Кровная месть - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Кровная Месть''' (גְּאֻלַּת דָּם, геуллат дам), обычай или закон, возлагающий на семью, клан или племя убитого обязанность отмщения («искупления») убийце, его семье или его племени. | '''Кровная Месть''' (גְּאֻלַּת דָּם, геуллат дам), обычай или закон, возлагающий на семью, клан или племя убитого обязанность отмщения («искупления») убийце, его семье или его племени. | ||
- | + | === Библейское повествование о кровной мести === | |
Библейское повествование позволяет заключить, что до законов [[Моисей|Моисея]] кровная месть была узаконенным обычаем (Быт. 4:23,24). Библейский термин гоэл (`искупитель`) обозначает лицо, наследующее семейное имущество, и также обязанное вызволить из рабства порабощенного родственника или выкупить его проданный земельный надел: в случае убийства гоэл обязан «искупить» местью кровь убитого. | Библейское повествование позволяет заключить, что до законов [[Моисей|Моисея]] кровная месть была узаконенным обычаем (Быт. 4:23,24). Библейский термин гоэл (`искупитель`) обозначает лицо, наследующее семейное имущество, и также обязанное вызволить из рабства порабощенного родственника или выкупить его проданный земельный надел: в случае убийства гоэл обязан «искупить» местью кровь убитого. | ||
- | Библейское повествование (Быт. 4:14,15; 9:4,5) не позволяет определенно заключить, являлась ли в древнейшее время кровная месть обязанностью индивидуума, семьи или всего общества и проводилось ли различие между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Согласно законам Моисея, кровная месть уже не является частным или семейным делом, но представляет собой религиозно-юридический институт, имеющий своей целью «искупление» пролитой крови (Чис. 35:28). | + | Библейское повествование (Быт. 4:14,15; 9:4,5) не позволяет определенно заключить, являлась ли в древнейшее время кровная месть обязанностью индивидуума, семьи или всего общества и проводилось ли различие между преднамеренным и непреднамеренным убийством. |
+ | === Законы Моисея === | ||
+ | |||
+ | Согласно законам Моисея, кровная месть уже не является частным или семейным делом, но представляет собой религиозно-юридический институт, имеющий своей целью «искупление» пролитой крови (Чис. 35:28). | ||
+ | |||
+ | Основа этого законодательства (Исх. 21:12,13; Чис. 35; Втор. 19:1–13; ИбН. 20) — тщательное разграничение между преднамеренным и непреднамеренным убийством и установление совершенно нового института [[Города-Убежища|городов-убежищ]]. | ||
- | + | Убийца имеет право скрыться в городе-убежище, откуда он вызывается на судебное разбирательство, которое должно установить, было ли убийство преднамеренным или нет; в случае преднамеренного убийства убийца выдавался на расправу кровному мстителю, которому было запрещено брать денежный выкуп; если же убийство было совершено нечаянно, убийца возвращался в город-убежище, где должен был оставаться до смерти [[Первосвященник|первосвященника]]. | |
Нахождение в городе-убежище должно было защитить невольного убийцу от кровной мести; если он покинул город-убежище и был убит кровным мстителем, последний не считался преступником (по-видимому, мститель не считался преступником также и тогда, когда ему удавалось отомстить убийце еще до того, как тот достигал города-убежища). | Нахождение в городе-убежище должно было защитить невольного убийцу от кровной мести; если он покинул город-убежище и был убит кровным мстителем, последний не считался преступником (по-видимому, мститель не считался преступником также и тогда, когда ему удавалось отомстить убийце еще до того, как тот достигал города-убежища). | ||
+ | === Законы кровной мести в Торе === | ||
- | Законы кровной мести в Торе представляют своего рода промежуточную стадию между древним обычаем и законодательством эпохи Царей (см. [[Царей Книга|Царей книга]]): с одной стороны, мститель сохраняет право приведения в исполнение закона о преднамеренном убийстве, но, с другой стороны, семья не обладает правом вершить суд | + | Законы кровной мести в Торе представляют своего рода промежуточную стадию между древним обычаем и законодательством эпохи Царей (см. [[Царей Книга|Царей книга]]): с одной стороны, мститель сохраняет право приведения в исполнение закона о преднамеренном убийстве, но, с другой стороны, семья не обладает правом вершить суд. |
- | На протяжении эпохи Первого [[Храм|храма]] кровная месть еще была широко распространена в народе. Однако цари нередко противодействовали соблюдению этого обычая, (см., например, II Сам. 14:4–11 | + | В эпоху Судей (см. [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книга]]) и несколько позднее зафиксирован целый ряд случаев кровной мести. Так, [[Гидон|Гидон]] убил Зеваха и Цалмунну за то, что те убили людей его народа, «сынов его матери» (Суд. 8:18–20), Иоав убил Авнера за убийство своего брата Асаэля (III Сам. 3:27, 30), а Авшалом убил Амнона за то, что тот обесчестил его сестру Тамар (II Сам. 13:14, 28,29). |
+ | === Кровная месть в эпоху Первого храма === | ||
+ | |||
+ | На протяжении эпохи Первого [[Храм|храма]] кровная месть еще была широко распространена в народе. Однако цари нередко противодействовали соблюдению этого обычая, (см., например, II Сам. 14:4–11). | ||
- | В талмудической литературе сформулирован ряд халахот (см. [[Галаха]]) относительно кровной мести. Неясно, однако, отражают ли эти постановления историческую действительность эпохи Второго храма или относятся к библейской реальности | + | Иудейский царь Амация по восшествии на престол казнил убийц своего отца, но не тронул их детей (II Ц. 14:5,6), ссылаясь на предписание Торы «отцы не должны быть наказаны смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). |
+ | === Постановления в талмудической литературе === | ||
+ | |||
+ | В талмудической литературе сформулирован ряд халахот (см. [[Галаха]]) относительно кровной мести. Неясно, однако, отражают ли эти постановления историческую действительность эпохи Второго храма или относятся к библейской реальности. | ||
+ | Таково, в частности, постановление, гласящее, что если у убитого нет кровного мстителя, суд должен назначить такового. Талмуд считает, что пребывание в городе-убежище является не защитой от кровной мести, а наказанием, своего рода изгнанием невольного убийцы. Талмуд также устанавливает, кто из родственников должен быть кровным мстителем в случае, если один из членов семьи убит другим. | ||
+ | === Обычаи кровной мести в Государстве Израиль === | ||
+ | |||
В Государстве Израиль обычаи кровной мести до сих пор бытуют среди нееврейского населения, в первую очередь у бедуинов и друзов, однако судебные преследования за кровную месть и общая модернизация жизненного уклада постепенно ведут к отмиранию этого института. | В Государстве Израиль обычаи кровной мести до сих пор бытуют среди нееврейского населения, в первую очередь у бедуинов и друзов, однако судебные преследования за кровную месть и общая модернизация жизненного уклада постепенно ведут к отмиранию этого института. | ||
Версия 14:16, 29 июня 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Кровная Месть (גְּאֻלַּת דָּם, геуллат дам), обычай или закон, возлагающий на семью, клан или племя убитого обязанность отмщения («искупления») убийце, его семье или его племени.
