Кальвинизм (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Кальвинизм (ЭЕЭ)» в «Кальвинизм») |
Версия 11:41, 26 июня 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Кальвинизм, протестантское вероучение, возникшее в 16 веке в процессе Реформации. Основателем кальвинизма был Жан Кальвин, наиболее влиятельный деятель второго поколения Реформации, теолог и руководитель реформированной церкви в Женеве.
При рассмотрении взглядов Кальвина на евреев и еврейскую религию следует учитывать различие между библейской религией, иудаизмом эпохи после появления христианства и современным ему еврейством. Кальвин почти не встречался с евреями у себя на родине — во Франции, а также в Женеве (откуда они были изгнаны в 1491); поэтому еврейский вопрос был для него в основном проблемой теологической с незначительной социально-экономической окраской, встречающейся и в касающихся евреев сочинениях М. Лютера и М. Буцера.
Взгляды Кальвина на иудаизм частично коренятся в традиционной полемике с евреями, которые упрямо отказываются признать Иисуса Мессией и сыном Божиим. Типичны в этом отношении его «Ответы на вопросы и возражения еврея» (латинский язык, в томе 9 собрания сочинений Calvini Opera, в 37 томах, в составе Corpus Reformatorum), написанные, видимо, в конце жизни, возможно, в ответ на вопрос реального корреспондента-еврея. Принятый в Реформации упор на благодать (милость Божию) приводит Кальвина к резким выпадам против приверженности послебиблейского иудаизма к букве Закона, тем более, что он сам подвергался обвинениям в такой приверженности и в склонности к иудаизму со стороны своих оппонентов-спиритуалистов, таких как М. Сервет. Однако, как и Лютер, Кальвин подчеркивал, что упрямство («жестоковыйность») еврейского народа служит символом универсальности грехов человечества. В этой общности греха евреи не отличаются от язычников, мусульман, католиков и прочих «неверных» и грешников.
Однако иными были праотцы евреев — избранный народ — до пришествия Иисуса. Здесь Кальвин, в отличие от Лютера, в своем экзегетическом подходе подчеркивал, что священная история еврейского народа имеет продолжение. Израиль библейских времен был Божиим народом, «истинной церковью». С явлением Иисуса и принятием Нового завета — «Завета благодати» — спасение стало доступным для всего человечества, так что «истинную церковь», или Новый Израиль, составляют ныне те, кто верует в Иисуса. Остается ли в таком случае надежда евреям, не принявшим его? Кальвин отвергал буквальное толкование Послания к римлянам 11:26: «Итак, весь Израиль спасется...», однако утверждал, что, хотя большинство евреев отвергли Иисуса, этот народ не исчез и определенная его часть примет христианство в будущем.
Но после смерти Кальвина получило распространение буквальное толкование указанного евангельского стиха, предполагающее всеобщее обращение евреев. На такое толкование намекал Теодор Беза, преемник Кальвина в Женеве. Подробно же обосновал его англичанин Эндрю Уиллет в 1590 и такие голландские богословы-кальвинисты 17 века, как Воэций и его ученик Хорнбек. Тема обращения и возрождения еврейского народа заняла центральное место в милленаристских чаяниях (вера в наступление тысячелетнего «царства Христова» на Земле). В Англии милленаристы, такие как Томас Брайтмен, Хенри Финч, Джозеф Мид, Френсис Ли и Уильям Твисс, приписывали евреям ведущую роль в наступлении тысячелетнего «царства Божия», добавляя, что возвращение евреев в Иерусалим будет связано с их обращением. Такие взгляды стали особенно популярны во время Английской революции и накануне принятия указа, разрешавшего евреям вновь селиться в Англии (1655), хотя пуританское учение того времени уже отошло достаточно далеко от своих кальвинистских истоков.
Сходные взгляды выражали Иоганн Альстед в Германии, Иоганн Кокцей и его ученики в Нидерландах, частично стоявшие на позициях милленаризма, а также такие радикальные милленаристы, как Лабади и Серрарий. После отмены Нантского эдикта в 1685 гугенот Пьер Жюрье пошел еще дальше, утверждая, что евреи не только вернутся в Иерусалим, но вместе с Мессией будут править миром после принятия ими христианства.
К концу 17 века эти милленаристские воззрения постепенно сходят на нет. Пьер Бейль, полемизировавший с Жюрье, как правило, настроен критически по отношению к евреям, а Жак Банаж, гугенот в изгнании, написал в начале 18 века рационалистический, но все же негативный очерк еврейской истории, хотя в определенной мере и оставался продолжателем Жюрье. Милленаристские тенденции вновь ожили в конце 18 века и в 1-й половине 19 века, особенно в Англии, и, возможно, внесли свой вклад в попытки протестантов найти политическое решение еврейского вопроса.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАЛЬВИНИЗМ в ЭЕЭ