Лекет (обычай оставлять часть урожая для нуждающихся)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Библейское запрещение (Втор. 24:19) возвращаться за забытым в поле снопом — шихеха — Талмуд распространяет на два снопа, а также на небольшие участки поля и на одно-два дерева, с которых забыли снять урожай (Сиф., Втор. 283; Хул. 131а). Аналогично предписание пеа (Лев. 19:9) — оставлять несжатыми края поля — получило в [[Галаха|Галахе]] распространение на плодоносные деревья (Сифра, Кдошим 1:7; Пеа 1:5). | Библейское запрещение (Втор. 24:19) возвращаться за забытым в поле снопом — шихеха — Талмуд распространяет на два снопа, а также на небольшие участки поля и на одно-два дерева, с которых забыли снять урожай (Сиф., Втор. 283; Хул. 131а). Аналогично предписание пеа (Лев. 19:9) — оставлять несжатыми края поля — получило в [[Галаха|Галахе]] распространение на плодоносные деревья (Сифра, Кдошим 1:7; Пеа 1:5). | ||
- | + | === Уточнения, связанные с лекет === | |
- | + | ||
Уточняя связанные с лекет, шихеха у-феа понятия (Пеа 1:3,4; 4:10; 6:2–11; 7:3,4), [[Мишна]] уделяет особое внимание вопросам, касающимся пеа. Определяется ее минимальное количество — одна шестидесятая часть урожая; во избежание драк между бедняками им предписывается рвать колосья руками (Пеа 4:4); равная возможность собирания достигается правилом, согласно которому нуждающиеся допускаются на несжатый край поля все вместе и в определенные часы (Пеа 4:5). | Уточняя связанные с лекет, шихеха у-феа понятия (Пеа 1:3,4; 4:10; 6:2–11; 7:3,4), [[Мишна]] уделяет особое внимание вопросам, касающимся пеа. Определяется ее минимальное количество — одна шестидесятая часть урожая; во избежание драк между бедняками им предписывается рвать колосья руками (Пеа 4:4); равная возможность собирания достигается правилом, согласно которому нуждающиеся допускаются на несжатый край поля все вместе и в определенные часы (Пеа 4:5). | ||
+ | === Сфера соблюдения закона лекет === | ||
+ | Библейский рассказ о [[Руфь|Руфи]] и Боазе (Руфь 2) сениявидетельствует о том, что законы лекет, шихеха у-феа соблюдались уже в эпоху, описанную в [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книге]]. Хотя библейское выражение «жатва земли вашей» (Лев. 19:9) дает возможность толковать эти законы как относящиеся только к [[Эрец-Исраэль]], Галаха распространяет их и на другие страны, где евреи занимаются земледелием (Хул. 1376), причем пользоваться этими видами [[Благотворительность|благотворительности]] имеют право и бедняки-неевреи (Гит. 5:8). | ||
+ | === Аналоги предписаниям о лекет === | ||
+ | Некоторые исследователи усматривают аналог библейским предписаниям о лекет, шихеха у-феа в существовавших в древности у народов Ближнего Востока обычаях оставлять на поле сжатый сноп. | ||
- | + | Закапывание снопа на поле, также принятое в прошлом, было порождено поверьем, что в снопе находится дух урожая, и предание его земле обеспечит плодородность почвы и в будущем году. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Встречаемое в египетской [[Мудрости Литература|мудрости литературе]] предписание оставлять беднякам дары зерна и масла диктовалось, как и в Библии, требованиями этики. | |
{{ElevenCopyRight|12408|ЛЕКЕТ}} | {{ElevenCopyRight|12408|ЛЕКЕТ}} |
Версия 19:06, 14 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Лекет, ШИХЕХА У-ФЕА (לֶקֶט, שִׁכְחָה וּפֵאָה, буквально `подбираемое, забытое и край [поля]`), три части урожая, которые библейское законодательство велит хозяину оставить бедным и пришельцам.
Содержание |
Предписания
Правила, касающиеся лекет, шихеха у-феа детально разработаны в Талмуде, так же, как и другие виды даров беднякам (матнот-аниим), приносимых землевладельцами, согласно обязывающей все классы общества заповеди благотворительности, многократно повторяющейся в Пятикнижии, в пророческой (см. Пророки и пророчество) литературе (Ис. 58:7, 10; Иех. 18:7, 16) и в мудрости литературе (Пр. 31:20; Иов 31:16–20 и в других местах).
Наряду с повелением оставлять на поле лекет — упавшие на землю во время жатвы колосья, Библия предписывает не поднимать и упавшие при сборе винограда ягоды (перет), а также не обрывать мелкие грозди (олелот) с лоз (Лев. 19:9, 10; Втор. 24:21).
Библейское запрещение (Втор. 24:19) возвращаться за забытым в поле снопом — шихеха — Талмуд распространяет на два снопа, а также на небольшие участки поля и на одно-два дерева, с которых забыли снять урожай (Сиф., Втор. 283; Хул. 131а). Аналогично предписание пеа (Лев. 19:9) — оставлять несжатыми края поля — получило в Галахе распространение на плодоносные деревья (Сифра, Кдошим 1:7; Пеа 1:5).
Уточнения, связанные с лекет
Уточняя связанные с лекет, шихеха у-феа понятия (Пеа 1:3,4; 4:10; 6:2–11; 7:3,4), Мишна уделяет особое внимание вопросам, касающимся пеа. Определяется ее минимальное количество — одна шестидесятая часть урожая; во избежание драк между бедняками им предписывается рвать колосья руками (Пеа 4:4); равная возможность собирания достигается правилом, согласно которому нуждающиеся допускаются на несжатый край поля все вместе и в определенные часы (Пеа 4:5).
Сфера соблюдения закона лекет
Библейский рассказ о Руфи и Боазе (Руфь 2) сениявидетельствует о том, что законы лекет, шихеха у-феа соблюдались уже в эпоху, описанную в Судей Израилевых книге. Хотя библейское выражение «жатва земли вашей» (Лев. 19:9) дает возможность толковать эти законы как относящиеся только к Эрец-Исраэль, Галаха распространяет их и на другие страны, где евреи занимаются земледелием (Хул. 1376), причем пользоваться этими видами благотворительности имеют право и бедняки-неевреи (Гит. 5:8).
Аналоги предписаниям о лекет
Некоторые исследователи усматривают аналог библейским предписаниям о лекет, шихеха у-феа в существовавших в древности у народов Ближнего Востока обычаях оставлять на поле сжатый сноп.
Закапывание снопа на поле, также принятое в прошлом, было порождено поверьем, что в снопе находится дух урожая, и предание его земле обеспечит плодородность почвы и в будущем году.
Встречаемое в египетской мудрости литературе предписание оставлять беднякам дары зерна и масла диктовалось, как и в Библии, требованиями этики.