Литвиновский, Пинхас
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Художники по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
[[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Художники по алфавиту]] |
Версия 15:51, 15 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Литвиновский, Пинхас (1894, Новогеоргиевск Херсонской губернии, ныне Кировоградская область, – 1985, Иерусалим), израильский живописец.
Содержание |
Биографические сведения
Профессиональным художником стал в России (учился в Одесском художественном училище, 1910–12; в Петербургской академии художеств у профессора Д. Кардовского, 1913–16); участвовал в бурной художественной жизни русской столицы и близко сошелся с В. Маяковским, А. Ахматовой и другими представителями литературной и художественной богемы.
В Эрец-Исраэль впервые приехал в 1912 г. и по приглашению Б. Шаца (привозившего в 1911 г. в Одессу выставку работ своих учеников) более года учился в Школе искусств и ремесел Бецалель.
Окончательно поселился в Эрец-Исраэль в 1919 г.
Творческий путь
Работами 1920-х гг. («Йеменские евреи», 1924; «Портрет Леи Данкенблюм», 1925; «У Западной стены», 1925; «Араб с цветком», 1926; «Жених и невеста», 1927, и другими), написанными под влиянием русского авангардизма (К. Малевич, М. Ларионов) Литвиновский, наряду с И. Зарицким и другими, выступил против натуралистического ориентализма школы Б. Шаца, противопоставив стилю «Бецалеля» своеобразный экспрессионизм, в котором восточный колорит передан не через сюжет, а исключительно средствами живописи — яркими цветовыми созвучиями и свободными геометрическими формами.
Непродолжительное увлечение монохроматизмом после поездки в 1929 г. в Париж и знакомства с творчеством Ж. Руо (коричневый, беж, зеленый в «Женщине с петухом», 1932) сменяется в конце 1930-х гг. обращением к характерной для всего последующего творчества Литвиновского многоцветной палитре, глубокой перспективе и экспрессионистски намеченными фигурами на абстрактном фоне («Дочки», 1939; «Матери», 1939; работы 1940–50-х гг., впервые были выставлены на персональной выставке в Иерусалиме, 1960).
Еврейские мотивы
К концу жизни в творчестве Литвиновского усиливаются еврейские мотивы (серия эстампов «Раввины», 1980).
Признание
В 1980 г. Литвиновскому была присуждена Государственная премия Израиля.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛИТВИНОВСКИЙ Пинхас в ЭЕЭ