбы человека от его поведения раскрыта в трактате Рош hа-Шана (16б): «Три книги раскрываются в день Нового года (см. [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]]): одна для неисправимых грешников, другая — для безупречных праведников, и третья — для людей, занимающих промежуточное положение; праведники немедленно записываются и подписываются к жизни, грешники — немедленно к смерти, а судьба промежуточных остается нерешенной до Судного дня (см. [[Иом-Киппур]]); заслужили они [прощение] — запишут их к жизни, не заслужили — будут записаны к смерти». | ||
+ | |||
+ | Навеянная этим учением концепция [[Десять Дней Покаяния|десяти дней покаяния]] отражена в литургии Рош hа-Шана и [[Иом-Киппур]], а также в [[Слихот|слихот]], которые читают как в дни, предшествующие первому празднику, так и после него до наступления второго. | ||
{{ElevenCopyRight|12135|КНИГА ЖИЗНИ}} | {{ElevenCopyRight|12135|КНИГА ЖИЗНИ}} |
Версия 11:27, 12 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Книга Жизни, или Книга живых (סֵפֶר חַיִּים, Сефер хаим), небесная книга, куда вписаны имена праведных.
Содержание |
Библия
В Библии Книга жизни названа только один раз (ПС. 69:29), как и аналогичная Книга Яхве (Ис. 34:16). Внесенному в Книгу жизни суждена жизнь (Ис. 4:3), а вычеркнутому — забвение, очевидно, равносильное смерти (Исх. 32:33: ср. I Энох 108:3).
Апокрифы и Новый завет
Понятие о памятных книгах, в которые Всевышний вносит благие и дурные поступки людей, чтобы воздать им должное (Ис. 65:6; Иер. 22:30; Мал. 3:16; Иов 13:26; Дан. 7:10), а также предопределенные Им судьбы отдельных людей и целых народов (Пс. 40:8; 87:6; 139:16) получило широкое развитие как в апокрифах и псевдоэпиграфах, так и в Новом завете (I Энох 47:3; 81:4 и др.; I Откровение Баруха 24:1; Лука 10:20; Филипп 4:3; Евр. 12:23).
Возникновение этого понятия следует отнести к влиянию ассиро-вавилонской мифологии, согласно которой предстоящие в новом году события, сроки жизни и имена умерших записываются богами в таблицы судеб (ср. Юб. 30:19–23; 1 Энох 81:1–2; 103–2).
Талмуд
В Талмуде Книга жизни метафорически трактуется как долговая книга; так, рабби Акива говорит: «Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с человека с ведома и без ведома его» (Авот 3:16).
Трактат Рош hа-Шана
Еще подробнее зависимость решения судьбы человека от его поведения раскрыта в трактате Рош hа-Шана (16б): «Три книги раскрываются в день Нового года (см. Рош hа-Шана): одна для неисправимых грешников, другая — для безупречных праведников, и третья — для людей, занимающих промежуточное положение; праведники немедленно записываются и подписываются к жизни, грешники — немедленно к смерти, а судьба промежуточных остается нерешенной до Судного дня (см. Иом-Киппур); заслужили они [прощение] — запишут их к жизни, не заслужили — будут записаны к смерти».
Навеянная этим учением концепция десяти дней покаяния отражена в литургии Рош hа-Шана и Иом-Киппур, а также в слихот, которые читают как в дни, предшествующие первому празднику, так и после него до наступления второго.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КНИГА ЖИЗНИ в ЭЕЭ