Пинский, Давид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Пинский, Анатолий Аркадьевич or Пинский, Леонид or [[Пинский, Леонид Ефимов…») |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье | |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }} | + | }} |
+ | '''Пинский, Давид''' (1872, Могилев, — 1959, Хайфа) — еврейский прозаик и драматург. Писал на [[Идиш Язык|идиш]]. | ||
+ | == Биография == | ||
+ | Начальное образование получил в [[Хедер|хедере]]. В 13 лет переехал с семьей в Москву, где отец стал поставщиком военного обмундирования, и там продолжал еврейское образование, изучал также светские дисциплины. | ||
+ | В 1890-91 гг. жил в Витебске, откуда в 1892 г. поехал в Вену, где начал изучать в университете медицину. Проездом остановился в Варшаве, чтобы встретиться с [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перецем]], который был его литературным кумиром; с этой встречи завязалась их многолетняя дружба. И. Перец одобрил первые литературные опыты Пинского и помог ему войти в круг еврейских литераторов. | ||
+ | === Варшава === | ||
+ | Родители Пинского в Москве вскоре разорились и переехали в Варшаву; Пинский не смог продолжить образование и тоже поселился в Варшаве, где в 1893 г. дебютировал стихами на идиш в сборнике «Варшевер юдишер календар» (редактор Х. Эппельберг). В следующем году в ежегоднике [[Спектор, Мордехай|М. Спектора]] «Хойзфрайнд» Пинский опубликовал фельетон «Ойф дер провинц» («В провинции»), позднее вошедший в серию очерков «Штет ун штетлех» («Города и местечки»). Затем в ряде изданий появляются его острые сатирические рассказы, например, «Ароп дер йох» («Сбросить ярмо»), «Клейникайтн» («Мелочи») и другие. Известность в еврейском мире принесли Пинскому и рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И. Перецем «Ионтев блетлех» («Праздничные листки»). Творчество этих лет проникнуто социалистическими идеями: Пинский становится убежденным сторонником «просвещенного социализма» или, по определению [[Нигер, Шмуэль|Ш. Нигера]], «социал-маскилизма» (см. также [[Хаскала]]). | ||
+ | === Берлин === | ||
- | + | В 1896 г. Пинский слушал лекции в Берлинском университете и писал рассказы для американской социалистической газеты «Абендблат» под псевдонимом Д. Пульс. В том же году Пинский основал в Берлине издательство «Цайтгайст», в котором отдельным изданием вышел его рассказ «А фарфаленер» («Пропащий»). Некоторое время писатель жил в Швейцарии, а в 1899 г. переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты «Абендблат». В этот период он написал свою первую социально-психологическую драму «Айзик Шефтел», которая пользовалась большим успехом и была высоко оценена известным драматургом Г. Гауптманом. | |
- | + | ||
- | В | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | === После погрома в Кишиневе === | |
+ | После погрома в [[Кишинёв]]е примкнул к [[Поалей Цион]], став впоследствии одним из руководителей партии. События в Кишиневе нашли отражение в пьесе Пинского «Ди фамилие Цви» («Семья Цви», 1903). Первой пьесой, написанной на американском материале, была драма «Мать» (своеобразный отклик на пьесу А. Стриндберга «Отец»), в которой прозвучала тема материнской любви. В 1910-е гг. в еврейских театрах различных стран шли пьесы Пинского: «Янкл дер шмид» («Янкель-кузнец»), «Дер ойцер» («Клад»), «Габри ун ди фройен» («Габри и женщины») и другие. В одноактной пьесе Пинского «Вечный жид» (1907; перва постановка — в переводе на иврит — в театре [[«Хабима»]] в Москве, 1923) нашли отражение мотивы мессианских исканий евреев [[Галут|галута]]. Написанная как продолжение одноактная пьеса «Дер штумер мошиах» («Немой Мессия») была поставлена в 1919 г. еврейским драматическим театром Нью-Йорка. Истории еврейской драматургии посвящена работа Пинского «Дос идише драме» («Еврейская драма», 1909). | ||
+ | Роман Пинского «Дер церисенер менч» («Разорванный человек», другое название «Арнольд Левенберг», 1919—1925) раскрывает драматические коллизии ассимилированных американских евреев; роман «Дос хойз фун Ноях Эдон» («Дом Нояха Эдона», 1931) рассказывает о судьбе трех поколений еврейских эмигрантов в Америке. В своих прозаических произведениях Пинский часто касается проблемы взаимоотношений между поколениями, главным образом между родителями и их американизированными детьми. В 1941-49 гг. Пинский был соредактором журнала [[«Цукунфт»]]. Вместе с Ш. Нигером, [[Лейвик Х|Х. Лейвиком]], [[Опатошу, Иосеф|И. Опатошу]] и другими был инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 г.). Был также первым президентом еврейского ПЕН-клуба. | ||
+ | |||
+ | == В Эрэц-Исраэль == | ||
+ | |||
+ | В 1949 г. Пинский переехал в Израиль, активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. Создал на историческом материале драмы: «Шаул hа-мелех» («Царь Саул») и «Шимшон ун Длиле» («Самсон и Далила»; 1955-56); опубликованы в израильском журнале «Ди голдене кейт» («Золотая цепь»). В доме Пинского в [[Хайфа|Хайфе]] собирались молодые писатели на идиш. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13223|ПИНСКИЙ Давид}} | ||
[[Категория:Литература на идише]] | [[Категория:Литература на идише]] |
Версия 00:55, 9 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Пинский, Давид (1872, Могилев, — 1959, Хайфа) — еврейский прозаик и драматург. Писал на идиш.
