Абу-ль-Фарадж бин Харун
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add notice: From Wiki) |
Ast-al (Обсуждение | вклад) м (Правки MyBot (обсуждение) откачены к версии Mliris) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | '''Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун''', он же '''Григорий Иоанн Бар-Эбрей''' ([[1226]], [[Малатья]], [[Конийский султанат]], ныне территория [[Турция|Турции]], — [[30 июня]] [[1286]], [[Мераге|Марага]], [[Иран]]) — сирийский церковный деятель, писатель и учёный-энциклопедист. | ||
+ | ''Бар-Эбрей'' — прозвище, означающее «сын еврея». Однако его отец перешёл в христианство [[Сиро-яковитская православная церковь|яковитского]] обряда. Поскольку основные сочинения Бар-Эбрея написаны [[сирийский язык|по-сирийски]] и [[арабский язык|по-арабски]], известен он больше по арабизированной форме своего имени — Абу-ль-Фарадж. | ||
+ | |||
+ | == Ранние годы == | ||
+ | Абу-ль-Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в семье крещёного еврея врача Аарона (арабское имя — Харун бин Тума аль-Малати). Семья была достаточно состоятельной,<ref>{{cite web| author = Гусейнов Р. А.|url = http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Abulfarage/framepred.htm| title = Бар-Эбрей и его «Всеобщая история»| accessdate = 17 сентября 2008}}</ref> поэтому Абу-ль-Фарадж с юных лет мог обучаться сирийскому, греческому и арабскому языкам, затем — богословию и философии. Под руководством отца и других известных врачей города он также приобщался к врачебному искусству. | ||
+ | |||
+ | В [[1243 год]]у, опасаясь наступления [[Монгольская империя|монгольской армии]], большая часть населения города бежала в [[Халеб]]. Однако врач Аарон с семьёй остался в Малатье и уже в [[1244]] поступил на службу к одному из монгольских военачальников, с которым некоторое время разъезжал по завоёванным территориям. В том же году Аарон был отпущен со службы и перебрался вместе с семьёй в [[Антакья|Антиохию]], столицу [[Антиохийское княжество|Антиохийского княжества]]. Здесь Абу-ль-Фарадж продолжил своё образование. Вскоре он стал монахом одного из яковитских монастырей, а позднее отправился в [[Триполи (Ливан)|Триполи]]. | ||
+ | |||
+ | == Церковная деятельность == | ||
+ | В [[1246]], на двадцатом году жизни Абу-ль-Фарадж был посвящён яковитским [[Патриарх (церковный сан)|патриархом]] [[Игнатий III Давид|Игнатием III]] в епископы Губоса (близ Малатьи) и принял имя Григорий. Год спустя он стал епископом Лакабены, а в [[1253]] был переведён с тем же чином в Халеб. В [[1264 год]]у новый патриарх [[Игнатий IV Ешу|Игнатий IV]] назначил Абу-ль-Фараджа [[мафриан]]ом яковитов [[Месопотамия|Месопотамии]], он оставался на этом посту до самой смерти. | ||
+ | |||
+ | Абу-ль-Фарадж не раз бывал в [[Мераге|Мараге]] и [[Тебриз]]е, столице государства [[Хулагуиды|Хулагуидов]], встречался с [[ильхан]]ами [[Абака-хан|Абагой]] и [[Текудер]]ом. В [[1268 год]]у он совершил поездку сначала в Тебриз, затем в Марагу, где в яковитском монастыре читал лекции о [[Евклид]]е. Через четыре года там же Абу-ль-Фарадж читал о ''«Вселенной»'' [[Птолемей|Птолемея]]. Мафриан способствовал строительству культовых сооружений в этих городах: по его распоряжению в [[1272 год]]у была построена молельня новой церкви в Мараге, а в [[1282]] — новая церковь в Тебризе. | ||
+ | |||
+ | Поскольку Абу-ль-Фарадж старался защитить перед монгольскими правителями всех христиан, независимо от принадлежности к различным течениям, в своё первое посещение Мараги, где яковитов было мало, он был с почётом встречен всеми христианами города. Смерть Абу-ль-Фараджа, последовавшая в том же городе [[30 июня]] [[1286 год]]а, была с горечью воспринята жителями. Несторианский католикос [[мар Ябалаха III]] призвал горожан в знак траура не открывать лавок и не вести торговлю. Яковиты, несториане, григориане, православные — исполнили просьбу католикоса. | ||
+ | |||
+ | == Труды == | ||
+ | Абу-ль-Фарадж был одним из самых плодовитых и выдающихся сирийских писателей. Во всех его сочинениях виден добросовестный и критический исследователь, который старается глубже вникнуть в причинную связь событий. Современники называли его ''Красой века'' (Farîd al zamân) вследствие его отличных познаний во всех науках. | ||
+ | |||
+ | Главный исторический труд Абу-ль-Фараджа «Хроника» излагает все познания его и его предшественников в области истории и состоит из двух частей. Первая часть, посвящённая гражданской и политической истории, известна под названием «Chronicon syriacum» и была издана П. И. Брунсом и Г. В. Киршем в [[1789]] г. Второй том содержит историю сирийской церкви, а также несториан и антиохийского патриархата, — издан [[Аббелоос, Жан Батист|Ж. Б. Аббелоосом]] и [[Лами, Тома Жозеф|Т. Ж. Лами]] (3 тома, [[Лёвен]], 1872—74). | ||
+ | |||
+ | Некоторые отрывки его обширного богословского сочинения «Сокровища тайн» (Aussar râfe) сделались известны благодаря Бернштейну, стараниями которого они изданы в Бреславле. | ||
+ | |||
+ | Полное собрание грамматических трудов Абу-ль-Фараджа выпустил аббат Мартен «Oeuvres grammaticales d’Aboul-Faradj dit Bar Hebraeus», ч. 1 и 2, (Париж, 1873), а его краткую сирийскую грамматику издал Берто (Гётт., 1843). | ||
+ | |||
+ | Автобиография его напечатана Ассемани в «Bibliotheca orientalis» (т. 2), где вместе с тем помещён полный перечень сочинений Бар-Эбрея. В последние месяцы своей жизни Абу-ль-Фарадж работал по просьбе друзей над составлением на арабском языке извлечения из его обширнейшего исторического сочинения. Это извлечение издал Е. Покок под названием «Abulpharagii historia dynastiarum» (Оксфорд, 1663). | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{примечания}} | ||
+ | |||
+ | == Библиография == | ||
+ | === Сочинения Абу-ль-Фараджа === | ||
+ | * {{книга | ||
+ | |автор = Абу-ль-Фарадж | ||
+ | |часть = | ||
+ | |заглавие = Книга занимательных историй | ||
+ | |оригинал = | ||
+ | |ссылка = http://lib.ru/POEEAST/ABULFARADZH/kniga_zanimatel_nyh_istorij1.txt | ||
+ | |ответственный = Перевод с сирийского А. Белова и Л. Вильскера, редакция и предисловие Н. В. Пигулевской | ||
+ | |издание = | ||
+ | |место = М., Л. | ||
+ | |издательство = Государственное издательство художественной литературы | ||
+ | |год = 1961 | ||
+ | |том = | ||
+ | |страницы = | ||
+ | |страниц = | ||
+ | |серия = | ||
+ | |isbn = | ||
+ | |тираж = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | === Литература === | ||
+ | * {{статья | ||
+ | | автор = Гусейнов Р. А. | ||
+ | | заглавие = Бар-Эбрей и его «Всеобщая история» | ||
+ | | оригинал = | ||
+ | | ссылка = http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Abulfarage/framepred.htm | ||
+ | | автор издания = | ||
+ | | издание = Сирийские источники XII-XIII вв об Азербайджане | ||
+ | | тип = | ||
+ | | место = Баку | ||
+ | | год = 1960 | ||
+ | | том = | ||
+ | | номер = | ||
+ | | страницы = 53-63 | ||
+ | }} | ||
+ | * {{Источник/ЭСБЕбк}} | ||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
+ | {{викицитатник}} | ||
+ | * [[Мар Ябалаха III]] | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * {{cite web | ||
+ | | author = | ||
+ | | last = | ||
+ | | first = | ||
+ | | authorlink = | ||
+ | | coauthors = | ||
+ | | datepublished = | ||
+ | | url = http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml?id=2041 | ||
+ | | title = Абу-ль-Фарадж | ||
+ | | format = | ||
+ | | work = | ||
+ | | publisher = | ||
+ | | accessdate = 17 сентября 2008 | ||
+ | | lang = | ||
+ | | description = на сайте [[Восточная литература (сайт)|Восточная литература]] | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | {{Монгольская империя: источники}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Арабские учёные]] | ||
+ | [[Категория:Писатели Сирии]] | ||
+ | [[Категория:Историки XIII века]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Родившиеся в 1226 году]] | ||
+ | [[Категория:Умершие в 1286 году]] | ||
+ | |||
+ | [[ar:ابن العبري]] | ||
+ | [[arz:ابن العبرى]] | ||
+ | [[ca:Bar Hebraeus]] | ||
+ | [[de:Gregorius Bar-Hebraeus]] | ||
+ | [[en:Bar-Hebraeus]] | ||
+ | [[fa:ابن عبری]] | ||
+ | [[fr:Bar-Hebraeus]] | ||
+ | [[nl:Bar-Hebraeus]] | ||
+ | [[no:Gregor Bar Hebraeus]] | ||
+ | [[pl:Grzegorz Bar Hebraeus]] | ||
+ | [[sv:Gregorius Bar-Hebraeus]] | ||
+ | [[tr:Bar Hebraeus]] |
Версия 20:17, 14 января 2010
Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей (1226, Малатья, Конийский султанат, ныне территория Турции, — 30 июня 1286, Марага, Иран) — сирийский церковный деятель, писатель и учёный-энциклопедист.
Бар-Эбрей — прозвище, означающее «сын еврея». Однако его отец перешёл в христианство яковитского обряда. Поскольку основные сочинения Бар-Эбрея написаны по-сирийски и по-арабски, известен он больше по арабизированной форме своего имени — Абу-ль-Фарадж.
Содержание |
Ранние годы
Абу-ль-Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в семье крещёного еврея врача Аарона (арабское имя — Харун бин Тума аль-Малати). Семья была достаточно состоятельной,[1] поэтому Абу-ль-Фарадж с юных лет мог обучаться сирийскому, греческому и арабскому языкам, затем — богословию и философии. Под руководством отца и других известных врачей города он также приобщался к врачебному искусству.
В 1243 году, опасаясь наступления монгольской армии, большая часть населения города бежала в Халеб. Однако врач Аарон с семьёй остался в Малатье и уже в 1244 поступил на службу к одному из монгольских военачальников, с которым некоторое время разъезжал по завоёванным территориям. В том же году Аарон был отпущен со службы и перебрался вместе с семьёй в Антиохию, столицу Антиохийского княжества. Здесь Абу-ль-Фарадж продолжил своё образование. Вскоре он стал монахом одного из яковитских монастырей, а позднее отправился в Триполи.
Церковная деятельность
В 1246, на двадцатом году жизни Абу-ль-Фарадж был посвящён яковитским патриархом Игнатием III в епископы Губоса (близ Малатьи) и принял имя Григорий. Год спустя он стал епископом Лакабены, а в 1253 был переведён с тем же чином в Халеб. В 1264 году новый патриарх Игнатий IV назначил Абу-ль-Фараджа мафрианом яковитов Месопотамии, он оставался на этом посту до самой смерти.
Абу-ль-Фарадж не раз бывал в Мараге и Тебризе, столице государства Хулагуидов, встречался с ильханами Абагой и Текудером. В 1268 году он совершил поездку сначала в Тебриз, затем в Марагу, где в яковитском монастыре читал лекции о Евклиде. Через четыре года там же Абу-ль-Фарадж читал о «Вселенной» Птолемея. Мафриан способствовал строительству культовых сооружений в этих городах: по его распоряжению в 1272 году была построена молельня новой церкви в Мараге, а в 1282 — новая церковь в Тебризе.
Поскольку Абу-ль-Фарадж старался защитить перед монгольскими правителями всех христиан, независимо от принадлежности к различным течениям, в своё первое посещение Мараги, где яковитов было мало, он был с почётом встречен всеми христианами города. Смерть Абу-ль-Фараджа, последовавшая в том же городе 30 июня 1286 года, была с горечью воспринята жителями. Несторианский католикос мар Ябалаха III призвал горожан в знак траура не открывать лавок и не вести торговлю. Яковиты, несториане, григориане, православные — исполнили просьбу католикоса.
Труды
Абу-ль-Фарадж был одним из самых плодовитых и выдающихся сирийских писателей. Во всех его сочинениях виден добросовестный и критический исследователь, который старается глубже вникнуть в причинную связь событий. Современники называли его Красой века (Farîd al zamân) вследствие его отличных познаний во всех науках.
Главный исторический труд Абу-ль-Фараджа «Хроника» излагает все познания его и его предшественников в области истории и состоит из двух частей. Первая часть, посвящённая гражданской и политической истории, известна под названием «Chronicon syriacum» и была издана П. И. Брунсом и Г. В. Киршем в 1789 г. Второй том содержит историю сирийской церкви, а также несториан и антиохийского патриархата, — издан Ж. Б. Аббелоосом и Т. Ж. Лами (3 тома, Лёвен, 1872—74).
Некоторые отрывки его обширного богословского сочинения «Сокровища тайн» (Aussar râfe) сделались известны благодаря Бернштейну, стараниями которого они изданы в Бреславле.
Полное собрание грамматических трудов Абу-ль-Фараджа выпустил аббат Мартен «Oeuvres grammaticales d’Aboul-Faradj dit Bar Hebraeus», ч. 1 и 2, (Париж, 1873), а его краткую сирийскую грамматику издал Берто (Гётт., 1843).
Автобиография его напечатана Ассемани в «Bibliotheca orientalis» (т. 2), где вместе с тем помещён полный перечень сочинений Бар-Эбрея. В последние месяцы своей жизни Абу-ль-Фарадж работал по просьбе друзей над составлением на арабском языке извлечения из его обширнейшего исторического сочинения. Это извлечение издал Е. Покок под названием «Abulpharagii historia dynastiarum» (Оксфорд, 1663).
Примечания
- ↑ Гусейнов Р. А. Бар-Эбрей и его «Всеобщая история». Проверено 17 сентября 2008.
Библиография
Сочинения Абу-ль-Фараджа
- Абу-ль-Фарадж Книга занимательных историй / Перевод с сирийского А. Белова и Л. Вильскера, редакция и предисловие Н. В. Пигулевской. — М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.
Литература
- Гусейнов Р. А. Бар-Эбрей и его «Всеобщая история» // Сирийские источники XII-XIII вв об Азербайджане. — Баку: 1960. — С. 53-63.
- Абу-ль-Фарадж бин Харун // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
См. также
- Мар Ябалаха III
Ссылки
- Абу-ль-Фарадж. — на сайте Восточная литература. Проверено 17 сентября 2008.
Шаблон:Монгольская империя: источникиar:ابن العبري arz:ابن العبرى ca:Bar Hebraeusfa:ابن عبریnl:Bar-Hebraeus no:Gregor Bar Hebraeus pl:Grzegorz Bar Hebraeus sv:Gregorius Bar-Hebraeus tr:Bar Hebraeus