Керчь (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Керчь» в «Керчь (еврейская община)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Керчь''' (в древности Пантикапей), портовый город на восточной оконечности Крымского полуострова (см. [[Крым]]). Евреи появляются в Пантикапее еще до падения | + | '''Керчь''' (в древности Пантикапей), портовый город на восточной оконечности Крымского полуострова (см. [[Крым]]). Евреи появляются в Пантикапее еще до падения не |
+ | === Первые упоминания === | ||
- | + | зависимого Боспорского царства (63 г. до н. э.), однако наиболее ранние материальные свидетельства присутствия в городе еврейского населения относятся к римской эпохе. | |
- | + | В греческой надписи 81 г. н. э. засвидетельствовано наличие в Пантикапее еврейской [[Община Еврейская|общины]] и [[Синагога|синагоги]]. Еврейские символы встречаются и в нееврейских надписях последующих веков. | |
+ | === Девятый - первая половина десятого века === | ||
- | + | В первой половине 9 в. патриарх Фотий в своем послании архиепископу Пантикапея Антонию выражает благодарность за его усилия обратить евреев города в [[Христианство|христианство]]. | |
- | |||
+ | Керчь (под названием Карк) упоминается в письме хазарского царя Иосефа (см. [[Хазария]]) [[Ибн Шапрут Хисдай|Хисдаю Ибн Шапруту]] (10 в.) в списке хазарских городов; можно полагать, что в 8–9 вв. под властью хазарских властителей еврейская община Керчи процветала. | ||
+ | === Вторая половина десятого - двенадцатый век === | ||
+ | В результате войн между русскими и хазарами во второй половине 10 в. и между русскими и греками в конце 11 в. евреи покинули Керчь. [[Птахия Из Регенсбурга|Птахия из Регенсбурга]], посетивший Керчь в 1175 г., застал там лишь небольшое число [[Караимы|караимов]], «живущих в изоляции и невежестве». | ||
+ | === Восемнадцатый век === | ||
- | + | После завоевания Керчи в 1771 г. Россией в городе возникла еврейская община, состоявшая из российских и местных евреев — [[Крымчаки|крымчаков]]. | |
+ | === Девятнадцатый век === | ||
+ | Во время Крымской войны (1854–56) большинство еврейского населения покинуло Керчь, однако несколько лет спустя в городе вновь появились евреи, число которых в 1897 г., включая крымчаков и караимов, достигло 4774 человек (14% населения города). | ||
- | [[ | + | В 1897 г. в Керчи функционировали три синагоги (одна из них крымчаков), два молитвенных дома для ремесленников и отставных нижних чинов, [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]] (160 учеников в 1859 г.), женское училище с профессиональным отделением, частное мужское училище. |
+ | |||
+ | Действовал ряд благотворительных (см. [[Благотворительность]]) учреждений, в том числе общество пособия бедным, дешевая столовая. Евреи занимались главным образом заготовкой рыбы и добычей соли. | ||
+ | === Двадцатый век === | ||
+ | |||
+ | 31 июля 1905 г. в Керчи патриотическая демонстрация во главе с градоначальником переросла в еврейский [[Погромы|погром]]. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]]: погибло два его члена (один из них — русский гимназист П. Кириленко). | ||
+ | |||
+ | В погроме наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями активно участвовал табор цыган, специально приехавших в город для грабежа еврейского имущества. | ||
+ | |||
+ | В 1926 г. в Керчи проживал 3621 еврей (8,9% населения города), а ко времени германской оккупации еврейская община насчитывала четыре с половиной тысячи человек. | ||
+ | ==== Немецкая оккупация ==== | ||
+ | |||
+ | 10 ноября 1941 г. германские войска оккупировали Керчь. Евреям было приказано зарегистрироваться в трехдневный срок, а также носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]] — шестиконечную звезду белого цвета. | ||
+ | |||
+ | 28 ноября евреям было предписано «невзирая на возраст, с детьми явиться в субботу 29 ноября... на Сенную площадь (базар), имея при себе питание на три дня». В | ||
+ | |||
+ | се пришедшие были заключены в городскую тюрьму. В течение нескольких дней эйнзацкоманда «10Б» из [[Эйнзацгруппен|эйнзацгруппен]] «Б» расстреляла всех евреев у противотанкового рва вблизи поселка Богеров в 4 км от Керчи. | ||
+ | |||
+ | Оккупационные власти планировали 3 января 1942 г. уничтожить [[Крымчаки|крымчаков]], но в ночь на 30 декабря 1941 г. высадившиеся с моря десантные части Красной армии освободили Керчь. | ||
+ | |||
+ | Однако 14 мая 1942 г. немецкие войска вновь заняли Керчь. Часть евреев-крымчаков не успела эвакуироваться. 22 июня 1942 г. оккупационные власти осуществили акцию по уничтожению крымчаков. | ||
+ | По данным, нуждающимся в проверке, было расстреляно более тысячи крымчаков. | ||
+ | === Вторая половина двадцатого века - двухтысячные годы === | ||
+ | |||
+ | По переписи 1959 г., в Керчи проживало около 1700 евреев, в 1970 г. — около 1600, в 1979 г. — 1400. В 1989–2004 гг. большинство евреев Керчи выехало в Израиль, США, Германию и в другие страны. | ||
+ | ==== Возрождение еврейской жизни ==== | ||
+ | |||
+ | С начала 1990-х гг. в Керчи начался процесс восстановления еврейской жизни. Так, в марте 1997 г. была создана еврейская община «Гешер» под председательством Б. Капустина (родился в 1936 г.). | ||
+ | |||
+ | В Керчи функционируют община реформистов (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]), имеющая синагогу, керченский еврейский благотворительный центр «Хесед-Малка», созданный при поддержке [[Джойнт|Джойнта]], музыкальный ансамбль «Яхад». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12058|КЕРЧЬ}} |
Версия 16:52, 27 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Керчь (в древности Пантикапей), портовый город на восточной оконечности Крымского полуострова (см. Крым). Евреи появляются в Пантикапее еще до падения не
Содержание |
Первые упоминания
зависимого Боспорского царства (63 г. до н. э.), однако наиболее ранние материальные свидетельства присутствия в городе еврейского населения относятся к римской эпохе.
В греческой надписи 81 г. н. э. засвидетельствовано наличие в Пантикапее еврейской общины и синагоги. Еврейские символы встречаются и в нееврейских надписях последующих веков.
Девятый - первая половина десятого века
В первой половине 9 в. патриарх Фотий в своем послании архиепископу Пантикапея Антонию выражает благодарность за его усилия обратить евреев города в христианство.
Керчь (под названием Карк) упоминается в письме хазарского царя Иосефа (см. Хазария) Хисдаю Ибн Шапруту (10 в.) в списке хазарских городов; можно полагать, что в 8–9 вв. под властью хазарских властителей еврейская община Керчи процветала.
Вторая половина десятого - двенадцатый век
В результате войн между русскими и хазарами во второй половине 10 в. и между русскими и греками в конце 11 в. евреи покинули Керчь. Птахия из Регенсбурга, посетивший Керчь в 1175 г., застал там лишь небольшое число караимов, «живущих в изоляции и невежестве».
Восемнадцатый век
После завоевания Керчи в 1771 г. Россией в городе возникла еврейская община, состоявшая из российских и местных евреев — крымчаков.
Девятнадцатый век
Во время Крымской войны (1854–56) большинство еврейского населения покинуло Керчь, однако несколько лет спустя в городе вновь появились евреи, число которых в 1897 г., включая крымчаков и караимов, достигло 4774 человек (14% населения города).
В 1897 г. в Керчи функционировали три синагоги (одна из них крымчаков), два молитвенных дома для ремесленников и отставных нижних чинов, талмуд-тора (160 учеников в 1859 г.), женское училище с профессиональным отделением, частное мужское училище.
Действовал ряд благотворительных (см. Благотворительность) учреждений, в том числе общество пособия бедным, дешевая столовая. Евреи занимались главным образом заготовкой рыбы и добычей соли.
Двадцатый век
31 июля 1905 г. в Керчи патриотическая демонстрация во главе с градоначальником переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд еврейской самообороны: погибло два его члена (один из них — русский гимназист П. Кириленко).
В погроме наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями активно участвовал табор цыган, специально приехавших в город для грабежа еврейского имущества.
В 1926 г. в Керчи проживал 3621 еврей (8,9% населения города), а ко времени германской оккупации еврейская община насчитывала четыре с половиной тысячи человек.
Немецкая оккупация
10 ноября 1941 г. германские войска оккупировали Керчь. Евреям было приказано зарегистрироваться в трехдневный срок, а также носить отличительный знак — шестиконечную звезду белого цвета.
28 ноября евреям было предписано «невзирая на возраст, с детьми явиться в субботу 29 ноября... на Сенную площадь (базар), имея при себе питание на три дня». В
се пришедшие были заключены в городскую тюрьму. В течение нескольких дней эйнзацкоманда «10Б» из эйнзацгруппен «Б» расстреляла всех евреев у противотанкового рва вблизи поселка Богеров в 4 км от Керчи.
Оккупационные власти планировали 3 января 1942 г. уничтожить крымчаков, но в ночь на 30 декабря 1941 г. высадившиеся с моря десантные части Красной армии освободили Керчь.
Однако 14 мая 1942 г. немецкие войска вновь заняли Керчь. Часть евреев-крымчаков не успела эвакуироваться. 22 июня 1942 г. оккупационные власти осуществили акцию по уничтожению крымчаков. По данным, нуждающимся в проверке, было расстреляно более тысячи крымчаков.
Вторая половина двадцатого века - двухтысячные годы
По переписи 1959 г., в Керчи проживало около 1700 евреев, в 1970 г. — около 1600, в 1979 г. — 1400. В 1989–2004 гг. большинство евреев Керчи выехало в Израиль, США, Германию и в другие страны.
Возрождение еврейской жизни
С начала 1990-х гг. в Керчи начался процесс восстановления еврейской жизни. Так, в марте 1997 г. была создана еврейская община «Гешер» под председательством Б. Капустина (родился в 1936 г.).
В Керчи функционируют община реформистов (см. Реформизм в иудаизме), имеющая синагогу, керченский еврейский благотворительный центр «Хесед-Малка», созданный при поддержке Джойнта, музыкальный ансамбль «Яхад».