Сатана

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(переделана из ЭЕЭ, оформление, обновление данных)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| АВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
| АВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| АВТОР3 =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
|УРОВЕНЬ=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|НАЗВАНИЕ=
-
| ПОДТЕМА =  
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
| КАЧЕСТВО  =  
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
|АВТОР2=
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
|ТЕМА=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
|ИЗ ЦИКЛА=
-
}}
+
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}
-
'''Сатана́''' — от {{lang-he|שָׂטָן}}, ''сатан'' — «противник», «обвинитель». В ряде книг [[ТаНаХ]]а Сатаной называется [[ангел]], испытывающий веру праведника (см. {{Библия|Иов|1:6|—12}}).
 
-
== Библейская концепция Сатаны ==
+
'''Сатана''' (שָׂטָן, Сатан; הַשָּׂטָן, hа-Сатан) - «противник», «обвинитель».
 +
== Значение слова ==
 +
В своем первоначальном значении Сатана — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В [[Библия|ТаНаХе]] Сатана не демоническое существо, антагонист или соперник [[Бог|Бога]] (исключение, может быть, составляет I Хр. 21:1), это слово относится и к людям (I Сам. 29:4; II Сам. 19:23 [в русской традиции 19:22]; I Ц. 5:18; 11:14, 23, 25), и к [[Ангелы|ангелам]] был специально послан, чтобы помешать [[Валаам|Валааму]] (Чис. 22:32), воспрепятствовать ему. Однокоренной глагол используется для обозначения обвинения в суде (Пс. 109:6 [в русской традиции 108:6]) и сопротивления в самом общем смысле (Пс. 38:21 [в русской традиции 37:21]; 109:4, 20, 29 [в русской традиции 108:4, 20, 29])
-
В своём первоначальном значении «Сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям ({{Библия|1Цар|29:4}}, {{Библия|2Цар|19:22}}; {{Библия|3Цар|5:18}}; {{Библия2|3Цар|11:14|11:14, 23, 25}}). Исключение, вероятно, составляет {{Библия|1Пар|21:1}}.{{нет АИ|14|08|2009}}
+
Препятствование (ситна) — это не постоянная функция одного ангела; как имя определенного ангела имя Сатан впервые появляется около 520 г. до н. э. в книге пророка [[Зхария|Зхарии]] (Зх. 3) и книге [[Иов]] (1–2). В первом случае Сатана выступает обвинителем на небесном суде; во втором — Сатан подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатан явно подчинен Богу, он один из Его слуг (бней hа-Элохим) и не может действовать без Его позволения; нигде он не выступает соперником Бога.
 +
== Сатан в иудаизме ==
 +
=== Значение Сатана ===
 +
В [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах]] и [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]] Сатан не играет важной роли; там, где он упоминается, он почти не наделен личными свойствами, а просто представляет силы зла и противления Богу. В литературе [[Таннаи|таннаев]] Сатан упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла.
-
В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в [[Зах.|книге пророка Захарии]] ({{Библия|Зах|3:1}}), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.
+
В период [[Амораи|амораев]] Сатан, однако, стал играть более заметную роль в [[Талмуд|Талмуде]] и [[Мидраш|Мидраше]]. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Иногда он фигурирует в том же безличном образе, как в апокрифах и литературе таннаев. Сатана отождествляется с [[йецер hа-ра]]  (дурными наклонностями) и с ангелом смерти (ББ. 16а), но часто наделяется собственной индивидуальностью. Он обвиняет [[Авраам|Авраама]] в том, что, несмотря на оказанную ему милость (рождение сына в преклонном возрасте), Авраам не принес в жертву Богу голубя или горлицу и потому должен принести в жертву [[Исаак|Исаака]], чтобы доказать свою покорность Богу (Санх. 89б). Сатан подвергает сомнению праведность Иова лишь для того, чтобы Бог не забыл большей верности Авраама (ББ. 16а).
-
В [[Иов.|книге Иова]] Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (''бней hа-Элоhим'' — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — [[ангел]]ов) ({{Библия|Иов|1:6}}) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю ({{Библия|Иов|1:15|-17}}), а также влиять на атмосферные явления ({{Библия|Иов|1:18}}), насылать болезни ({{Библия|Иов|2:7}}). Тем не менее, Сатана нигде не выступает соперником Бога.
+
Рабби [[Меир]] потратил три дня на то, чтобы добиться примирения между двумя людьми, пребывавшими в длительной ссоре. Сатан при этом жаловался: «Он выгнал меня из моего дома» (Гит. 52а). Сатан в образе женщины искушал рабби Амрама хе-Хасида (4 в.), рабби Меира, рабби [[Акива|Акиву]] и других праведников (Кид. 81а–б). Ангел Михаэль борется с Сатаном и защищает перед Богом еврейский народ от клеветы символа зла (Исх. Р. 18:5). Хотя Сатан выступает как искуситель, ему в гораздо большей степени присуща роль обвинителя; очень часто встречается выражение Сатан мекатрег (Сатана-обвинитель; Быт. Р. 38:9; ТИ., Бр. 1:1; Шаб. 2:6). Сатана пытается помешать любому положительному действию (Быт. Р. 38:9), с чем связана поговорка: «Не открывай уста Сатане».
-
== В иудаизме ==
+
Сатану вменялись в вину все грехи, упоминаемые в Библии: грехопадение [[Адам|Адама]] (ПдрЭ. 13:1), поклонение [[Золотой Телец|золотому тельцу]] (Шаб. 89а), грех [[Давид|Давида]] с [[Бат-Шева|Бат-Шевой]] (Санх. 107а). Сатан внушает неевреям неуважительное отношение к хукким — законам, которые не могут быть обоснованы рационально, чем подрывает верность евреев Божественным предписаниям (Иома 67б). Об искушении законоучителей см. выше. Звук [[Шофар|шофара]] в [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] «смущает Сатана» (РхШ. 16б). В [[Иом-Киппур]] Сатан совершенно бессилен, на что указывает [[Гематрия|гематрия]] его имени: השטן — 364, то есть на один день меньше, чем в солнечном году (Иома 20а; см. также [[Календарь]]).
-
Согласно представлениям [[иудаизм]]а, Сатана не является силой, равной [[Бог]]у. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.
+
=== Упоминания Сатана в молитвах. Сатан в [[Кабалла|Кабалле]] ===
 +
Упоминания Сатана в [[Литургия|литургии]] немногочисленны. В нескольких молитвах содержится просьба к Богу защитить молящихся от Сатана. Под влиянием [[Каббала|каббалы]] принято перед трублением в шофар читать шесть библейских стихов, начальные буквы которых образуют [[акростих]] ''кра Сатан'' (`разорви Сатана`).
-
В литературе [[таннаи|таннаев]] Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период [[амораи|амораев]] Сатана, однако, стал играть более заметную роль в [[Талмуд]]е и [[Мидраш]]е. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Сатана отождествляется с [[йецер hа-ра]] (дурными наклонностями) и с ангелом смерти<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 16а</ref>, но часто наделяется собственной индивидуальностью.
+
Мотив [[Дуализм|дуализма]], присущий представлениям о Сатане как самостоятельном злом начале, диалектически преодолевается в каббалистическом учении об «изнанке мироздания» — области темной эманации (ситра ахра).
 +
== Сатана в христианстве ==
 +
В [[Новый Завет|Новом завете]] Сатана выступает как олицетворение зла, особая личность — [[Антихрист]]. Он отождествляется с «древним змеем», который обольщал всю Вселенную и был низвергнут с неба на землю со своими ангелами (Отк. 12:9). Сатана искушает [[Иисус|Иисуса]] (Матф. 4). Евреи, не желающие признать Иисуса, именуются «синагогой (или сборищем) Сатаны» (Отк. 2:9; 3:9). В средние века христианская церковь проповедовала ненависть к евреям — «отродью Сатаны», обладающему многими его свойствами: евреев обвиняли в колдовстве и всевозможных кознях против христиан. Эти обвинения оправдывали бесправное положение евреев и их преследование.
-
== Примечания ==
+
См. также [[Демонология]]; [[Добро И Зло|Добро и зло]].
-
<div style="font-size: 85%"><references/></div>
+
-
== Литература ==
+
{{ElevenCopyRight|13710|САТАНА}}
-
* [http://ec-dejavu.ru/d/Devil.html Аверинцев С. Сатана] // Мифы народов мира. Т. 2, М., 1992, с. 412—414
+
-
* Sholem G., Gut und Bose in der Kabbala, «Eranos-Jahrbuch 1961», Z., 1962, S. 29-62;
+
-
* Krivoshein B., The angels of light and the powers of darkness, L., 1954;
+
-
* Werblowsky R.J.Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan, L., 1952.
+
-
== См. также ==
+
[[Категория:Идеи иудаизма]] [[Категория:Библейские сюжеты]] [[Категория:Демоны в иудаизме]]
-
* [[Чёрт]]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{commonscat|The Devil}}
+
-
* {{ЭЕЭ|13710|Сатана}}
+
-
* Р. Хазарзар ''[http://khazarzar.skeptik.net/books/satana.zip «Сатана» в Библии]''{{ref-pdf}}. Сколько раз слово «Сатана» встречается в Библии?
+
-
* [http://www.mifinarodov.com/d/dyavol.html Статья «Дьявол» на сайте «Мифы народов мира. Энциклопедия.»]
+
-
* [http://baal.net.ru/publ/12-1-0-136 Сатана в Ветхом Завете]
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Библейские сюжеты]]
+
-
[[Категория:Демоны в иудаизме]]
+
-
{{checked_final}}
+

Версия 23:26, 16 июля 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Сатана (שָׂטָן, Сатан; הַשָּׂטָן, hа-Сатан) - «противник», «обвинитель».

Содержание

Значение слова

В своем первоначальном значении Сатана — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В ТаНаХе Сатана не демоническое существо, антагонист или соперник Бога (исключение, может быть, составляет I Хр. 21:1), это слово относится и к людям (I Сам. 29:4; II Сам. 19:23 [в русской традиции 19:22]; I Ц. 5:18; 11:14, 23, 25), и к ангелам был специально послан, чтобы помешать Валааму (Чис. 22:32), воспрепятствовать ему. Однокоренной глагол используется для обозначения обвинения в суде (Пс. 109:6 [в русской традиции 108:6]) и сопротивления в самом общем смысле (Пс. 38:21 [в русской традиции 37:21]; 109:4, 20, 29 [в русской традиции 108:4, 20, 29])

Препятствование (ситна) — это не постоянная функция одного ангела; как имя определенного ангела имя Сатан впервые появляется около 520 г. до н. э. в книге пророка Зхарии (Зх. 3) и книге Иов (1–2). В первом случае Сатана выступает обвинителем на небесном суде; во втором — Сатан подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатан явно подчинен Богу, он один из Его слуг (бней hа-Элохим) и не может действовать без Его позволения; нигде он не выступает соперником Бога.

Сатан в иудаизме

Значение Сатана

В апокрифах и апокалиптической литературе Сатан не играет важной роли; там, где он упоминается, он почти не наделен личными свойствами, а просто представляет силы зла и противления Богу. В литературе таннаев Сатан упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла.

В период амораев Сатан, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Иногда он фигурирует в том же безличном образе, как в апокрифах и литературе таннаев. Сатана отождествляется с йецер hа-ра (дурными наклонностями) и с ангелом смерти (ББ. 16а), но часто наделяется собственной индивидуальностью. Он обвиняет Авраама в том, что, несмотря на оказанную ему милость (рождение сына в преклонном возрасте), Авраам не принес в жертву Богу голубя или горлицу и потому должен принести в жертву Исаака, чтобы доказать свою покорность Богу (Санх. 89б). Сатан подвергает сомнению праведность Иова лишь для того, чтобы Бог не забыл большей верности Авраама (ББ. 16а).

Рабби Меир потратил три дня на то, чтобы добиться примирения между двумя людьми, пребывавшими в длительной ссоре. Сатан при этом жаловался: «Он выгнал меня из моего дома» (Гит. 52а). Сатан в образе женщины искушал рабби Амрама хе-Хасида (4 в.), рабби Меира, рабби Акиву и других праведников (Кид. 81а–б). Ангел Михаэль борется с Сатаном и защищает перед Богом еврейский народ от клеветы символа зла (Исх. Р. 18:5). Хотя Сатан выступает как искуситель, ему в гораздо большей степени присуща роль обвинителя; очень часто встречается выражение Сатан мекатрег (Сатана-обвинитель; Быт. Р. 38:9; ТИ., Бр. 1:1; Шаб. 2:6). Сатана пытается помешать любому положительному действию (Быт. Р. 38:9), с чем связана поговорка: «Не открывай уста Сатане».

Сатану вменялись в вину все грехи, упоминаемые в Библии: грехопадение Адама (ПдрЭ. 13:1), поклонение золотому тельцу (Шаб. 89а), грех Давида с Бат-Шевой (Санх. 107а). Сатан внушает неевреям неуважительное отношение к хукким — законам, которые не могут быть обоснованы рационально, чем подрывает верность евреев Божественным предписаниям (Иома 67б). Об искушении законоучителей см. выше. Звук шофара в Рош hа-Шана «смущает Сатана» (РхШ. 16б). В Иом-Киппур Сатан совершенно бессилен, на что указывает гематрия его имени: השטן — 364, то есть на один день меньше, чем в солнечном году (Иома 20а; см. также Календарь).

Упоминания Сатана в молитвах. Сатан в Кабалле

Упоминания Сатана в литургии немногочисленны. В нескольких молитвах содержится просьба к Богу защитить молящихся от Сатана. Под влиянием каббалы принято перед трублением в шофар читать шесть библейских стихов, начальные буквы которых образуют акростих кра Сатан (`разорви Сатана`).

Мотив дуализма, присущий представлениям о Сатане как самостоятельном злом начале, диалектически преодолевается в каббалистическом учении об «изнанке мироздания» — области темной эманации (ситра ахра).

Сатана в христианстве

В Новом завете Сатана выступает как олицетворение зла, особая личность — Антихрист. Он отождествляется с «древним змеем», который обольщал всю Вселенную и был низвергнут с неба на землю со своими ангелами (Отк. 12:9). Сатана искушает Иисуса (Матф. 4). Евреи, не желающие признать Иисуса, именуются «синагогой (или сборищем) Сатаны» (Отк. 2:9; 3:9). В средние века христианская церковь проповедовала ненависть к евреям — «отродью Сатаны», обладающему многими его свойствами: евреев обвиняли в колдовстве и всевозможных кознях против христиан. Эти обвинения оправдывали бесправное положение евреев и их преследование.

См. также Демонология; Добро и зло.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САТАНА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация