Остракон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}  
}}  
 +
'''О́СТРАКОН''' (по-гречески `черепок`; мн. число — о́страка), осколок глиняного сосуда с нанесенными на него записями. Главным образом это расписки, счета, списки, короткие послания, а иногда и копии писем, оригинал которых был исполнен на более дорогом материале (папирусе или пергаменте). Большинство остраконов написаны чернилами, но на некоторых надпись нацарапана острым инструментом.  
'''О́СТРАКОН''' (по-гречески `черепок`; мн. число — о́страка), осколок глиняного сосуда с нанесенными на него записями. Главным образом это расписки, счета, списки, короткие послания, а иногда и копии писем, оригинал которых был исполнен на более дорогом материале (папирусе или пергаменте). Большинство остраконов написаны чернилами, но на некоторых надпись нацарапана острым инструментом.  
== Остраконы Страны Израиля ==
== Остраконы Страны Израиля ==
 +
При раскопках в Стране Израиля найдено сравнительно немного письменного материала, и значительная его часть (сотни единиц) — остраконы.  
При раскопках в Стране Израиля найдено сравнительно немного письменного материала, и значительная его часть (сотни единиц) — остраконы.  
-
По ним прослеживается развитие письма и лексики [[иврит]]а и арамейского языка. Они свидетельствуют о земледельческом направлении в экономике страны, по ним можно судить о том, что на протяжении веков основными продуктами производства были злаки, вино и оливковое масло. Они обогащают представление о системе налогов и повинностей, о социальном расслоении, а иногда устанавливают или подтверждают истинные факты.  
+
По ним прослеживается развитие письма и лексики [[иврит]]а и арамейского языка. Они свидетельствуют о земледельческом направлении в экономике страны, по ним можно судить о том, что на протяжении веков основными продуктами производства были злаки, вино и оливковое масло. Они обогащают представление о системе налогов и повинностей, о социальном расслоении, а иногда устанавливают или подтверждают истинные факты, например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные [[Имена|имена]] с включением слова баал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]).  
Например, остраконы из [[Лахиш]]а, [[Мецад-Хашавьяху]] или [[Самария (город)|Самарии]], в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова '''ба‘ал''', что говорит о проникновении [[Ханаанеи|ханаанейских]] культов в [[Израильское царство|Израильское (Северное) царство]].
Например, остраконы из [[Лахиш]]а, [[Мецад-Хашавьяху]] или [[Самария (город)|Самарии]], в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова '''ба‘ал''', что говорит о проникновении [[Ханаанеи|ханаанейских]] культов в [[Израильское царство|Израильское (Северное) царство]].
Строка 36: Строка 38:
== Еврейские остраконы в Египте ==
== Еврейские остраконы в Египте ==
 +
В [[Египет|Египте]] — в [[Элефантина|Элефантине]] и Эдфу (Аполлинополе Великом) — были найдены еврейские остраконы на арамейском языке персидского периода (V–IV вв. до н. э., некоторые — II в. до н. э.). В одном из них упомянут праздник [[Песах]].  
В [[Египет|Египте]] — в [[Элефантина|Элефантине]] и Эдфу (Аполлинополе Великом) — были найдены еврейские остраконы на арамейском языке персидского периода (V–IV вв. до н. э., некоторые — II в. до н. э.). В одном из них упомянут праздник [[Песах]].  
Строка 41: Строка 44:
==Источник==
==Источник==
 +
* [http://www.eleven.co.il/article/13105 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 6, кол. 216–217]
* [http://www.eleven.co.il/article/13105 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 6, кол. 216–217]
Строка 46: Строка 50:
[[Категория:Древние народы]]
[[Категория:Древние народы]]
[[Категория:Древняя история евреев ]]
[[Категория:Древняя история евреев ]]
 +
[[Категория:История еврейского народа]]

Версия 01:24, 9 июля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 23.01.2011


О́СТРАКОН (по-гречески `черепок`; мн. число — о́страка), осколок глиняного сосуда с нанесенными на него записями. Главным образом это расписки, счета, списки, короткие послания, а иногда и копии писем, оригинал которых был исполнен на более дорогом материале (папирусе или пергаменте). Большинство остраконов написаны чернилами, но на некоторых надпись нацарапана острым инструментом.

Остраконы Страны Израиля

При раскопках в Стране Израиля найдено сравнительно немного письменного материала, и значительная его часть (сотни единиц) — остраконы.

По ним прослеживается развитие письма и лексики иврита и арамейского языка. Они свидетельствуют о земледельческом направлении в экономике страны, по ним можно судить о том, что на протяжении веков основными продуктами производства были злаки, вино и оливковое масло. Они обогащают представление о системе налогов и повинностей, о социальном расслоении, а иногда устанавливают или подтверждают истинные факты, например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова баал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство (см. Ваала культ).

Например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова ба‘ал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство.

Древнейший остракон (XVIII–XVII вв. до н. э.) был найден в Гезере; он содержит лишь три протоханаанские буквы).

Первым был найден остракон в Бейт-Шемеше (XIII–XII вв. до н. э.), письмо палеоеврейское, читается с трудом; содержит несколько имен и числовых знаков.

При раскопках Самарии было обнаружено около 75 хорошо сохранившихся остраконов VIII в. до н. э. Это расписки на получение продуктов, различные документы (видимо, учет царских налогов).

В Лахише найдено около 20 остраконов (большинство легко читается): списки имен, копии писем, переписка о судьбе какого-то пророка, относящаяся, видимо, к году падения Иудейского царства (587 г. до н. э.).

В Араде обнаружено около 100 хорошо сохранившихся остраконов (VII–VI вв. до н. э.), среди них короткие письма, точные указания о поставках продуктов, списки имен.

Большой остракон (20 × 7,5 см) в шести фрагментах (конец VII в. до н. э.), найденный в Мецад-Хашавьяху, содержит письмо жнеца начальнику местного гарнизона с просьбой вернуть ему одежду, несправедливо отобранную надсмотрщиком за то, что он якобы не выполнил оброчную норму.

Несколько остраконов персидского периода на арамейском языке (вероятно, расписки в получении вина) обнаружены близ Эцион-Гевера. Позднейший из найденных в Стране Израиля остраконов обнаружен в Бейт-Шеане. Среди поздних остраконов Страны Израиля есть также написанные на набатейском и греческих языках.

Еврейские остраконы в Египте

В Египте — в Элефантине и Эдфу (Аполлинополе Великом) — были найдены еврейские остраконы на арамейском языке персидского периода (V–IV вв. до н. э., некоторые — II в. до н. э.). В одном из них упомянут праздник Песах.

Сохранились также еврейские и касающиеся евреев остраконы из Египта эллинистического и римских периодов, являющиеся ценным источником по социально-экономической истории евреев этой страны.

Источник

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация