Молитва

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Значение слова "молитва": дополнение)
Строка 18: Строка 18:
Идея молитвы основана на вере в Бога, обладающему атрибутами личности, и в возможность непосредственного общения с Ним. Молитва носит эмоциональный характер: она выражает стремление человеческой души к Богу, опоре и прибежищу в невзгодах (Пс. 42:2, 3; 62:9; 63:8, 9). Независимо от того, выражает ли молитва просьбу, обращенную к Богу, или возносит Ему хвалу, является ли она свободным излиянием чувств или установленной формулой [[Литургия|литургии]] — она всегда представляет собой диалог между человеком и Богом, интимно-личное отношение между ними: «Я — Ты» ([[Бубер, Мартин|М. Бубер]]).
Идея молитвы основана на вере в Бога, обладающему атрибутами личности, и в возможность непосредственного общения с Ним. Молитва носит эмоциональный характер: она выражает стремление человеческой души к Богу, опоре и прибежищу в невзгодах (Пс. 42:2, 3; 62:9; 63:8, 9). Независимо от того, выражает ли молитва просьбу, обращенную к Богу, или возносит Ему хвалу, является ли она свободным излиянием чувств или установленной формулой [[Литургия|литургии]] — она всегда представляет собой диалог между человеком и Богом, интимно-личное отношение между ними: «Я — Ты» ([[Бубер, Мартин|М. Бубер]]).
-
== Значение слова "молитва" ==
+
== Этимология ==
-
Корень слова "תפִילָה" - פלל - суд, таким образом "לְהִתפַּלֵל" (молиться) можно перевести как "совершать самооценку, суд над собой", так как слово это относится к глаголам возвратной формы.
+
В Библии обращение человека к Богу обозначается в основном словом תְּפִלָּה (тфилла).
 +
Корень слова "פלל" - "תפילה" - суд, таким образом "לְהִתפַּלֵל" (молиться) можно перевести как "совершать самооценку, суд над собой", так как слово это относится к глаголам возвратной формы.
 +
 
 +
Употребляются и другие слова, например, тхинна — мольба, тхилла — хвала, ринна — ликование, шава — вопль и т. п., однако некоторые из них употребляются также в обращении к человеку. В обиходной лексике термин молитва толкуется расширительно и относится к таким элементам литургии, как [[Кол Нидре|Кол нидре]], [[Шма]] и т. п.
== Виды молитвы ==
== Виды молитвы ==

Версия 13:25, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Raphael
Дата создания: 27/09/2011

Молитва (ивр. - תפִילָה) - обращение человека ко Всeвышнему с просьбой, исповедью, выражением поклонения или благодарности. , часть служения Ему (как сказано, "Служи Гoсподу, Бoгу твоему, всем сердцем твоим..." - Шмот 23:25).

Идея молитвы основана на вере в Бога, обладающему атрибутами личности, и в возможность непосредственного общения с Ним. Молитва носит эмоциональный характер: она выражает стремление человеческой души к Богу, опоре и прибежищу в невзгодах (Пс. 42:2, 3; 62:9; 63:8, 9). Независимо от того, выражает ли молитва просьбу, обращенную к Богу, или возносит Ему хвалу, является ли она свободным излиянием чувств или установленной формулой литургии — она всегда представляет собой диалог между человеком и Богом, интимно-личное отношение между ними: «Я — Ты» (М. Бубер).

Этимология

В Библии обращение человека к Богу обозначается в основном словом תְּפִלָּה (тфилла). Корень слова "פלל" - "תפילה" - суд, таким образом "לְהִתפַּלֵל" (молиться) можно перевести как "совершать самооценку, суд над собой", так как слово это относится к глаголам возвратной формы.

Употребляются и другие слова, например, тхинна — мольба, тхилла — хвала, ринна — ликование, шава — вопль и т. п., однако некоторые из них употребляются также в обращении к человеку. В обиходной лексике термин молитва толкуется расширительно и относится к таким элементам литургии, как Кол нидре, Шма и т. п.

Виды молитвы

В зависимости от времени можно выделить следующие виды молитвы:

В зависимости от цели, содержания, различают следующие виды молитв:

  • Амида - основая молитва, входит в состав всех вышеупомянутых
  • Шма (Исраэль) - своего рода символ веры, читается дважды в день.
  • Мусаф - дополнительная молитва праздничных дней, соответствующая дополнительному жертвоприношению;
  • Благословение - краткая формула предваряющая (или завершающая) какое-либо дейсвие или явление:
    • Благословения удовольствий,
    • Благословения перед выполением заповедей,
    • Благословения благодарности;
  • Изкор - поминальная молитва;
  • Кадиш (קִידוּש) - "освящение", прославление святости Всeвышнего
  • Дорожная молитва (תפִילַת הַדֶרֶך).

Система молитвы

Молитва, в отличие от жертвоприношения первоначально не была упорядоченна и могла происходить где угодно (Берешит 24:26, Даниель 6:11, Эзра 9:5), но естественно была тенденция выбирать для этого святое место (например, Шилон или Гибеон). В конечном итоге, главным местом молитвы стал Иерусалимский Храм (Исайя 56:7); тот, кто не мог быть там физически, во время молитвы должен был хотя бы поворачиваться к нему (Даниель 6:11, Пс. 5:8). А во время Вавилонского изгнания как место собрания появились синагоги, в это же время мудрецами были установленны обязательные и постоянные молитвы, оформился текст: Шма, Амида, Кидуш, Авдала (позже детали менялись и окончательно зафиксировались лишь в Талмудическую эпоху).

Со времинем стало расти значение молитвы всей общины, но личную молитву, тем не менее никто не отменял. Тексты молитв собраны в таких изданиях как Сидур (обычный набор) и Махзор (специальный набор на праздник).

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация