Мораль - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Мораль (ЭЕЭ)» в «Мораль») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Мораль» в «Мораль - трактовка в еврейской традиции») |
Версия 09:45, 9 августа 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Мораль. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта иудаизма, воспринятая от него христианством и исламом, — единство ритуального и морального кодексов. Так, уже в Десяти заповедях большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против Бога. Хотя взгляд на определенные моральные проступки как на нарушение воли богов встречается и в языческих религиях, уникальная черта иудаизма — превращение морального поведения в интегральную часть вероисповедания, в религиозный императив.
Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии. Библейские пророки (см. Пророки и пророчество) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения. Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.
В эпоху Второго храма напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между саддукеями и фарисеями; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине ессеев (см. также Мессия). Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа. Крупнейший авторитет Устного Закона Гилель (см. Бет-Гилель и Бет-Шаммай) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а). Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. Иисус).
Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории. Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, Мусар, Реформизм в иудаизме, Хасидизм), все они, в том числе и различные направления еврейской философии, оставались верны принципу гармонии. Лидеры светского сионизма рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества. Ахад-hа-Ам считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.
Подробнее о морали в иудаизме см. Этика, а также Библия, Бог, Галаха, Иудаизм, Монотеизм, Мицвот, Философия.