Шохат, Маня

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| АВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
| АВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| АВТОР3 =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
|УРОВЕНЬ=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|НАЗВАНИЕ=
-
| ПОДТЕМА =  
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
| КАЧЕСТВО  =  
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
|АВТОР2=
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
|ТЕМА=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
|ИЗ ЦИКЛА=
-
}}  
+
|ПУБЛИКАЦИИ=
-
   
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}   
-
{{нет источников}}
 
{{Политик
{{Политик
| Имя              = Маня Шохат
| Имя              = Маня Шохат
-
| Оригинал имени  = מניה שוחט
+
| Оригинал имени  = <span style="font:16pt 'times new roman';">מניה שוחט</span>
-
| Фото            =  
+
| Фото            = 14897_L.jpg
-
| Ширина          = 150px
+
| Ширина          = 200px
| Подпись          =  
| Подпись          =  
| Имя при рождении = '''Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич'''
| Имя при рождении = '''Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич'''
| Псевдонимы      =  
| Псевдонимы      =  
-
| Дата рождения    = {{ДатаРождения|||1879}}
+
| Дата рождения    = 1879
| Место рождения  = поместье Лососна, [[Гродно]]
| Место рождения  = поместье Лососна, [[Гродно]]
-
| Дата смерти      = {{Датасмерти|||1961}}
+
| Дата смерти      = 1961
| Место смерти    = [[Тель-Авив]]
| Место смерти    = [[Тель-Авив]]
| Гражданство      =  
| Гражданство      =  
Строка 37: Строка 40:
}}
}}
-
'''Маня Шохат''' ({{lang-he|מניה שוחט}}, урожденная '''Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич''', [[1879]], поместье Лососна, [[Гродно]] [[1961]], [[Тель-Авив]]) — российская [[революционер]]ка, идеолог создания коллективных поселений в подмандатной [[Палестина|Палестине]], позднее ставших [[кибуц]]ами.
+
'''Шохат, Маня''' (урожденная Вильбушевич Мария Вульфовна /Владимировна/; 1879, поместье Лососна, близ Гродно, – 1961, Тель-Авив) - деятель еврейского рабочего движения в России, деятель [[Сионизм|сионистского]] движения.
-
==Биография==
+
== Биография ==
 +
=== Детство ===
 +
Родилась в зажиточной, просвещенной семье приверженцев движения [[Хиббат Цион]] (см. [[Ховевей Цион]]). Из-за слабого здоровья не посещала гимназию и получила домашнее образование. Работала на принадлежавшей брату фабрике в Минске, на которой познакомилась с условиями труда и бытом еврейских рабочих. В конце 1890-х гг. принимала участие в полулегальной просветительной деятельности среди рабочих, которой руководил [[Гершуни, Григорий Андреевич|Г. Гершуни]]. Вскоре вступила в [[Бунд]].
 +
=== Арест ===
 +
В марте 1900 г. была арестована в связи с провалом минской подпольной типографии и кружков Бунда, возглавляемых Евгенией Гуревич (1861–1934). Шохат была доставлена в Москву и на допросах и «доверительных беседах» у начальника Московского охранного отделения С. Зубатова попала под влияние его теории о возможности легального рабочего движения, поддерживаемого властями. Зубатов убедил Шохат в том, что создание партии еврейских рабочих, которая защищает исключительно их профессиональные и экономические интересы и воздерживается от политических действий против существующего режима, послужит на пользу угнетенным еврейским массам и приведет к расширению их гражданских прав.
 +
=== Сионистская деятельность===
 +
В августе 1900 г. Шохат была освобождена из тюрьмы, вернулась в Гродно и занялась пропагандой зубатовских идей, организовала несколько экономических стачек. В то же время Шохат стала интересоваться сионизмом. С весны 1901 г. Шохат совместно с бывшими членами Бунда Ю. Волиным, [[Чемерисский, Александр|А. Чемерисским]] и другими развернула в Минске агитационную деятельность, и вскоре благодаря ее организационным способностям и неутомимой энергии под влияние легального тред-юнионизма попала часть еврейских рабочих. Взгляды и деятельность Шохат вызвали резкое осуждение в бундовской среде, что побудило ее вместе со сторонниками выйти из Бунда. В июле 1901 г. они основали в Минске [[Еврейская Независимая Рабочая Партия|Еврейскую независимую рабочую партию]] (ЕНРП). Партия в первое время добилась значительных успехов, заметно улучшилось материальное положение еврейских рабочих. Шохат в тот период искренне верила, что Зубатов — «великий двигатель рабочего движения». Шохат добилась у министра внутренних дел [[Плеве, Вячеслав Константинович|В. Плеве]] разрешения на проведение в сентябре 1902 г. [[Минская Конференция|Минской конференции]] российских сионистов, это был единственный сионистский съезд в царской России, состоявшийся легально.
-
Маня родилась в рабочей семьи и с молодого возраста начала работать на заводе. Вскоре вступила в Бунд и в партию Эссеров под руководством Гершуни. Вскоре была арестована за свою деятельность и попала на допрос к [[Зубатов, Сергей Васильевич |Сергею Зубатову]]-главе минского отделения Охранки. Зубатов убедил Маню действовать под покровительством властей и по его инициативе была создана Еврейская Независимая Партия во главе которой стала Маня.
+
После изменения отношения правительства к планам Зубатова, а главное, под влиянием Кишиневского погрома (апрель 1903 г., см. [[Кишинёв|Кишинев]]) ЕНРП зашла в тупик и в июне 1903 г. объявила о самороспуске. В связи с этим Шохат как лидер и идеолог партии пережила душевный кризис и даже пыталась совершить покушения на Зубатова и других крупных чиновников. В 1904 г. вступила в [[Поалей Цион|Поалей Цион]].
 +
=== Посещение Израиля ===
 +
В начале 1904 г. брат Шохат, Нахум Вилбуш (Вильбушевич, 1879–1971), пригласил Шохат посетить Эрец-Исраэль, где жили еще два ее брата — Гдалияху (1865–1932) и Моше (1869–1952). В течение года она путешествовала по стране, изучая возможности поселенческой деятельности. В конце 1905 г., посетив Париж, получила деньги из фонда [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Ротшильда]] на еврейскую [[Самооборона Еврейская|самооборону]] в России и участвовала в организации доставки туда оружия. После возвращения в Эрец-Исраэль выступала за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на севере страны, в районе [[Голан]]. Для сбора средств на эти цели, а также на еврейскую самооборону отправилась в агитационную поездку в США, однако смогла получить деньги только на самооборону в России.
-
{{Israel-politic-stub}}
+
Шохат пришла к выводу, что широкий класс еврейских рабочих в Эрец-Исраэль может возникнуть лишь на базе коллективных сельскохозяйственных поселений, развитие которых она считала необходимым условием для превращения заброшенной турецкой провинции в еврейскую страну. Она познакомилась с участниками общества Бар-Гиора, которое возглавлял [[Шохат, Исраэль|И. Шохат]]. Вместе с членами этой группы поселилась в [[Седжера|Седжере]] (ныне Илания) в Нижней [[Галилея|Галилее]], где в 1907–1908 гг. под ее влиянием группа стала первой в Эрец-Исраэль вести коллективное хозяйство (прототип [[Киббуц|киббуца]]). В 1908 г. она вышла замуж за И. Шохата. Вместе с ним она была среди основателей организации [[hа-Шомер]] (1909). Шохат приобрела ведущую роль в организации, во многом определив направление ее деятельности.
-
[[Категория:Персоналии:Израиль]]
+
В 1914–17 гг. она с мужем жила в городе Бурса (Анатолия), куда они были высланы турецкими властями. Весной 1919 г. Шохат возвратилась в Эрец-Исраэль и поселилась в [[Кфар-Гилади|Кфар-Гилади]]. В том же году вступила в [[Ахдут hа-Авода|Ахдут hа-Авода]]. В 1921 г. Шохат совместно с [[Кацнельсон, Берл|Б. Кацнельсоном]] и И. Барацем (1890–1968) вошла в первую делегацию [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]], отправившуюся в США. Ее участие в делегации послужило поводом для скандалов и ожесточенной полемики со стороны бундовцев и еврейских коммунистов, припомнивших Шохат сотрудничество с Зубатовым и обвинявшим ее в том, что она выдала в переписке с ним ([[Заславский, Давид Иосифович|Д. Заславский]], статья «Зубатов и Маня Вильбушевич», «Былое», №3, 1918) ряд членов Бунда, мешавших работе возглавляемой ей ЕНРП. В ответ на эти обвинения Шохат опубликовала в газете «Ди цайт» протест, в котором утверждала, что публикаторы фальсифицировали ее письма.
-
[[Категория:Политики Израиля]]  
+
-
[[Категория:Общественные деятели Израиля]]
+
-
+
-
[[de:Manja Schochat]]
+
В 1921 г. Шохат присоединилась к [[Гдуд hа-Авода|Гдуд hа-авода]] и вскоре стала одним из активных участников организации, после ее роспуска работала в киббуце [[Кфар-Гилади|Кфар-Гилади]]. В 1930 г. она участвовала в организации Лиги еврейско-арабской дружбы. В 1920–1930-х гг. Шохат вступила в [[Хагана|Хагану]]. В 1939 г., после опубликования британским правительством [[Белая Книга|Белой книги]], Шохат выдвинула план доставки в Эрец-Исраэль нелегальных иммигрантов и с этой целью несколько раз выезжала за границу. В 1948 г. она вступила в [[Мапам]], переселилась в Тель-Авив. С началом в 1950-х гг. массовой [[Алия|алии]] из стран Востока (в особенности из Северной Африки) работала в [[Мабара|мабарот]]. Воспоминания Шохат о ее жизни в Эрец-Исраэль частично опубликованы в сборниках «Диврей поалот» («Слова работниц», Т.-А., 1930), «Ковец hа-Шомер» («Сборник hа-Шомера», Т.-А., 1937) и «Сефер hа-Шомер» («Книга hа-Шомер», Т.-А., 1957).
-
[[en:Manya Shochat]]
+
-
[[he:מניה שוחט]]
+
 +
{{ElevenCopyRight|14897|ШОХАТ Маня}}
-
{{WikiCopyRight}}
+
{{Israel-politic-stub}}
-
{{checked_final}}
+
[[Категория:Персоналии:Израиль]]
 +
[[Категория:Политики Израиля]]
 +
[[Категория:Общественные деятели Израиля]]
 +
[[Категория:Конгрессы, учреждения, партии ]]