Содержание |
Биография
Начальное образование получил в хедере. В 13 лет переехал с семьей в Москву, где отец стал поставщиком военного обмундирования, и там продолжал еврейское образование, изучал также светские дисциплины.
В 1890-91 гг. жил в Витебске, откуда в 1892 г. поехал в Вену, где начал изучать в университете медицину. Проездом остановился в Варшаве, чтобы встретиться с И. Л. Перецем, который был его литературным кумиром; с этой встречи завязалась их многолетняя дружба. И. Перец одобрил первые литературные опыты Пинского и помог ему войти в круг еврейских литераторов.
Варшава
Родители Пинского в Москве вскоре разорились и переехали в Варшаву; Пинский не смог продолжить образование и тоже поселился в Варшаве, где в 1893 г. дебютировал стихами на идиш в сборнике «Варшевер юдишер календар» (редактор Х. Эппельберг). В следующем году в ежегоднике М. Спектора «Хойзфрайнд» Пинский опубликовал фельетон «Ойф дер провинц» («В провинции»), позднее вошедший в серию очерков «Штет ун штетлех» («Города и местечки»). Затем в ряде изданий появляются его острые сатирические рассказы, например, «Ароп дер йох» («Сбросить ярмо»), «Клейникайтн» («Мелочи») и другие. Известность в еврейском мире принесли Пинскому и рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И. Перецем «Ионтев блетлех» («Праздничные листки»). Творчество этих лет проникнуто социалистическими идеями: Пинский становится убежденным сторонником «просвещенного социализма» или, по определению Ш. Нигера, «социал-маскилизма» (см. также Хаскала).
Берлин
В 1896 г. Пинский слушал лекции в Берлинском университете и писал рассказы для американской социалистической газеты «Абендблат» под псевдонимом Д. Пульс. В том же году Пинский основал в Берлине издательство «Цайтгайст», в котором отдельным изданием вышел его рассказ «А фарфаленер» («Пропащий»). Некоторое время писатель жил в Швейцарии, а в 1899 г. переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты «Абендблат». В этот период он написал свою первую социально-психологическую драму «Айзик Шефтел», которая пользовалась большим успехом и была высоко оценена известным драматургом Г. Гауптманом.
После погрома в Кишиневе
После погрома в Кишинёве примкнул к Поалей Цион, став впоследствии одним из руководителей партии. События в Кишиневе нашли отражение в пьесе Пинского «Ди фамилие Цви» («Семья Цви», 1903). Первой пьесой, написанной на американском материале, была драма «Мать» (своеобразный отклик на пьесу А. Стриндберга «Отец»), в которой прозвучала тема материнской любви. В 1910-е гг. в еврейских театрах различных стран шли пьесы Пинского: «Янкл дер шмид» («Янкель-кузнец»), «Дер ойцер» («Клад»), «Габри ун ди фройен» («Габри и женщины») и другие. В одноактной пьесе Пинского «Вечный жид» (1907; перва постановка — в переводе на иврит — в театре «Хабима» в Москве, 1923) нашли отражение мотивы мессианских исканий евреев галута. Написанная как продолжение одноактная пьеса «Дер штумер мошиах» («Немой Мессия») была поставлена в 1919 г. еврейским драматическим театром Нью-Йорка. Истории еврейской драматургии посвящена работа Пинского «Дос идише драме» («Еврейская драма», 1909). Роман Пинского «Дер церисенер менч» («Разорванный человек», другое название «Арнольд Левенберг», 1919—1925) раскрывает драматические коллизии ассимилированных американских евреев; роман «Дос хойз фун Ноях Эдон» («Дом Нояха Эдона», 1931) рассказывает о судьбе трех поколений еврейских эмигрантов в Америке. В своих прозаических произведениях Пинский часто касается проблемы взаимоотношений между поколениями, главным образом между родителями и их американизированными детьми. В 1941-49 гг. Пинский был соредактором журнала «Цукунфт». Вместе с Ш. Нигером, Х. Лейвиком, И. Опатошу и другими был инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 г.). Был также первым президентом еврейского ПЕН-клуба.
В Эрэц-Исраэль
В 1949 г. Пинский переехал в Израиль, активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. Создал на историческом материале драмы: «Шаул hа-мелех» («Царь Саул») и «Шимшон ун Длиле» («Самсон и Далила»; 1955-56); опубликованы в израильском журнале «Ди голдене кейт» («Золотая цепь»). В доме Пинского в Хайфе собирались молодые писатели на идиш.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНСКИЙ Давид в ЭЕЭ