Мекнес (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 91: | Строка 91: | ||
{{ElevenCopyRight|12696|МЕКНЕС}} | {{ElevenCopyRight|12696|МЕКНЕС}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] |
Версия 13:58, 3 августа 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Мекнес, город на северо-западе Марокко, между Фесом и Рабатом, административный центр провинции Мекнес. Основан в 11 в.
Содержание |
Первые упоминания
Еврейское поселение в этом районе восходит к доисламскому периоду. При раскопках римского Волубилиса близ Мекнеса были обнаружены надписи на иврите и остатки синагоги.
Двенадцатый - тринадцатый век
Аврахам Ибн Эзра упоминает еврейскую общину Мекнеса среди общин, пострадавших от преследований Альмохадов в 1140 г.
В 1247 г. во время войн Меринидов многие евреи Мекнеса были убиты или насильственно обращены в мусульманство.
Согласно местной письменной традиции, существующая в Мекнесе поныне синагога «Махрит» была построена в 13 в. и восстановлена в 1646 г. после землетрясения 1630 г.
Шестнадцатый - восемнадцатый век
Другая синагога — «Тоби» — построена в 1540 г. Основатель династии Алавидов шериф Мулай Исмаил (1672–1727) перенес свою столицу в Мекнес и даровал евреям города новый участок земли для застройки. [
[Нагид]] Аврахам Маймеран и другие богатые члены общины построили дома, вызывавшие удивление европейцев своей роскошью и красотой.
С того времени и вплоть до 19 в. еврейская община Мекнеса была одной из наиболее организованных в Марокко и содержала многочисленные общинные учреждения.
Доходы общины составлялись из налогов на продукты питания и пожертвований и позволяли оказывать эффективную помощь беднякам и учащимся иешив.
Община Мекнеса поддерживала постоянную связь с Эрец-Исраэль и жертвовала значительные средства на поддержку его еврейского населения.
В качестве столицы Мекнес был центром еврейской общины страны: глава мекнесской общины носил титул нагида всего марокканского еврейства. Начиная с 1790 г. Мекнес постепенно терял свое значение, а евреи города подвергались погромам.
Двадцатый век
С установлением в 1912 г. французского протектората над Марокко положение евреев в стране в целом и в Мекнесе в частности улучшилось.
В том же году в Мекнес прибыл из Великобритании раввин Зеев Гальперин, родом из России.
Он реформировал религиозное образование в Мекнесе, в частности, основав колел аврехим, высшее религиозное учебное заведение — первое такого рода в Мекнесе и, по-видимому, в Марокко вообще (см. также Колел).
Выпускники этой иешивы занимали должности раввинов в Мекнесе и других еврейских центрах страны.
После Второй мировой войны в городе была основана иешива движения Хабад. Власти предоставили общине Мекнеса новые участки для строительства, был построен новый еврейский квартал с многочисленными синагогами и большой школой «Эм hа-баним», которую в 1947 г. посещало около 1,2 тыс. учеников.
Две другие большие школы — мужская и женская (общее число учеников в 1950 г. около 1,5 тыс.) содержались Альянсом.
По переписи 1947 г. в Мекнесе проживало около 18 500 евреев, многие из которых репатриировалось в Израиль в 1948–68 гг.
Большинство благотворительных заведений было закрыто. В 1980-х гг. еврейская община Мекнеса насчитывала около трех тысяч человек, в основном живущих вне еврейских кварталов, которые заселены ныне мусульманами.
Тем не менее, община Мекнеса продолжает оставаться одной из наиболее организованных и зажиточных общин Марокко.
Конец двадцатого века – начало 2000-х гг.
В 1990-х – начале 2000-х годов еврейское население Мекнеса, как и других городов Марокко, неуклонно сокращалось.
В 1995 г. в Мекнесе проживали 250 евреев, в 2003 г. — 120. Несмотря на защиту и покровительство, которые королевская власть оказывает евреям, широкое распространение идеологии радикального исламского фундаментализма, рост антисемитизма и антиизраильских настроений способствуют отъезду евреев Мекнеса в Израиль, в Канаду, Францию и в другие страны.
Многие молодые евреи уезжают учиться из Мекнеса в Израиль, Канаду, США и не возвращаются в город.
Современная община Мекнеса, как и все марокканское еврейство, состоит в основном из пожилых людей.
В городе функционируют одна синагога, Совет еврейской общины Мекнеса, общинный центр, при котором имеется больница.
Еврейские учебные заведения, существовавшие в Мекнесе в 1960–1980-е гг., закрывались по мере отъезда большинства евреев Мекнеса в другие страны.
В городе два еврейских кладбища. Еврейские общины Мекнеса и Касабланки участвовали в восстановлении еврейских кладбищ.
Близ Мекнеса частично восстановлен римский город Волюбилис, в том числе и остатки синагоги. Это место посещают еврейские туристы со всего мира.
Положение евреев ухудшилось после начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия). 13 октября 2000 г. пять молодых мусульманских фанатиков пытались поджечь здание единственной действующей синагоги Мекнеса.
Они были задержаны сотрудниками марокканской полиции. 12 сентября 2003 г. в Мекнесе был убит по пути из дома в синагогу Е. Африат (1928–2003).