Содержание |
Библейское повествование о кровной мести
Библейское повествование позволяет заключить, что до законов Моисея кровная месть была узаконенным обычаем (Быт. 4:23,24). Библейский термин гоэл (`искупитель`) обозначает лицо, наследующее семейное имущество, и также обязанное вызволить из рабства порабощенного родственника или выкупить его проданный земельный надел: в случае убийства гоэл обязан «искупить» местью кровь убитого.
Библейское повествование (Быт. 4:14,15; 9:4,5) не позволяет определенно заключить, являлась ли в древнейшее время кровная месть обязанностью индивидуума, семьи или всего общества и проводилось ли различие между преднамеренным и непреднамеренным убийством.
Законы Моисея
Согласно законам Моисея, кровная месть уже не является частным или семейным делом, но представляет собой религиозно-юридический институт, имеющий своей целью «искупление» пролитой крови (Чис. 35:28).
Основа этого законодательства (Исх. 21:12,13; Чис. 35; Втор. 19:1–13; ИбН. 20) — тщательное разграничение между преднамеренным и непреднамеренным убийством и установление совершенно нового института городов-убежищ.
Убийца имеет право скрыться в городе-убежище, откуда он вызывается на судебное разбирательство, которое должно установить, было ли убийство преднамеренным или нет; в случае преднамеренного убийства убийца выдавался на расправу кровному мстителю, которому было запрещено брать денежный выкуп; если же убийство было совершено нечаянно, убийца возвращался в город-убежище, где должен был оставаться до смерти первосвященника.
Нахождение в городе-убежище должно было защитить невольного убийцу от кровной мести; если он покинул город-убежище и был убит кровным мстителем, последний не считался преступником (по-видимому, мститель не считался преступником также и тогда, когда ему удавалось отомстить убийце еще до того, как тот достигал города-убежища).
Законы кровной мести в Торе
Законы кровной мести в Торе представляют своего рода промежуточную стадию между древним обычаем и законодательством эпохи Царей (см. Царей книга): с одной стороны, мститель сохраняет право приведения в исполнение закона о преднамеренном убийстве, но, с другой стороны, семья не обладает правом вершить суд.
В эпоху Судей (см. Судей Израилевых книга) и несколько позднее зафиксирован целый ряд случаев кровной мести. Так, Гидон убил Зеваха и Цалмунну за то, что те убили людей его народа, «сынов его матери» (Суд. 8:18–20), Иоав убил Авнера за убийство своего брата Асаэля (III Сам. 3:27, 30), а Авшалом убил Амнона за то, что тот обесчестил его сестру Тамар (II Сам. 13:14, 28,29).
Кровная месть в эпоху Первого храма
На протяжении эпохи Первого храма кровная месть еще была широко распространена в народе. Однако цари нередко противодействовали соблюдению этого обычая, (см., например, II Сам. 14:4–11).
Иудейский царь Амация по восшествии на престол казнил убийц своего отца, но не тронул их детей (II Ц. 14:5,6), ссылаясь на предписание Торы «отцы не должны быть наказаны смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16).
Постановления в талмудической литературе
В талмудической литературе сформулирован ряд халахот (см. Галаха) относительно кровной мести. Неясно, однако, отражают ли эти постановления историческую действительность эпохи Второго храма или относятся к библейской реальности.
Таково, в частности, постановление, гласящее, что если у убитого нет кровного мстителя, суд должен назначить такового. Талмуд считает, что пребывание в городе-убежище является не защитой от кровной мести, а наказанием, своего рода изгнанием невольного убийцы. Талмуд также устанавливает, кто из родственников должен быть кровным мстителем в случае, если один из членов семьи убит другим.
Обычаи кровной мести в Государстве Израиль
В Государстве Израиль обычаи кровной мести до сих пор бытуют среди нееврейского населения, в первую очередь у бедуинов и друзов, однако судебные преследования за кровную месть и общая модернизация жизненного уклада постепенно ведут к отмиранию этого института.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КРОВНАЯ МЕСТЬ в ЭЕЭ