Мораль - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские законы и обычаи» с помощью HotCat) |
||
Строка 63: | Строка 63: | ||
[[Категория:Этика иудаизма]] | [[Категория:Этика иудаизма]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]] |
Версия 11:06, 9 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Мораль. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта иудаизма, воспринятая от него христианством и исламом, — единство ритуального и морального кодексов.
Пятикнижие
Так, уже в Десяти заповедях большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против Бога.
Хотя взгляд на определенные моральные проступки как на нарушение воли богов встречается и в языческих религиях, уникальная черта иудаизма — превращение морального поведения в интегральную часть вероисповедания, в религиозный императив.
Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии.
Библейские пророки (см. Пророки и пророчество) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения.
Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.
Эпоха Второго храма
В эпоху Второго храма напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между саддукеями и фарисеями; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине ессеев (см. также Мессия).
Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа.
Крупнейший авторитет Устного Закона Гилель (см. Бет-Гилель и Бет-Шаммай) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а).
Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. Иисус).
Гармония между моральной и обрядовой сторонами – основной принцип различных течений в иудаизме
Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории.
Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, Мусар, Реформизм в иудаизме, Хасидизм), все они, в том числе и различные направления еврейской философии, оставались верны принципу гармонии.
Лидеры светского сионизма рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества.
Ахад-hа-Ам считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.
Подробнее о морали в иудаизме см. Этика, а также Библия, Бог, Галаха, Иудаизм, Монотеизм, Мицвот, Философия.