Лудо, Ицхак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Лудо, Ицхак (ЭЕЭ)» в «Лудо, Ицхак»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Лудо, Ицхак''' (псевдоним; настоящее имя Яковиц Ицхак; 1894, Яссы, – 1973, Бухарест), румынско-еврейский писатель. Писал на румынском языке. Учился в начальных классах гимназии. Выступал в печати с 1913 г. С 1917 г. жил в [[Бухарест|Бухаресте]], сотрудничал в румынско-еврейских газетах «Мынтуиря» (1919–23 гг. секретарь редакции), «Палестина илустратэ», в органе сионистов (см. [[Сионизм]]) «Штирь», а также в «Копилул евреу» и других. В 1929 г. основал еврейский литературный и общественно-политический журнал «Адам» (редактор по 1936 г.), направленный против [[Антисемитизм|антисемитизма]], ассимиляторства (см. [[Ассимиляция]]) и тоталитаризма ([[Гитлер, Адольф|А. Гитлера]], [[Сталин|И. Сталина]]). В 1928 г. Лудо издал сборник юмористических рассказов «Ходже Подже». С конца 1920-х до середины 1930-х гг. перевел на румынский язык произведения [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]], [[Зангвил, Израэл|И. Зангвила]], [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]], [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]], [[Аш, Шалом|Ш. Аша]], а также «Еврейское государство» [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. В 1931 г. и 1933 г. посетил Эрец-Исраэль. В путевых заметках «Мессия может подождать» (1933) Лудо славил халуцианство (см. [[Халуцим]]), строительство новой родины, возрождение еврейства; описание [[Иерусалим|Иерусалима]] в этой книге по патетике и характеру стиля напоминает стихотворения в прозе. Еще в 1924 г. в статье «Эмиграция!» Лудо призывал к [[Алия|алие]].
+
'''Лудо, Ицхак''' (псевдоним; настоящее имя Яковиц Ицхак; 1894, Яссы, – 1973, Бухарест), румынско-еврейский писатель. Писал на румынском языке.  
 +
== Биографические сведения ==
 +
 
 +
Учился в начальных классах гимназии. Выступал в печати с 1913 г. С 1917 г. жил в [[Бухарест|Бухаресте]], сотрудничал в румынско-еврейских газетах «Мынтуиря» (1919–23 гг. секретарь редакции), «Палестина илустратэ», в органе сионистов (см. [[Сионизм]]) «Штирь», а также в «Копилул евреу» и других.  
 +
== Творческий путь ==
 +
=== Издатель ===
 +
 
 +
В 1929 г. основал еврейский литературный и общественно-политический журнал «Адам» (редактор по 1936 г.), направленный против [[Антисемитизм|антисемитизма]], ассимиляторства (см. [[Ассимиляция]]) и тоталитаризма ([[Гитлер, Адольф|А. Гитлера]], [[Сталин|И. Сталина]]). В 1928 г. Лудо издал сборник юмористических рассказов «Ходже Подже».  
 +
=== Переводчик ===
 +
 
 +
С конца 1920-х до середины 1930-х гг. перевел на румынский язык произведения [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]], [[Зангвил, Израэл|И. Зангвила]], [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]], [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]], [[Аш, Шалом|Ш. Аша]], а также «Еврейское государство» [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]].  
 +
=== Призыв к алие ===
 +
 
 +
В 1931 г. и 1933 г. посетил Эрец-Исраэль. В путевых заметках «Мессия может подождать» (1933) Лудо славил халуцианство (см. [[Халуцим]]), строительство новой родины, возрождение еврейства; описание [[Иерусалим|Иерусалима]] в этой книге по патетике и характеру стиля напоминает стихотворения в прозе. Еще в 1924 г. в статье «Эмиграция!» Лудо призывал к [[Алия|алие]].
 +
=== Памфлетист ===
Полные сарказма полемические памфлеты Лудо 1930-х гг. касались главным образом еврейской проблематики: «Гитлеру повезло» (1933), «Гитлер спасает историческое равновесие» (1934), «Два великих поэта — Г. Гейне и А. С. Куза» (1934) — сатира на румынского антисемитского лидера, профессора и поэта-дилетанта, провозглашавшего, что евреи не способны к творческой деятельности; «Иуда может подождать» (1934) и «Румынские эстеты еврейского происхождения» (1935) высмеивают не только антисемитского теоретика Нае Ионеску, но и еврейских интеллигентов (например, писателя М. Себастьяна, настоящее имя И. Хехтер, 1907–45), видящих в ассимиляции решение еврейского вопроса; «Вокруг одержимости» и «Почему евреи бездарны» (оба — 1936 г.) — об антисемитизме румынского государства, общества и литературы и ряд других.
Полные сарказма полемические памфлеты Лудо 1930-х гг. касались главным образом еврейской проблематики: «Гитлеру повезло» (1933), «Гитлер спасает историческое равновесие» (1934), «Два великих поэта — Г. Гейне и А. С. Куза» (1934) — сатира на румынского антисемитского лидера, профессора и поэта-дилетанта, провозглашавшего, что евреи не способны к творческой деятельности; «Иуда может подождать» (1934) и «Румынские эстеты еврейского происхождения» (1935) высмеивают не только антисемитского теоретика Нае Ионеску, но и еврейских интеллигентов (например, писателя М. Себастьяна, настоящее имя И. Хехтер, 1907–45), видящих в ассимиляции решение еврейского вопроса; «Вокруг одержимости» и «Почему евреи бездарны» (оба — 1936 г.) — об антисемитизме румынского государства, общества и литературы и ряд других.
-
В 1937–39 гг. Лудо жил во Франции. В 1939 г. вернулся в Румынию. В 1944–46 гг. выпускал еврейский журнал «Рэспынтия» и создал связанное с ним издательство. В брошюре «По чьему приказу?» (1947) — о кровавом [[Погромы|погроме]] в [[Яссы|Яссах]] (1941) — Лудо ставил вопрос об ответственности спровоцировавших это преступление. С 1948 г., видимо, приспособляясь к новому режиму и боясь его, Лудо выступает против алии румынских евреев, сионизма и Государства Израиль: «Распродавай все и приезжай немедленно» (1948), «Письмо господину Бен-Гуриону» (1950), «Братья в особняках и братья в палатках» (1951) и т. п. Написанная им историческая эпопея-фреска «Золотая ширма» (1953–60, пять романов; Государственная премия, 1953), в которой еврейские образы даны в плакатных, вульгарно-социологических тонах, художественно несостоятельна. После 1960 г. Лудо не публиковался и, видимо, не писал.
+
В 1937–39 гг. Лудо жил во Франции. В 1939 г. вернулся в Румынию. В 1944–46 гг. выпускал еврейский журнал «Рэспынтия» и создал связанное с ним издательство. В брошюре «По чьему приказу?» (1947) — о кровавом [[Погромы|погроме]] в [[Яссы|Яссах]] (1941) — Лудо ставил вопрос об ответственности спровоцировавших это преступление.  
 +
 
 +
== Приспособлеченская позиция ==
 +
 
 +
С 1948 г., видимо, приспособляясь к новому режиму и боясь его, Лудо выступает против алии румынских евреев, сионизма и Государства Израиль: «Распродавай все и приезжай немедленно» (1948), «Письмо господину Бен-Гуриону» (1950), «Братья в особняках и братья в палатках» (1951) и т. п.  
 +
Написанная им историческая эпопея-фреска «Золотая ширма» (1953–60, пять романов; Государственная премия, 1953), в которой еврейские образы даны в плакатных, вульгарно-социологических тонах, художественно несостоятельна.  
 +
 
 +
После 1960 г. Лудо не публиковался и, видимо, не писал.
{{ElevenCopyRight|12503|ЛУДО Ицхак}}
{{ElevenCopyRight|12503|ЛУДО Ицхак}}

Версия 18:16, 7 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Лудо, Ицхак (псевдоним; настоящее имя Яковиц Ицхак; 1894, Яссы, – 1973, Бухарест), румынско-еврейский писатель. Писал на румынском языке.

Содержание

Биографические сведения

Учился в начальных классах гимназии. Выступал в печати с 1913 г. С 1917 г. жил в Бухаресте, сотрудничал в румынско-еврейских газетах «Мынтуиря» (1919–23 гг. секретарь редакции), «Палестина илустратэ», в органе сионистов (см. Сионизм) «Штирь», а также в «Копилул евреу» и других.

Творческий путь

Издатель

В 1929 г. основал еврейский литературный и общественно-политический журнал «Адам» (редактор по 1936 г.), направленный против антисемитизма, ассимиляторства (см. Ассимиляция) и тоталитаризма (А. Гитлера, И. Сталина). В 1928 г. Лудо издал сборник юмористических рассказов «Ходже Подже».

Переводчик

С конца 1920-х до середины 1930-х гг. перевел на румынский язык произведения С. Ан-ского, И. Зангвила, Шалом Алейхема, Менделе Мохер Сфарима, Ш. Аша, а также «Еврейское государство» Т. Герцля.

Призыв к алие

В 1931 г. и 1933 г. посетил Эрец-Исраэль. В путевых заметках «Мессия может подождать» (1933) Лудо славил халуцианство (см. Халуцим), строительство новой родины, возрождение еврейства; описание Иерусалима в этой книге по патетике и характеру стиля напоминает стихотворения в прозе. Еще в 1924 г. в статье «Эмиграция!» Лудо призывал к алие.

Памфлетист

Полные сарказма полемические памфлеты Лудо 1930-х гг. касались главным образом еврейской проблематики: «Гитлеру повезло» (1933), «Гитлер спасает историческое равновесие» (1934), «Два великих поэта — Г. Гейне и А. С. Куза» (1934) — сатира на румынского антисемитского лидера, профессора и поэта-дилетанта, провозглашавшего, что евреи не способны к творческой деятельности; «Иуда может подождать» (1934) и «Румынские эстеты еврейского происхождения» (1935) высмеивают не только антисемитского теоретика Нае Ионеску, но и еврейских интеллигентов (например, писателя М. Себастьяна, настоящее имя И. Хехтер, 1907–45), видящих в ассимиляции решение еврейского вопроса; «Вокруг одержимости» и «Почему евреи бездарны» (оба — 1936 г.) — об антисемитизме румынского государства, общества и литературы и ряд других.

В 1937–39 гг. Лудо жил во Франции. В 1939 г. вернулся в Румынию. В 1944–46 гг. выпускал еврейский журнал «Рэспынтия» и создал связанное с ним издательство. В брошюре «По чьему приказу?» (1947) — о кровавом погроме в Яссах (1941) — Лудо ставил вопрос об ответственности спровоцировавших это преступление.

Приспособлеченская позиция

С 1948 г., видимо, приспособляясь к новому режиму и боясь его, Лудо выступает против алии румынских евреев, сионизма и Государства Израиль: «Распродавай все и приезжай немедленно» (1948), «Письмо господину Бен-Гуриону» (1950), «Братья в особняках и братья в палатках» (1951) и т. п. Написанная им историческая эпопея-фреска «Золотая ширма» (1953–60, пять романов; Государственная премия, 1953), в которой еврейские образы даны в плакатных, вульгарно-социологических тонах, художественно несостоятельна.

После 1960 г. Лудо не публиковался и, видимо, не писал.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛУДО Ицхак в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация