Магнес, Иеhуда Лейб
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Магнес, Иехуда Лейб» в «Магнес, Иеhуда Лейб») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Магнес, Иехуда Лейб''' (Magnes, Judah Leon; 1877, Сан-Франциско, – 1948, Нью-Йорк), еврейский общественный и политический деятель в США и Эрец-Исраэль. | + | '''Магнес, Иехуда Лейб''' (Magnes, Judah Leon; 1877, Сан-Франциско, – 1948, Нью-Йорк), еврейский общественный и политический деятель в США и Эрец-Исраэль. |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | + | Выходец из семьи эмигрантов из Германии. Магнес выдвинулся вначале как религиозный деятель: окончив в 1900 г. [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]], он получил звание реформистского раввина (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) и после завершения образования в Германии (в университетах Берлина и Гейдельберга, где он получил степень доктора философии) возглавил реформистскую синагогу в Бруклине (1904–1908; см. [[Нью-Йорк]]), а затем крупнейшую реформистскую синагогу Нью-Йорка («Темпл Эммануэл», 1906–10). | |
+ | === Разрыв с реформизмом === | ||
- | + | Эволюция религиозных взглядов Магнеса в сторону традиционализма и антисионистская позиция тогдашних лидеров реформистского иудаизма в США привели его к разрыву с реформизмом, ранее он принял активное участие в движении «Протестующие раввины» (см. [[Сионизм]]). | |
- | В | + | В 1911–12 гг. Магнес возглавил конгрегацию [[Консервативный Иудаизм|консервативного иудаизма]] Нью-Йорка («Бней-Иешурун»). |
+ | === Общественная деятельность в еврейской общине === | ||
- | + | Оставив затем религиозное поприще, он целиком посвятил себя еврейской общественной деятельности, в которую включился еще в предыдущие годы. | |
- | Всю жизнь Магнес был сторонником еврейско-арабского сотрудничества и видел в нем не только условие мирного строительства страны, но, вслед за [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Амом]], и важную потребность еврейского духа («Народ как все другие народы?», сборник статей, 1930; «Это зависит от нас», 1941; а также многочисленные статьи в журналах «Актуальные проблемы», 1940–43, и «Проблемы», 1943–48). В 1930-х и 1940-х гг. он встал во главе открытой оппозиции плану раздела Палестины и активно выступал за создание двунационального государства в Эрец-Исраэль, что обострило его отношения с сионистскими партиями [[Ишув|ишува]] и породило обширную полемическую литературу, направленную против него. В 1942 г. Магнес принял участие в основании общества Ихуд (`единство`; см. [[Брит-шалом]]). Перу Магнеса принадлежат | + | В 1903 г. он организовал в Нью-Йорке самую крупную еврейскую демонстрацию протеста против Кишиневского погрома (см. [[Погромы]]; [[Кишинёв|Кишинев]]) и создал Общество самообороны, собиравшее средства для закупки оружия, нелегально переправлявшегося возникшим тогда в России отрядам еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]]. |
+ | === Лидер сионистского движения США === | ||
+ | |||
+ | Примкнув к сионистскому движению в США, Магнес быстро выдвинулся в число его лидеров и в 1905 г. в составе американской делегации участвовал в работе [[7-го Сионистского конгресса]] в Базеле. | ||
+ | |||
+ | В 1906 г. Магнес принял участие в основании [[Американский Еврейский Комитет|Американского еврейского комитета]] и внес крупный вклад в деятельность его Бюро по еврейскому воспитанию. | ||
+ | |||
+ | В 1908 г. он стал инициатором создания Объединенной еврейской общины Нью-Йорка (Кехилла), которая под его руководством (до ее распада в 1922 г.) много сделала для абсорбции в США еврейских эмигрантов из Восточной Европы. | ||
+ | |||
+ | С начала Первой мировой войны Магнес возглавил массовую кампанию по оказанию помощи евреям восточноевропейских стран, пострадавшим от военных действий, чем содействовал основанию [[Джойнт|Джойнта]]. | ||
+ | |||
+ | В 1917 г. начался закат карьеры Магнеса как еврейского общественного деятеля в США; обусловленные его пацифистскими и левополитическими взглядами антивоенные выступления, резкое осуждение вступления США в войну, острая критика, которой он в равной мере подвергал британский, германский и российский империализм, а также его энтузиазм по отношению к русской революции 1917 г. («Речи военного времени. 1917–1921», 1923) оказались неприемлемыми для основной массы американского еврейства. | ||
+ | === Многогранная деятельность в Эрец-Исраэль === | ||
+ | |||
+ | В 1922 г. Магнес с семьей переехал в Эрец-Исраэль. В 1923 г. он возглавил подготовительные работы по открытию [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]] и оказал значительную помощь в преодолении многочисленных практических трудностей на этом пути. | ||
+ | |||
+ | В 1925–48 гг. Магнес возглавлял Еврейский университет (до 1935 г. — канцлер, а затем первый президент) и внес большой вклад в определение основных направлений его развития. | ||
+ | |||
+ | Он был основателем Института иудаистики при университете (еще до официального открытия последнего). Ему, наряду с [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцманом]], университет присвоил свои первые почетные степени. Именем Магнеса названо издательство Еврейского университета. | ||
+ | |||
+ | После прихода [[Гитлер, Адольф|Гитлера]] к власти в Германии Магнес отказался от своей пацифистской платформы и выступил в поддержку войны против нацизма. | ||
+ | |||
+ | В годы Второй мировой войны он возглавил правление созданного британскими мандатными властями Консультативного комитета по военным ресурсам, принял руководство чрезвычайным советом [[Хадасса|Хадассы]] в Эрец-Исраэль и Ближневосточным советом Джойнта. | ||
+ | === Сторонник еврейско-арабского сотрудничества === | ||
+ | |||
+ | Всю жизнь Магнес был сторонником еврейско-арабского сотрудничества и видел в нем не только условие мирного строительства страны, но, вслед за [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Амом]], и важную потребность еврейского духа («Народ как все другие народы?», сборник статей, 1930; «Это зависит от нас», 1941; а также многочисленные статьи в журналах «Актуальные проблемы», 1940–43, и «Проблемы», 1943–48). | ||
+ | |||
+ | В 1930-х и 1940-х гг. он встал во главе открытой оппозиции плану раздела Палестины и активно выступал за создание двунационального государства в Эрец-Исраэль, что обострило его отношения с сионистскими партиями [[Ишув|ишува]] и породило обширную полемическую литературу, направленную против него. | ||
+ | |||
+ | В 1942 г. Магнес принял участие в основании общества Ихуд (`единство`; см. [[Брит-шалом]]). | ||
+ | |||
+ | Перу Магнеса принадлежат «Два письма к Ганди» (1939; вместе с [[Бубер, Мартин|М. Бубером]]), «В смятении времени» (1946; лекции, прочитанные на торжественных актах по случаю начала учебного года в Еврейском университете) и «Мысли и изречения» (1948). | ||
+ | === Кончина === | ||
+ | |||
+ | Магнес скончался во время визита в США. В 1955 г. его останки были перевезены в Эрец-Исраэль и захоронены в Иерусалиме. | ||
{{ElevenCopyRight|12559|МАГНЕС Иехуда Лейб}} | {{ElevenCopyRight|12559|МАГНЕС Иехуда Лейб}} |
Версия 16:25, 6 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Магнес, Иехуда Лейб (Magnes, Judah Leon; 1877, Сан-Франциско, – 1948, Нью-Йорк), еврейский общественный и политический деятель в США и Эрец-Исраэль.
Содержание |
Биографические сведения
Выходец из семьи эмигрантов из Германии. Магнес выдвинулся вначале как религиозный деятель: окончив в 1900 г. Хибру юнион колледж, он получил звание реформистского раввина (см. Реформизм в иудаизме) и после завершения образования в Германии (в университетах Берлина и Гейдельберга, где он получил степень доктора философии) возглавил реформистскую синагогу в Бруклине (1904–1908; см. Нью-Йорк), а затем крупнейшую реформистскую синагогу Нью-Йорка («Темпл Эммануэл», 1906–10).
Разрыв с реформизмом
Эволюция религиозных взглядов Магнеса в сторону традиционализма и антисионистская позиция тогдашних лидеров реформистского иудаизма в США привели его к разрыву с реформизмом, ранее он принял активное участие в движении «Протестующие раввины» (см. Сионизм).
В 1911–12 гг. Магнес возглавил конгрегацию консервативного иудаизма Нью-Йорка («Бней-Иешурун»).
Общественная деятельность в еврейской общине
Оставив затем религиозное поприще, он целиком посвятил себя еврейской общественной деятельности, в которую включился еще в предыдущие годы.
В 1903 г. он организовал в Нью-Йорке самую крупную еврейскую демонстрацию протеста против Кишиневского погрома (см. Погромы; Кишинев) и создал Общество самообороны, собиравшее средства для закупки оружия, нелегально переправлявшегося возникшим тогда в России отрядам еврейской самообороны.
Лидер сионистского движения США
Примкнув к сионистскому движению в США, Магнес быстро выдвинулся в число его лидеров и в 1905 г. в составе американской делегации участвовал в работе 7-го Сионистского конгресса в Базеле.
В 1906 г. Магнес принял участие в основании Американского еврейского комитета и внес крупный вклад в деятельность его Бюро по еврейскому воспитанию.
В 1908 г. он стал инициатором создания Объединенной еврейской общины Нью-Йорка (Кехилла), которая под его руководством (до ее распада в 1922 г.) много сделала для абсорбции в США еврейских эмигрантов из Восточной Европы.
С начала Первой мировой войны Магнес возглавил массовую кампанию по оказанию помощи евреям восточноевропейских стран, пострадавшим от военных действий, чем содействовал основанию Джойнта.
В 1917 г. начался закат карьеры Магнеса как еврейского общественного деятеля в США; обусловленные его пацифистскими и левополитическими взглядами антивоенные выступления, резкое осуждение вступления США в войну, острая критика, которой он в равной мере подвергал британский, германский и российский империализм, а также его энтузиазм по отношению к русской революции 1917 г. («Речи военного времени. 1917–1921», 1923) оказались неприемлемыми для основной массы американского еврейства.
Многогранная деятельность в Эрец-Исраэль
В 1922 г. Магнес с семьей переехал в Эрец-Исраэль. В 1923 г. он возглавил подготовительные работы по открытию Еврейского университета в Иерусалиме и оказал значительную помощь в преодолении многочисленных практических трудностей на этом пути.
В 1925–48 гг. Магнес возглавлял Еврейский университет (до 1935 г. — канцлер, а затем первый президент) и внес большой вклад в определение основных направлений его развития.
Он был основателем Института иудаистики при университете (еще до официального открытия последнего). Ему, наряду с Х. Вейцманом, университет присвоил свои первые почетные степени. Именем Магнеса названо издательство Еврейского университета.
После прихода Гитлера к власти в Германии Магнес отказался от своей пацифистской платформы и выступил в поддержку войны против нацизма.
В годы Второй мировой войны он возглавил правление созданного британскими мандатными властями Консультативного комитета по военным ресурсам, принял руководство чрезвычайным советом Хадассы в Эрец-Исраэль и Ближневосточным советом Джойнта.
Сторонник еврейско-арабского сотрудничества
Всю жизнь Магнес был сторонником еврейско-арабского сотрудничества и видел в нем не только условие мирного строительства страны, но, вслед за Ахад-hа-Амом, и важную потребность еврейского духа («Народ как все другие народы?», сборник статей, 1930; «Это зависит от нас», 1941; а также многочисленные статьи в журналах «Актуальные проблемы», 1940–43, и «Проблемы», 1943–48).
В 1930-х и 1940-х гг. он встал во главе открытой оппозиции плану раздела Палестины и активно выступал за создание двунационального государства в Эрец-Исраэль, что обострило его отношения с сионистскими партиями ишува и породило обширную полемическую литературу, направленную против него.
В 1942 г. Магнес принял участие в основании общества Ихуд (`единство`; см. Брит-шалом).
Перу Магнеса принадлежат «Два письма к Ганди» (1939; вместе с М. Бубером), «В смятении времени» (1946; лекции, прочитанные на торжественных актах по случаю начала учебного года в Еврейском университете) и «Мысли и изречения» (1948).
Кончина
Магнес скончался во время визита в США. В 1955 г. его останки были перевезены в Эрец-Исраэль и захоронены в Иерусалиме.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАГНЕС Иехуда Лейб в ЭЕЭ