Идельсон, Авраам
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
(замена на ЭЕЭ) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=1 | |
- | {{Остатье | + | |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 18: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }} | + | }} |
- | + | ||
- | + | '''Идельсон, Аврахам''' (Idelson, Abraham; 1865, Векшняй, Литва, – 1921, Берлин) - теоретик сионистского движения и публицист. | |
+ | === Биография === | ||
+ | Получил традиционное еврейское воспитание, но в возрасте 15 лет увлекся светскими науками. С 1885 г. по 1890 г. учился в Московском университете. Около 1886 г. присоединился к палестинофильскому движению [[Ховевей Цион]]. В 1889–93 гг. Идельсон был членом ордена [[Бней-Моше]]. После 1-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]] примкнул к политическому [[сионизм]]у. В 1901 г. Идельсон был активным членом [[Демократическая Фракция|Демократической фракции]]. С 1905 г. по 1919 г. жил в Петербурге, где редактировал периодические сионистские издания (ежемесячник «Еврейская жизнь» и еженедельник «Хроника еврейской жизни», а затем — сменивший их еженедельник [[«Рассвет»]]) и выступал в качестве публициста. Идельсон был одним из первых сионистов, пытавшихся совместить политическую борьбу за права евреев в [[Диаспора|диаспоре]] с деятельностью по созданию еврейского национального центра в Эрец-Исраэль, заложив тем самым основу [[Гельсингфорсская Программа|Гельсингфорсской программы]]. В 1919 г., когда советские власти начали борьбу с сионистским движением, Идельсон был послан Российской сионистской организацией за границу как представитель русских сионистов в руководстве всемирной [[Сионистская Организация|Сионистской организации]]. Идельсон принимал участие в работе [[Комитет Еврейских Делегаций|Комитета еврейских делегаций]] на Версальской мирной конференции. В 1919–20 гг. был редактором центрального сионистского органа — еженедельника [[«hа-Олам»|«hа-Олам»]] выходившего в Лондоне. В 1921 г. Идельсон переехал в Берлин, намереваясь продолжить там издание «hа-Олам» и «Рассвета», однако скоропостижная смерть не дала его планам осуществиться. | ||
+ | === Основные положения === | ||
+ | Специфической чертой Идельсона как теоретика сионизма был социологический подход, что делало его взгляды понятными марксистски настроенной еврейской интеллигенции. Идельсон полагал, что национальное движение — путь для выражения общечеловеческих стремлений. Он считал, что национальные конфликты не зависят от социальных и будут продолжаться в смягченной форме при социализме. Нормализация еврейского существования может быть достигнута, лишь когда евреи будут жить в их собственной стране, тогда как условия [[галут]]а калечат национальное бытие еврейского народа; еврейская культурная жизнь в галуте вынуждена отступать перед натиском доминирующих культур других наций, превращаясь во второстепенный фактор. Идельсон скептически относился к еврейскому социалистическому движению в диаспоре: еврейский социализм обречен на бессилие до тех пор, пока не будет создано еврейское государство, в котором он сможет достичь своей цели. | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|11681|ИДЕЛЬСОН Аврахам}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Сионизм]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Публицисты России]] | [[Категория:Публицисты России]] | ||
- | |||
[[Категория:Еврейские общественные деятели]] | [[Категория:Еврейские общественные деятели]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 18:22, 25 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Идельсон, Аврахам (Idelson, Abraham; 1865, Векшняй, Литва, – 1921, Берлин) - теоретик сионистского движения и публицист.
Биография
Получил традиционное еврейское воспитание, но в возрасте 15 лет увлекся светскими науками. С 1885 г. по 1890 г. учился в Московском университете. Около 1886 г. присоединился к палестинофильскому движению Ховевей Цион. В 1889–93 гг. Идельсон был членом ордена Бней-Моше. После 1-го Сионистского конгресса примкнул к политическому сионизму. В 1901 г. Идельсон был активным членом Демократической фракции. С 1905 г. по 1919 г. жил в Петербурге, где редактировал периодические сионистские издания (ежемесячник «Еврейская жизнь» и еженедельник «Хроника еврейской жизни», а затем — сменивший их еженедельник «Рассвет») и выступал в качестве публициста. Идельсон был одним из первых сионистов, пытавшихся совместить политическую борьбу за права евреев в диаспоре с деятельностью по созданию еврейского национального центра в Эрец-Исраэль, заложив тем самым основу Гельсингфорсской программы. В 1919 г., когда советские власти начали борьбу с сионистским движением, Идельсон был послан Российской сионистской организацией за границу как представитель русских сионистов в руководстве всемирной Сионистской организации. Идельсон принимал участие в работе Комитета еврейских делегаций на Версальской мирной конференции. В 1919–20 гг. был редактором центрального сионистского органа — еженедельника «hа-Олам» выходившего в Лондоне. В 1921 г. Идельсон переехал в Берлин, намереваясь продолжить там издание «hа-Олам» и «Рассвета», однако скоропостижная смерть не дала его планам осуществиться.
Основные положения
Специфической чертой Идельсона как теоретика сионизма был социологический подход, что делало его взгляды понятными марксистски настроенной еврейской интеллигенции. Идельсон полагал, что национальное движение — путь для выражения общечеловеческих стремлений. Он считал, что национальные конфликты не зависят от социальных и будут продолжаться в смягченной форме при социализме. Нормализация еврейского существования может быть достигнута, лишь когда евреи будут жить в их собственной стране, тогда как условия галута калечат национальное бытие еврейского народа; еврейская культурная жизнь в галуте вынуждена отступать перед натиском доминирующих культур других наций, превращаясь во второстепенный фактор. Идельсон скептически относился к еврейскому социалистическому движению в диаспоре: еврейский социализм обречен на бессилие до тех пор, пока не будет создано еврейское государство, в котором он сможет достичь своей цели.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИДЕЛЬСОН Аврахам в ЭЕЭ