Леви-Брюль, Люсьен
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Учёные по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 53: | Строка 53: | ||
[[Категория:Наука ]] | [[Категория:Наука ]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Учёные по алфавиту]] |
Версия 11:34, 17 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Леви-Брюль, Люсьен (Lévy-Bruhl, Lucien; 1857, Париж, – 1939, там же), французский философ, антрополог и этнолог.
Биографические сведения
Образование получил в Высшей нормальной школе. Преподавал философию в лицее Людовика Великого (1885–95), а с 1902 г. в течение 30 лет был профессором современной философии в Парижском университете (Сорбонна) и возглавлял там институт этнологии.
Философ
Член французской АН (с 1917 г.). Наряду с Э. Дюркгеймом Леви-Брюль был одним из виднейших представителей французского позитивизма и автором ряда философских трудов («Понятие ответственности», 1885; «История новейшей философии во Франции», 1899; «Философия Огюста Конта», 1900, и другие).
Антрополог
Леви-Брюль приобрел широкую известность исследованиями первобытного мышления, основанными на огромном этнографическом материале, касающемся народов Африки, Австралии и Океании.
В работах «Мышление первобытных людей» (1910, русский перевод под названием «Первобытное мышление», М., 1930), «Первобытная душа» (1927), «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» (1931, русский перевод — М., 1937), «Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов» (1935) и других.
Леви-Брюль выдвинул идею о существовании глубоких различий между мышлением первобытного и современного человека. Основывая свои исследования на тезисе Э. Дюркгейма о решающем значении общества в формировании человеческих представлений, Леви-Брюль пришел к выводу, что восприятие первобытного человека не проводит четкой границы между внешним миром и той общественной единицей, к которой он принадлежит, вследствие чего его мышление реализуется в коллективных нормах и настроениях, носящих, по преимуществу, эмоциональный характер.
Являясь, по Леви-Брюлю, дологическим, первобытное мышление подчиняется не законам логики (в частности, логическому закону противоречия), а закону партиципации (сопричастности), в силу этого закона явления, которые европеец объясняет действием закона причинности, первобытный человек приписывает прямому действию мистических сил.
Леви-Брюль утверждал, что, несмотря на отличия типов мышления, характерных для разных социальных групп, ряд особенностей дологического мышления и, в первую очередь, доминирование чувства сопричастности над требованиями логики, обнаруживается и в современном обществе в таких явлениях, как религия, мораль, идеология и тому подобное.
Позднее (в изданных посмертно в 1949 г. «Записных книжках») Леви-Брюль отошел от тезиса о полной погруженности мышления первобытного человека в мир коллективных обычаев, обрядов и настроений и признал его логичность во всем, касающемся личного опыта и непосредственной борьбы за существование.
Несмотря на возражения со стороны антропологов функциональной школы, концепция Леви-Брюля получила всеобщее признание в качестве первой попытки серьезного научного анализа генезиса человеческого мышления. Она стимулировала позднейшие исследования в ряде дисциплин, в частности, исследования архетипов сознания психологами школы К. Юнга.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен в ЭЕЭ