Смертная казнь в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) |
(оформление) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | [[Талмуд]] упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (''арба митот бет-дин''): [[ | + | '''Смертная Казнь ''' в Библейском законодательстве как и в законодательстве других древних народов, нередко служит наказанием за тяжкое преступление. |
+ | |||
+ | [[Талмуд]] упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (''арба митот бет-дин''): [[побиение камнями]], [[сожжение]], [[казнь мечом]] и [[удушение]]. | ||
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя ({{Библия|Лев|19:18}}) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а</ref> Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52а; Сифра 7:9</ref> | В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя ({{Библия|Лев|19:18}}) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а</ref> Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52а; Сифра 7:9</ref> | ||
Строка 45: | Строка 47: | ||
В талмудические и пост-талмудические времена смертная казнь в иудаизме не применялась. | В талмудические и пост-талмудические времена смертная казнь в иудаизме не применялась. | ||
+ | == Смертная казнь в Израиле в наши дни == | ||
+ | В Государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц — повешение, для военнослужащих — расстрел. За всю историю Израиля были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один — по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой — казнь [[Эйхмана Процесс|А. Эйхмана]]). Противники смертной казни в Израиле подчас ссылаются на постановление, согласно которому с разрушением Храма утрачено право налагать смертную казнь. Во время первого после образования государства судебного процесса над подозреваемым в убийстве оба верховных раввина страны ([[ашкеназ]]ский и [[сефард]]ский) обратились к министру юстиции с требованием немедленно отменить смертную казнь, предусматривавшуюся британским правом. Верховные раввины указали, что смертная казнь несовместима с [[Право Еврейское|еврейским правом]] и её осуществление было бы религиозным преступлением. | ||
+ | |||
+ | См. также [[Наказание]]. | ||
== Литература == | == Литература == | ||
Строка 53: | Строка 59: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|13855|СМЕРТНАЯ КАЗНЬ}} | |
+ | |||
[[Категория:Еврейская философия]] | [[Категория:Еврейская философия]] | ||
[[Категория:Еврейское право]] | [[Категория:Еврейское право]] |
Текущая версия на 19:26, 12 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Смертная Казнь в Библейском законодательстве как и в законодательстве других древних народов, нередко служит наказанием за тяжкое преступление.
Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побиение камнями, сожжение, казнь мечом и удушение.
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.[1] Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.[2]
В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в Мишне[3] сказано:
Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: «Даже раз в 70 лет»; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», но раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».
Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах с призывом прийти и засвидетельствовать невиновность обвиняемого. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.[4]
Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.[5]
Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.
Содержание |
Виды казней
Побиение камнями
Сожжение
Сожжение предписывается Талмудом только в тех случаях, в которых эта казнь установлена библейским законом. Чтобы тело приговорённого к казни сожжением не было изувечено, его шею следует обмотать двумя платками и тянуть их в противоположные стороны до тех пор, пока осужденный не откроет рот; затем следует бросить в рот раскалённый кусок металла, который «достигнет его внутренностей» и сожжёт человека изнутри.[6] Фактически при этом осуждённый умирает от болевого шока.
В то же время в Талмуде[7] описано, как ученики р.Ишмаэля (конец II в. н.э.) сварили некую блудницу, "которая была приговорена к сожжению по царскому (римскому) суду", и после этого подсчитали все кости её тела; эта информация потом использовалась для установления законодательства в отношении ритуальной нечистоты, ведь анатомировать трупы иудаизм запрещает.
Казнь мечом
Казнь мечом предписывалась для наказания убийц или жителей впавших в идолопоклонство городов. В обоих случаях эта форма казни основывается на библейских предписаниях (Исх.21:20; Лев.26:25; Втор.13:15,16). По некоторым сведениям, лишь убийцам отсекали голову мечом («способом, практикуемым [римским] правительством».[8]
Удушение
Удушение предписывалось во всех случаях, когда другой способ смертной казни за совершённое преступление не был предусмотрен законом[9], поскольку оно считалось наиболее гуманной и наименее обезображивающей тело казнью.[10] Однако нет свидетельств, что и этот способ реально практиковался. Талмуд разрешает вывешивать для обозрения тело казнённого только за два вида преступлений — богохульство и идолопоклонство.[11]
Другие виды казней
Существуют также сведения о применении таких видов смертной казни, которые не предписываются Талмудом. Так, Иосиф Флавий[12] сообщает, что Александр Яннай казнил распятием (то есть способом, который применяли римляне) 800 фарисеев. Упоминается также, что раби Шимон бен Шатах повесид (или распял?) 80 колдуний в один день, что было воспринято как однократная мера[13].
В талмудические и пост-талмудические времена смертная казнь в иудаизме не применялась.
Смертная казнь в Израиле в наши дни
В Государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц — повешение, для военнослужащих — расстрел. За всю историю Израиля были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один — по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой — казнь А. Эйхмана). Противники смертной казни в Израиле подчас ссылаются на постановление, согласно которому с разрушением Храма утрачено право налагать смертную казнь. Во время первого после образования государства судебного процесса над подозреваемым в убийстве оба верховных раввина страны (ашкеназский и сефардский) обратились к министру юстиции с требованием немедленно отменить смертную казнь, предусматривавшуюся британским правом. Верховные раввины указали, что смертная казнь несовместима с еврейским правом и её осуществление было бы религиозным преступлением.
См. также Наказание.
Литература
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Примечания
- ↑ Талмуд, Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52а; Сифра 7:9
- ↑ Мишна, Маккот 1:10
- ↑ Талмуд, Санхедрин 42б-43б
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52б; Ктубот 30а
- ↑ Мишна, Санхедрин 7:2
- ↑ Вавилонский Талмуд, Бехорот 45а.
- ↑ Мишна, Санхедрин 7:3
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52б, 84б, 89а
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52б
- ↑ Мишна, Санхедрин 6:4; Талмуд 45 б
- ↑ Иосиф Флавий, Иудейские Древности 13:380-381
- ↑ Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:2
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в ЭЕЭ