Версия 20:33, 9 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Маня Шохат
מניה שוחט
Фотография
Имя при рождении:

Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич

Дата рождения:

1879 год

Место рождения:

поместье Лососна, Гродно

Дата смерти:

1961 год

Место смерти:

Тель-Авив

Партия:

Бунд, ЕНРП, Поалей Цион

Шохат, Маня (урожденная Вильбушевич Мария Вульфовна /Владимировна/; 1879, поместье Лососна, близ Гродно, – 1961, Тель-Авив) - деятель еврейского рабочего движения в России, деятель сионистского движения.

Содержание

Биография

Детство

Родилась в зажиточной, просвещенной семье приверженцев движения Хиббат Цион (см. Ховевей Цион). Из-за слабого здоровья не посещала гимназию и получила домашнее образование. Работала на принадлежавшей брату фабрике в Минске, на которой познакомилась с условиями труда и бытом еврейских рабочих. В конце 1890-х гг. принимала участие в полулегальной просветительной деятельности среди рабочих, которой руководил Г. Гершуни. Вскоре вступила в Бунд.

Арест

В марте 1900 г. была арестована в связи с провалом минской подпольной типографии и кружков Бунда, возглавляемых Евгенией Гуревич (1861–1934). Шохат была доставлена в Москву и на допросах и «доверительных беседах» у начальника Московского охранного отделения С. Зубатова попала под влияние его теории о возможности легального рабочего движения, поддерживаемого властями. Зубатов убедил Шохат в том, что создание партии еврейских рабочих, которая защищает исключительно их профессиональные и экономические интересы и воздерживается от политических действий против существующего режима, послужит на пользу угнетенным еврейским массам и приведет к расширению их гражданских прав.

Сионистская деятельность

В августе 1900 г. Шохат была освобождена из тюрьмы, вернулась в Гродно и занялась пропагандой зубатовских идей, организовала несколько экономических стачек. В то же время Шохат стала интересоваться сионизмом. С весны 1901 г. Шохат совместно с бывшими членами Бунда Ю. Волиным, А. Чемерисским и другими развернула в Минске агитационную деятельность, и вскоре благодаря ее организационным способностям и неутомимой энергии под влияние легального тред-юнионизма попала часть еврейских рабочих. Взгляды и деятельность Шохат вызвали резкое осуждение в бундовской среде, что побудило ее вместе со сторонниками выйти из Бунда. В июле 1901 г. они основали в Минске Еврейскую независимую рабочую партию (ЕНРП). Партия в первое время добилась значительных успехов, заметно улучшилось материальное положение еврейских рабочих. Шохат в тот период искренне верила, что Зубатов — «великий двигатель рабочего движения». Шохат добилась у министра внутренних дел В. Плеве разрешения на проведение в сентябре 1902 г. Минской конференции российских сионистов, это был единственный сионистский съезд в царской России, состоявшийся легально.

После изменения отношения правительства к планам Зубатова, а главное, под влиянием Кишиневского погрома (апрель 1903 г., см. Кишинев) ЕНРП зашла в тупик и в июне 1903 г. объявила о самороспуске. В связи с этим Шохат как лидер и идеолог партии пережила душевный кризис и даже пыталась совершить покушения на Зубатова и других крупных чиновников. В 1904 г. вступила в Поалей Цион.

Посещение Израиля

В начале 1904 г. брат Шохат, Нахум Вилбуш (Вильбушевич, 1879–1971), пригласил Шохат посетить Эрец-Исраэль, где жили еще два ее брата — Гдалияху (1865–1932) и Моше (1869–1952). В течение года она путешествовала по стране, изучая возможности поселенческой деятельности. В конце 1905 г., посетив Париж, получила деньги из фонда Э. Ротшильда на еврейскую самооборону в России и участвовала в организации доставки туда оружия. После возвращения в Эрец-Исраэль выступала за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на севере страны, в районе Голан. Для сбора средств на эти цели, а также на еврейскую самооборону отправилась в агитационную поездку в США, однако смогла получить деньги только на самооборону в России.

Шохат пришла к выводу, что широкий класс еврейских рабочих в Эрец-Исраэль может возникнуть лишь на базе коллективных сельскохозяйственных поселений, развитие которых она считала необходимым условием для превращения заброшенной турецкой провинции в еврейскую страну. Она познакомилась с участниками общества Бар-Гиора, которое возглавлял И. Шохат. Вместе с членами этой группы поселилась в Седжере (ныне Илания) в Нижней Галилее, где в 1907–1908 гг. под ее влиянием группа стала первой в Эрец-Исраэль вести коллективное хозяйство (прототип киббуца). В 1908 г. она вышла замуж за И. Шохата. Вместе с ним она была среди основателей организации hа-Шомер (1909). Шохат приобрела ведущую роль в организации, во многом определив направление ее деятельности.

В 1914–17 гг. она с мужем жила в городе Бурса (Анатолия), куда они были высланы турецкими властями. Весной 1919 г. Шохат возвратилась в Эрец-Исраэль и поселилась в Кфар-Гилади. В том же году вступила в Ахдут hа-Авода. В 1921 г. Шохат совместно с Б. Кацнельсоном и И. Барацем (1890–1968) вошла в первую делегацию Гистадрута, отправившуюся в США. Ее участие в делегации послужило поводом для скандалов и ожесточенной полемики со стороны бундовцев и еврейских коммунистов, припомнивших Шохат сотрудничество с Зубатовым и обвинявшим ее в том, что она выдала в переписке с ним (Д. Заславский, статья «Зубатов и Маня Вильбушевич», «Былое», №3, 1918) ряд членов Бунда, мешавших работе возглавляемой ей ЕНРП. В ответ на эти обвинения Шохат опубликовала в газете «Ди цайт» протест, в котором утверждала, что публикаторы фальсифицировали ее письма.

В 1921 г. Шохат присоединилась к Гдуд hа-авода и вскоре стала одним из активных участников организации, после ее роспуска работала в киббуце Кфар-Гилади. В 1930 г. она участвовала в организации Лиги еврейско-арабской дружбы. В 1920–1930-х гг. Шохат вступила в Хагану. В 1939 г., после опубликования британским правительством Белой книги, Шохат выдвинула план доставки в Эрец-Исраэль нелегальных иммигрантов и с этой целью несколько раз выезжала за границу. В 1948 г. она вступила в Мапам, переселилась в Тель-Авив. С началом в 1950-х гг. массовой алии из стран Востока (в особенности из Северной Африки) работала в мабарот. Воспоминания Шохат о ее жизни в Эрец-Исраэль частично опубликованы в сборниках «Диврей поалот» («Слова работниц», Т.-А., 1930), «Ковец hа-Шомер» («Сборник hа-Шомера», Т.-А., 1937) и «Сефер hа-Шомер» («Книга hа-Шомер», Т.-А., 1957).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШОХАТ Маня в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация