Лейвик Х (Лейвик Хальперн)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские поэты» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Поэты на идише» с помощью HotCat)
Строка 81: Строка 81:
[[Категория:Драматурги по алфавиту]]
[[Категория:Драматурги по алфавиту]]
[[Категория:Еврейские поэты]]
[[Категория:Еврейские поэты]]
 +
[[Категория:Поэты на идише]]

Версия 06:21, 22 июля 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Лейвик Х. (псевдоним; настоящее имя Лейвик Хальперн; 1888, Игумен, ныне Червень, Беларусь, – 1962, Нью-Йорк), поэт и драматург. Писал на идиш.

Биографические сведения

Старший сын многодетного учителя, дававшего уроки еврейской грамоты девушкам. С пяти лет учился в хедере, с десяти — в иешиве местечка Березино, где увлекся литературой Хаскалы и начал писать стихи на иврите.

В 1901–1903 гг. посещал иешиву в Минске. Около 1905 г. стал активным членом Бунда. В 1906 г. был арестован за хранение нелегальной литературы.

В минской тюрьме (в ожидании суда) написал на идиш драматическую поэму «Ди кейтн фун Мешиах» («Цепи Мессии», 1907; опубликована в 1939 г.) и ряд стихотворений, из которых одно появилось в 1907 г. в нью-йоркской газете «Цайтгайст».

На суде (1908) Лейвик отказался от защиты, объявил себя убежденным борцом с самодержавием и был приговорен к четырем годам каторжной тюрьмы и пожизненной ссылке в Сибирь. В 1910 г. Лейвика перевели в Бутырскую тюрьму (Москва), а в 1912 г. доставили этапом в поселок Витим на Лене, откуда весной 1913 г. он бежал в США.

В 1914 г. Лейвик нанялся на фабрику детской одежды в Филадельфии, а затем вплоть до 1932 г., даже став признанным писателем, работал маляром-обойщиком в Нью-Йорке.

Творческий путь

В Филадельфии М. Кац (1864–1941), редактор газеты «Ди идише велт», и Б. Владек (Б. Н. Чарни), ведавший филиалом газеты «Форвертс», ввели его в литературные круги и стали публиковать в своих изданиях.

Позднее Владек помог ему издать первый сборник стихов «Хинтерн шлос» («Взаперти», 1918). Это были стихи об убогом детстве, о вспыльчивом отце и вечно озабоченной матери, о тюрьме, ссылке, побеге (цикл «Ойф ди вегн сибирер» — «На сибирских дорогах», 1916), о тоске по свободе и счастью (циклы «Эргец вайт» — «Где-то там», «Ин кейнемс ланд» — «В ничьей стране»).

Те же темы варьировались и во втором сборнике Лейвика «Лидер» («Стихи», 1919). Влияние литературного движения Ди юнге, в издании которого Лейвик часто выступал, сказалось в стремлении поэта разнообразить метрику, лексику, интонационный строй стихов, порой в отвлеченности образов, присущей символистам.

Кровавые события Первой мировой войны, революций, гражданской войны и еврейских погромов в России вывели Лейвика из сферы личных переживаний в область общечеловеческих и национальных проблем.

Четыре поэмы о погромах, провидческий дух которых (особенно поэмы «Дер волф» — «Волк») полностью раскрылся лишь в годы разгула нацизма, были написаны в 1917–20 гг.

Одновременно Лейвик работал над прославившей его драматической поэмой «Дер гойлем» («Голем», издана в 1921 г.; впервые поставлена в Москве театром «Хабима» в 1925 г. в переводе на иврит).

Ожидаемое от революции спасение мира и избавление еврейства, роль народных масс и личности в этом обновлении жизни, еврейский Мессия и Иисус, соотношения Махарала (см. Иехуда Лива бен Бецалель из Праги) и созданного им голема (творец и творение), духовного и материального начал, символизма и реализма — все это Лейвик вместил в рамки средневековой еврейской легенды, наделив ее ультрасовременной формой и насытив общечеловеческим содержанием.

Герой и толпа, индивидуальный террор и народная революция, политика и мораль, столкновение общественных и личных интересов стали темой драматических произведений Лейвика в 1921–29 гг. («Шматес» — «Тряпье», 1921; «Шап» — «Фабрика», 1927; «Хирш Леккерт», 1927; «Кейтн» — «Цепи», 1929, и другие), первые постановки которых осуществил большей частью И. Шварц. В 1924 г. Лейвик стал печататься в газете американских коммунистов «Фрайхайт» и в их журнале «Дер хамер».

Поездку по Европе (Англия, Франция, Германия, Польша) в конце 1925 г. – начале 1926 г. Лейвик завершил посещением Советского Союза, где был радушно встречен (сборники его стихов были изданы в Москве и Киеве), но вскоре М. Литваков с позиций Евсекции обрушил на поэта упреки в социальном пессимизме, а после выхода его путевых заметок «Афн ранд фун онхейб» («На начальном рубеже», Киев, 1925) — также обвинения в неверной оценке уровня еврейской литературы в Советском Союзе и советского пути общественного развития.

Разрыв значительной части еврейских писателей (в том числе и Лейвика) с коммунистической прессой произошел в конце 1929 г., когда последняя объявила кровавые антиеврейские акции арабов в Эрец-Исраэль национально-освободительным движением.

В 1930-х гг. Лейвик, несмотря на обострение застарелого туберкулеза, приходит в своей лирике к просветленному приятию мира («Лидер фун ган-эйдн» — «Стихи из рая», 1937), а в драматургии к философскому осмыслению жизни и ее нравственно-этических аспектов, используя для этого преимущественно библейские сюжеты и средневековые легенды (драматические поэмы «Ди геуле-комедие. Дер гойлем холемт» — «Комедия избавления. Голем мечтает», 1934; «Ди акейде» — «Акеда», 1935; «Сдом» — «Содом», 1937, и другие).

Особым лиризмом в творчестве Лейвика этих лет выделяется драматическая поэма «Абеляр ун Хелоиз» («Абеляр и Элоиза», 1936). В книге очерков «Х. Лейвик вегн Эрец-Исроэл» («Х. Лейвик об Эрец-Исраэль», 1938) о своей поездке в 1937 г. в страну предков Лейвик заявил, что еврейский народ имеет все права на эту землю.

Важным литературным начинанием этих лет было предпринятое Лейвиком совместно с И. Опатошу издание альманаха «Замлбихер» (1936–52; вышло восемь томов) с целью публиковать лучшие произведения на идиш писателей, живущих в различных странах. Однако надежды издателей на участие в альманахе писателей из Советского Союза не оправдались.

Катастрофе европейского еврейства Лейвик посвятил драму «Дер нес ин гето» («Чудо в гетто», 1940, сохранилась в рукописи), сборник стихов и поэм «Ин Треблинке бин их нит гевен» («Я не был в Треблинке», 1945), драматическую поэму-мистерию «Ди хасене ин фернвалд» («Свадьба в дальнем лесу», 1949) и заметки «Мит дер шейрис hа-плейте» («С уцелевшими остатками», 1947) о посещении лагерей еврейских беженцев в послевоенной Германии.

Лейтмотивом драматической поэмы Лейвика «Ин ди тег фун Ийов» («Во дни Иова», 1953) стало одиночество обреченного человека, его неспособность сочувствовать страданиям других людей.

В 1950 и 1957 гг. Лейвик посетил Государство Израиль и задался вопросом — «моя ли страна Америка?», но в 1958 г. паралич приковал поэта к постели.

Переводы произведений Лейвика

Ряд произведений Лейвика (особенно «Дер гойлем») переведен на многие языки мира. Переводы стихов Лейвика на русский язык включены в сборник «Еврейская поэзия» (Н.-Й., 1947, составитель Л. Гребнев /Файнберг/). На иврит Лейвика переводили А. Шлёнский и другие. В Нью-Йорке были изданы в 1940 г. собрание сочинений Лейвика «Але верк» («Все произведения», тт. 1–2), а в 1963 г. — «Эссейен ун редес» («Эссе и речи»).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕЙВИК Х в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация