Хирбет-Кияфа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 26: Строка 26:
}}
}}
-
'''Хирбет-Кияфа''' ('''крепость Эла''') - остатки древнего города с видом на [[Долина Эла|долину Эла]].<ref name="Reuter">{{cite web|url=http://www.reuters.com/article/scienceNews/idUSTRE49T52620081030|title=Archaeologists report finding oldest Hebrew text|first=Ari|last=Rabinovitch|publisher=Reuters|date=October 30, 2008|accessdate=November 5, 2011}}</ref>  
+
'''Хирбет-Кияфа''' ('''крепость Эла''') - остатки древнего города с видом на [[Долина Эла|долину Эла]].<ref name="Reuter">{{cite web|url=http://www.reuters.com/article/scienceNews/idUSTRE49T52620081030|title=Archaeologists report finding oldest Hebrew text|first=Ari|last=Rabinovitch|publisher=Reuters|date=October 30, 2008|accessdate=November 5, 2011}}</ref> Хирбет-Кияфа находится неподалеку от места легендарной битвы [[Давид (царь)|Давида]] и [[Голиаф]]а.
Руины крепости были обнаружены в 2007 году,<ref name="Vol8Ar22"/> около [[Израиль]]ского города [[Бейт-Шемеш]] в 35 км от [[Иерусалим]]а.<ref>{{статья |автор = Chris Catling|заглавие = Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://www.world-archaeology.com/news/elah-city-fortress-khirbet-qeiyafa/|title=Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|язык = en|издание  = Current World Archaeology|тип = |год = 2011|том = 33 |номер  = |страницы = 8|doi = |issn = }}</ref>
Руины крепости были обнаружены в 2007 году,<ref name="Vol8Ar22"/> около [[Израиль]]ского города [[Бейт-Шемеш]] в 35 км от [[Иерусалим]]а.<ref>{{статья |автор = Chris Catling|заглавие = Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://www.world-archaeology.com/news/elah-city-fortress-khirbet-qeiyafa/|title=Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|язык = en|издание  = Current World Archaeology|тип = |год = 2011|том = 33 |номер  = |страницы = 8|doi = |issn = }}</ref>
Строка 47: Строка 47:
Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский [[Азек]]ом, который до этого связывали исключительно с [[Тель Закария]].<ref name=asor>{{cite web| url=http://web.archive.org/web/20080516071831/http://www.asor.org/AM/abstracts07(final).pdf | title=ASOR 2007 Conference abstracts| publisher= [[Boston University]]}}</ref> В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский [[Шаараим]] («двое ворот» на иврите).<ref name="Vol8Ar22"/>
Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский [[Азек]]ом, который до этого связывали исключительно с [[Тель Закария]].<ref name=asor>{{cite web| url=http://web.archive.org/web/20080516071831/http://www.asor.org/AM/abstracts07(final).pdf | title=ASOR 2007 Conference abstracts| publisher= [[Boston University]]}}</ref> В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский [[Шаараим]] («двое ворот» на иврите).<ref name="Vol8Ar22"/>
 +
 +
Первый период существования города закончился внезапным разрушением, на что указывают сотни керамических сосудов, каменной посуды и металлических предметов, оставленных на этажах жилых домов.
== Датировка ==
== Датировка ==
Строка 59: Строка 61:
Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние [[филистимляне]] отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским [[Адифаим]] (Й|15:36).<ref name=dagan>{{статья |автор = Yehuda Dagan|заглавие = Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations|ссылка = http://img2.tapuz.co.il/forums/1_143131548.pdf|язык = en|издание = Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип = pdf|год = 2009|том = 36|номер = 3|страницы = 68–81|doi = |issn = }}</ref>
Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние [[филистимляне]] отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским [[Адифаим]] (Й|15:36).<ref name=dagan>{{статья |автор = Yehuda Dagan|заглавие = Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations|ссылка = http://img2.tapuz.co.il/forums/1_143131548.pdf|язык = en|издание = Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип = pdf|год = 2009|том = 36|номер = 3|страницы = 68–81|doi = |issn = }}</ref>
-
Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период [[Лахиш]]у, [[Беэр-Шева|Беэр-Шеве]], [[Тель Арад|Арад]]у и [[Тимна|Тимне]]. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в [[Книга Шмуэль 1|Книге Шмуэль 1]], проходит от филистимского города [[Экрон]] до Тель-[[Бейт-Шемеш]]. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.<ref name=keys>{{cite web|last=Shtull |first=Asaf |url=http://www.haaretz.com/weekend/magazine/the-keys-to-the-kingdom-1.360222 |title=The Keys to the Kingdom, Haaretz |publisher=[[Haaretz]] |date=21 July 1993 |accessdate=2011-07-14}}</ref> Верхний горизонт крепости показывает, что укрепления были возведены в эллинистичкский период.<ref name="FS"/>
+
Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период [[Лахиш]]у, [[Беэр-Шева|Беэр-Шеве]], [[Тель Арад|Арад]]у и [[Тимна|Тимне]]. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в [[Книга Шмуэль 1|Книге Шмуэль 1]], проходит от филистимского города [[Экрон]] до Тель-[[Бейт-Шемеш]]. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.<ref name=keys>{{cite web|last=Shtull |first=Asaf |url=http://www.haaretz.com/weekend/magazine/the-keys-to-the-kingdom-1.360222 |title=The Keys to the Kingdom, Haaretz |publisher=[[Haaretz]] |date=21 July 1993 |accessdate=2011-07-14}}</ref> Верхний горизонт крепости показывает, что укрепления были возведены в эллинистический период.<ref name="FS"/>
Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления [[Давид]]а и [[Соломон]]а.<ref name="Biblical David-NYT">{{cite news|url=http://www.nytimes.com/2008/10/30/world/middleeast/30david.html?partner=rssnyt&emc=rss|title=Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David|author=Ethan Bronner| date= 2008-10-29| publisher=New York Times|accessdate=2008-11-05}}</ref><ref name>{{cite news|url=http://www.haaretz.com/hasen/spages/1032929.html |title=Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? |agency=Associated Press |date=October 30, 2008 |newspaper=[[Haaretz]]|accessdate= November 5, 2011}}</ref><ref name=keys/> на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и [[Гат]]е, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.  
Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления [[Давид]]а и [[Соломон]]а.<ref name="Biblical David-NYT">{{cite news|url=http://www.nytimes.com/2008/10/30/world/middleeast/30david.html?partner=rssnyt&emc=rss|title=Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David|author=Ethan Bronner| date= 2008-10-29| publisher=New York Times|accessdate=2008-11-05}}</ref><ref name>{{cite news|url=http://www.haaretz.com/hasen/spages/1032929.html |title=Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? |agency=Associated Press |date=October 30, 2008 |newspaper=[[Haaretz]]|accessdate= November 5, 2011}}</ref><ref name=keys/> на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и [[Гат]]е, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.  
Строка 67: Строка 69:
Доказательства того, что город был не [[Филистимляне|филистимский]] приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в [[Филистимляне|филистимских]] городах.<ref name=Draper/> Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не [[Филистимляне|филистимский]].<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Надав Неэман]] из [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивского университета]], тем не менее, отждествляет его с филистимским [[Гат]]ом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из [[Бейт-Шемеш]]а, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с [[Экрон]]ом.<ref>{{статья |автор = Nadav Na'aman|заглавие = In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219|язык = en|издание = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = 36|номер = |страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref>
Доказательства того, что город был не [[Филистимляне|филистимский]] приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в [[Филистимляне|филистимских]] городах.<ref name=Draper/> Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не [[Филистимляне|филистимский]].<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Надав Неэман]] из [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивского университета]], тем не менее, отждествляет его с филистимским [[Гат]]ом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из [[Бейт-Шемеш]]а, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с [[Экрон]]ом.<ref>{{статья |автор = Nadav Na'aman|заглавие = In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219|язык = en|издание = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = 36|номер = |страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref>
-
Следует предположить, что расшифровка в 2012 году древнееврейского текста на [[остракон]]е (см. ниже) закрыла эту дискуссию.
+
Следует предположить, что расшифровка в 2012 году древнееврейского текста на [[остракон]]е (см. ниже) закрыла эту дискуссию. Тот факт, что крепости начала X века до н.э. строились по единому образцу по всей [[Страна Израиля|Стране Израиля]] служит одним из доказательств существования в это время единого еврейского государства с центральной властью.<ref>[http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите]</ref><ref>[http://qeiyafa.huji.ac.il/ Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме]</ref>
== Археологические находки ==
== Археологические находки ==
Строка 86: Строка 88:
[[File:Khirbet Qeiyafa Ostracon.jpg|250px|thumb|Изображение остракона, сделанное художником]]
[[File:Khirbet Qeiyafa Ostracon.jpg|250px|thumb|Изображение остракона, сделанное художником]]
-
[[Остракон]] размером 15х16.5 см, трапециевидной формы - керамический черепок с пятью строками текста,<ref name=UHpress>{{cite web|title=Most ancient Hebrew biblical inscription deciphered|publisher=University of Haifa|date=January 10, 2010|accessdate=November 5, 2011|url=http://newmedia-eng.haifa.ac.il/?p=2043}}</ref> был обнаружен во время раскопок на площадке в 2008 году.<ref name=UHpress/>
+
[[Остракон]] размером 15х16.5 см, трапециевидной формы - керамический черепок с пятью строками текста,<ref name=UHpress>{{cite web|title=Most ancient Hebrew biblical inscription deciphered|publisher=University of Haifa|date=January 10, 2010|accessdate=November 5, 2011|url=http://newmedia-eng.haifa.ac.il/?p=2043}}</ref> был обнаружен во время раскопок на площадке в 2008 году.<ref name=UHpress/> Его нашёл 15-летний подросток-доброволец возле ступенек развалин дома.<ref>[http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите]</ref>  
Хотя надписи на остраконе плохо сохранились и их трудно читать, Эмиль Пюэш из Французской школы библейской и другой археологии предположил, что написано следующее:
Хотя надписи на остраконе плохо сохранились и их трудно читать, Эмиль Пюэш из Французской школы библейской и другой археологии предположил, что написано следующее:
Строка 129: Строка 131:
Были раскопаны три большие комнаты, служившие святилищами, которые по архитектурным элементам и находкам соответствуют библейскому описанию культа в эпоху царя Давида.  
Были раскопаны три большие комнаты, служившие святилищами, которые по архитектурным элементам и находкам соответствуют библейскому описанию культа в эпоху царя Давида.  
-
Находки носят сенсационный характер, так как никогда еще ученые на обнаруживали святилища столь раннего периода Израильского царства. Судя по датировкам, святилища функционировали за 30-40 лет до строительства Храма Соломона в Иерусалиме, что является первым физическим свидетельством культа времен царя Давида.
+
Находки носят сенсационный характер, так как никогда еще ученые на обнаруживали святилища столь раннего периода [[Израильское царство|Израильского царства]]. Судя по датировкам, святилища функционировали за 30-40 лет до строительства [[Храм Соломона|Храма Соломона]] в [[Иерусалим]]е, что является первым физическим свидетельством культа времен [[Давид (царь)|царя Давида]].  
-
 
+
-
Отсутствие культовых изображений людей и животных в этих трех святилищах показывает, что люди, населявшие крепость, исповедовали культы, отличные от ханаанских и филистимлянских.<ref>[http://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-artifacts/artifacts-and-the-bible/breaking-news—evidence-of-cultic-activity-in-judah-discovered-at-khirbet-qeiyafa/ Breaking News—Evidence of Cultic Activity in Judah Discovered at Khirbet Qeiyafa]</ref><ref>[http://www.zman.com/news/2012/05/11/126313-print.html Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа]</ref><ref>[http://sibcatholic.ru/2012/05/12/izrailskie-uchenye-obnaruzhili-dva-kovchega-vremen-carya-davida/ Израильские ученые обнаружили два ковчега времен царя Давида]</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
<!--
+
-
 
+
-
Израильские ученые обнаружили два ковчега времен царя Давида
+
-
 
+
-
Израильские археологи обнаружили уникальные ковчеги времен царя Давида, пишет KATHweb. Благодаря этим находкам ученые в Израиле впервые получили возможность исследовать предметы культа иудеев, созданные почти за тысячу лет до Р. Х.
+
-
 
+
-
Археологи иерусалимского Еврейского университета под руководством Иосси Гарфинкеля откопали в районе Хирбет-Кияфа, что неподалеку от предполагаемого места легендарной битвы Давида и Голиафа в долине Эла, 2 ковчега досоломоновских времен: один – каменный, другой – из глины
+
-
Найденные предметы являются частью большого культового комплекса из трех помещений.
+
-
 
+
-
Во время раскопок были также обнаружены другие предметы культа и керамика: каменный артефакт, похожий на стол, 5 стоячих камней, 2 алтаря из базальтового камня, 2 жертвенные чаши и 2 переносных реликвария. По мнению ученых, эти находки примерно на 30-40 лет старше, чем храм царя Соломона в Иерусалиме, и поэтому имеют огромное значение для археологии и историко-религиозных исследований.
+
-
Гарфинкеля утверждает, что результаты раскопок подтверждают историчность библейской традиции.
+
-
 
+
-
Археологическая экспедиция Иерусалимского университета под руководством Гарфинкеля в районе Хирбет-Кияфа близ Иерусалима работает с 2007 г. Ранее археологи обнаружили еврейский город, окруженный фортификационными сооружениями с двумя входами. Возможно, он является библейским Шаараимом (в пер. – «двое ворот»). Другой уникальной находкой стал глиняный черепок с надписью, датируемой X в. до Р. Х. Черепок находился в слое, который, согласно радиоуглеродному методу, принадлежит 1000-975 г. г. до Р. Х., т. е. времени, когда правил царь Давид.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Найден древнейший текст на иврите
+
-
 
+
-
Опубликовал: manefon  | Опубликовано: 10 November, 2008  |  Категория: Древневосточные культуры  |  Метки:Библия, Древняя Палестина, иврит | 
+
-
 
+
-
Археологи обнаружили древнейший текст на еврейском языке. Он восходит к X веку до н.э. и может пролить свет на легендарную эпоху царя Давида.
+
-
 
+
-
Текст из пяти строчек на иврите был найден на черепке одного из многочисленных сосудов во время раскопок в древней крепости Эла в местечке Хирбет-Кеяфа. Пока ученым удалось разобрать лишь то, что в тексте содержатся слова «царь», «судья» и «раб», так что, по всей видимости, речь идет о памятнике древнейшего иудейского законодательства, передает CNN.
+
-
 
+
-
 
+
-
Пока нет каких-либо оснований считать, что текст на черепке может являться частью Библии. Также ученым еще неизвестно, содержит ли он какие-либо указания на фрагменты библейской истории.
+
-
 
+
-
Хирбет-Кияфа находится неподалеку от места легендарной битвы Давида и Голиафа. Крепость Эла является древнейшим оборонительным сооружением на территории Израиля. Археологи отмечают, что со времени начала раскопок в июле на ее территории было обнаружено необычайно большое количество древнеиудейской керамики. Возможно, в крепости специально были собраны припасы на случай внезапной осады. Даже если текст на черепке и прочие находки ученых не будут содержать сведений о царе Давиде, они представляют значительную ценность для изучения истории еврейского народа эпохи Первого храма. Причем крепость Эла уже сама по себе может являться подтверждением исторических книг Библии (прежде всего, речь идет о книгах Царств и Паралипоменона или Хроник): существование укрепления указывает на то, что древняя Иудея вела войны с соседями. Многочисленным конфликтам с соседями как раз посвящена значительная часть указанных книг Ветхого Завета.
+
-
 
+
-
Согласно библейской хронологии, царь Давид правил в 1007−1000 годах до н.э. Иудеей, с 1000 по 967 годы до н.э. – Иудеей и Израилем. Единственное историческое указание на существование этого правителя помимо Библии – так называемая стела из Тель Дана, в которой упоминается правитель из «дома Давида», то есть из династии легендарного царя. Стелла относится к IX веку до н.э. Возможно, «дом Давида» в том же значении упоминается на стеле Меши, также IX века до н.э.
+
-
 
+
-
Древнейшим текстом Библии являются свитки Мертвого моря, относящиеся к периоды с 250 года до н.э. и до 68 года н.э. Между тем, Ветхий Завет был оформлен в качестве единого свода значительно раньше, в VI-V веках до нашей эры, а древнейшие источники к отдельным книгам могут относиться даже к VIII-IX векам до н.э., считают ученые (церковная традиция относит начало составления Ветхого Завета к еще более раннему периоду – XV веку до н.э.). Находка фрагментов Библии, превышающих по возрасту свитки Мертвого моря, или иных источников, ставших основой для более поздних канонических текстов, стала бы крупнейшим археологическим открытием. Однако этот рекорд черепку из Элы побить, видимо, не удастся.
+
-
 
+
-
текст: Владимир Костырев/Infox.ru
+
-
[http://arheo.manefon.org/?p=577 Мировая археология]
+
-
 
+
-
Найдены древнейшие надписи на иврите
+
-
Израильские археологи заявили об обнаружении керамических черепков с древними надписями на иврите. Предполагается, что эти тексты на иврите являются древнейшими из когда-либо раскопанных.Находки помогут по-новому взглянуть на культуру и язык Святой Земли в библейский период.
+
-
Осколок сосуда найден в районе Хирбет-Кеяфа, недалеко от того места, где, по преданию, сражались Давид и Голиаф. Черепок лежал в слое, который датирован радиоуглеродным методом (исследовался возраст найденных в нем оливковых косточек) 1000-975 годами до нашей эры, то есть временем, когда правил царь Давид.
+
-
Осколок керамики размером 15×15 см нашел 15-летний подросток-доброволец еще в июле возле ступенек развалин дома. Позднее было обнаружено, что на осколке сделана надпись в пять строк так называемым протоханаанским стилем, предшественником еврейского алфавита, которым во втором тысячелетии до нашей эры пользовались многие левантийские народы, в том числе и древние евреи. Филологам удалось пока гипотетически интерпретировать только несколько сочетаний знаков, которые могут читаться как «царь», «судья», «раб». Гарфинкель убежден, что надпись сделана на иврите, а не на одном из родственных семитских языков, поскольку на черепке можно видеть специфически ивритский глагол «делать». Все слова имеют трехбуквенный корень, характерный для иврита. Не исключено, что эти пять строчек являются отрывком более длинного текста.
+
-
 
+
-
 
+
-
Ученым известно несколько маленьких фрагментов надписей, содержащих ивритские слова и датируемых X веком до нашей эры. Но большие тексты, которые однозначно сделаны на иврите, датируются IX и VIII веками. На этом основании Йоси Гарфинкель берется утверждать, что его находка — древнейшая.
+
-
Район Бейт-Шемеша у подножья иудейских гор был когда-то границей между жившими на холмах евреями и их врагами филистимлянами, жившими в районе прибрежной низменности. С кургана Хирбет-Кеяфа открывается вид на долину Эла, где произошло сражение Давида с Голиафом. От этого места недалеко до родного города Голиафа, Гата.
+
-
С мнением Гарфинкеля согласны далеко не все исследователи. Амихай Мазар, один из ведущих специалистов по библейской археологии, говорит, что с интерпретацией текста из Хирбет-Кеяфы не стоит торопиться. Но он убежден в том, что надпись, как минимум, является самой длинной из известных протоханаанейских, что само по себе имеет большое значение для науки.
+
-
По материалам различных информационных агентств
+
-
 
+
-
Комментарий независимого специалиста. На надписи, если так повернуть — то можно прочесть корни слов «царь», «судья», «страна»… , а если по-другому повернуть, то совершенно другие слова. Надо подождать окончательной публикации. Ценность этой надписи в том, что во-первых, оказывается прото-ханаанейское письмо продолжается аж до середины 10-ого века, а во-вторых это всего лишь вторая такая находка (первая — остракон из Избет-Сарты и там абецедарий, а не текст со смыслом).
+
-
Настоящая сенсация в том, что там нарыли «ворота с четырьмя помещениями» (שער תאים) и казематные стены. И все это чётко датируется 10 в. до н. э. Де-факто, это означает, что если в 10-веке есть такие укрепления, и они видимо еврейские, тогда действительно существовало объединенное царство Израиля. Ведь известны аналогичные строения в Мегиддо, в Хацоре и в Гезере
+
-
[http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU]
+
-
 
+
-
 
+
-
Хирбет Qeiyafa
+
-
Раскопки директора: профессор Йосеф Гарфинкель (Еврейский университет)
+
-
Г-н Саар Ганор (Израиль древностей)
+
-
Учреждение Еврейского университета в Иерусалиме
+
-
Даты проведения раскопок сезона:
+
-
24 июня до пятницу, 20 июля 2012
+
-
Адрес: Израиль, в 20 милях к юго-западу от Иерусалима
+
-
Периоды: железного века, начале 10 века до н.э., Эллинистический
+
-
Ближайшая деревня: кибуц Нетив ха-Ламед Hei
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
За последние 30 лет, библейского повествования, связанные с созданием царства в библейской Иудеи стали предметом многочисленных дискуссий. Были Давида и Соломона исторических правителей урбанизированных государственном уровне общества в начале 10 века до нашей эры, или это уровень социального развития достигли только в конце 8 века до н.э., 300 лет спустя? Недавние раскопки в Хирбет Qeiyafa, первый ранний города Иудейские, чтобы быть датированы 14С, ясно указывают на хорошо спланированную укрепленный город в Иудее, как еще в конце 11-начале 10 вв. Это новые данные, имеет далеко идущие последствия для археологии, истории и библейских исследований. Хирбет Qeiyafa место
+
-
 
+
-
 
+
-
Хирбет Qeiyafa находится ок. 30 км к юго-западу от Иерусалима, на вершине холма, который граничит с долине Эла на север. Это является ключевым стратегическим расположением в библейском Иудейского царства, на главной дороге от филистимлян и прибрежной равнины в Иерусалим и Хеврон, на горе. Город был построен на скальном грунте, 2,3 га в районе, в окружении массивных укреплений мегалитических камней. Пять сезонов раскопки были проведены в 2007-2011 годах, пяти разделов сайта (районы AE) были рассмотрены, и около 20% территории города были обнаружены. Экспедиция раскопала 200 м от городской стены, двумя воротами, колонна здания (небольшой стабильный?) И 10 домов. В этой области одним из самых знаменитых сражений в мире состоялся, битва между Давидом и Голиафом.
+
-
 
+
-
 
+
-
Аэрофотосъемка Хирбет Qeiyafa в конце 2011 года раскопки сезона.
+
-
 
+
-
В городе есть самый впечатляющий период Первого Храма укреплений, в том числе городской стены каземата и двое ворот, одна на западе, а другой на юге. Ворота имеют одинаковый размер, и состоит из четырех камер. Это единственный известный город из первого периода храм с двумя воротами.
+
-
 
+
-
Городское планирование Хирбет Qeiyafa включает в стене каземата города и поясом домов, примыкающих к казематы, включив их как часть строительства. Такие городского планирования не был найден в любом ханаанских или города филистимлян, ни в Северном Королевстве Израиля, но и является характерной чертой городского планирования в иудейских городах: Беэр-Шевы, Бейт-Mirsim рассказать, рассказать ан-Nasbeh и рассказать Бет-Шемеш. Хирбет Qeiyafa самый ранний известный пример такого плана города и указывает, что эта модель уже разработаны ко времени царя Давида.
+
-
 
+
-
 
+
-
Южные ворота города, типичный четыре камеры железного века ворота, с долине Эла вперед.
+
-
 
+
-
Город подошел к концу в внезапного разрушения, как указано в сотни восстанавливаемых суда керамики, камня посуды и металлических предметов, оставленных на этажах жилых домов. Таким образом, в течение пяти сезонов раскопок (2007-2011), очень богатый скопление керамики, каменных орудий и металлические предметы были найдены, как и многие культовые объекты, скарабеев, тюленей и самого известного Хирбет Qeiyafa остракон, надписи написаны чернилами на керамики черепок.
+
-
 
+
-
Группа керамических сосудов
+
-
украшенные красной краской.
+
-
 
+
-
Хирбет Qeiyafa остракон
+
-
(Технический рисунок Ада Ярдени).
+
-
 
+
-
 
+
-
Хирбет Qeiyafa вклад в лучшее понимание основных аспектов, связанных с ранних 10-го века до нашей эры, времен царя Давида:
+
-
Обзоры и реконструкции Модели урегулирования.
+
-
Железный век и хронология перехода от железного я на железной МИС.
+
-
Социальная организация Железный IIA в Иудее.
+
-
Градостроительству в железный век.
+
-
Репертуар Керамика раннего железного МИС.
+
-
Подготовка и потребления продовольствия.
+
-
Бытовая археологии.
+
-
Запись.
+
-
История География: Хирбет Qeiyafa является библейской Sha'arayim.
+
-
Рано Иудейского царства.
+
-
Археология и библейские повествования.
+
-
Массовое строительство Хирбет Qeiyafa и городского планирования, безусловно, указывают на центральную власть в Иудее в начале 10-го века до нашей эры, времен царя Давида.
+
-
 
+
-
Копания в области
+
-
 
+
-
Узнайте больше в 2012 страниц информации сезона!
+
-
Контакты:
+
-
Профессор Йосеф Гарфинкель
+
-
Институт археологии
+
-
Еврейский университет в Иерусалиме
+
-
Иерусалим 91905
+
-
E-mail: garfinkel@mscc.huji.ac.il
+
-
Факс: 972-2-5825548
+
-
 
+
-
 
+
-
Экскурсия Хирбет Qeiyafa
+
-
Экскурсия Хирбет Qeiyafa с вариантами extentional туры других библейских мест в регионе:
+
-
Хирбет Qeiyafa, Азека, Бейт-Шемеш, Гезер Мареша-Бет Гуврин и Лахиса.
+
-
За дополнительной информацией обращайтесь:
+
-
Идо Гарфинкель
+
-
Экскурсовод, Израиль
+
-
972-54-7323488
+
-
Idogarfinkel@hotmail.com
+
-
 
+
-
 
+
-
Khirbet Qeiyafa
+
-
Excavation directors: Prof. Yosef Garfinkel (Hebrew University)
+
-
Mr. Saar Ganor (Israel Antiquities Authority)
+
-
Institution The Hebrew University of Jerusalem
+
-
Dates of excavation season:
+
-
June 24th till Friday, July 20th 2012
+
-
Location: Israel, 20 miles southwest of Jerusalem
+
-
Periods: Iron Age, early 10th century BC; Hellenistic
+
-
Nearest village: Kibbutz Netiv Ha-Lamed Hei
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
During the past 30 years, the biblical narrative relating to the establishment of a kingdom in Biblical Judah has been much debated. Were David and Solomon historical rulers of an urbanized state-level society in the early 10th century BC, or was this level of social development reached only at the end of the 8th century BC, 300 years later? Recent excavations at Khirbet Qeiyafa, the first early Judean city to be dated by 14C, clearly indicate a well planned fortified city in Judah as early as the late 11th-early 10th centuries BC. This new data has far reaching implication for archaeology, history and biblical studies. Khirbet Qeiyafa location
+
-
 
+
-
 
+
-
Khirbet Qeiyafa is located ca. 30 km southwest of Jerusalem, on the summit of a hill that borders the Elah Valley on the north. This is a key strategic location in the biblical Kingdom of Judah, on the main road from Philistia and the Coastal Plain to Jerusalem and Hebron in the hill country. The city was constructed on bedrock, 2.3 hectares in area, surrounded by massive fortifications of megalithic stones. Five seasons of excavation were carried out in 2007-2011, five areas of the site (Areas A-E) were examined, and nearly 20% of the city has been uncovered. The expedition excavated 200 m of the city wall, two gates, a pillar building (small stable?) and 10 houses. In this area one of the world's most famous battles took place, the battle between David and Goliath.
+
-
 
+
-
 
+
-
Aerial photograph of Khirbet Qeiyafa at the end of the 2011 excavation season.
+
-
 
+
-
The city has the most impressive First Temple period fortifications, including casemate city wall and two gates, one in the west and the other in the south. The gates are of identical size, and consist of four chambers. This is the only known city from the First Temple period with two gates.
+
-
 
+
-
The urban planning of Khirbet Qeiyafa includes the casemate city wall and a belt of houses abutting the casemates, incorporating them as part of the construction. Such urban planning has not been found at any Canaanite or Philistine city, nor in the northern Kingdom of Israel, but is a typical feature of city planning in Judean cities: Beersheba, Tell Beit Mirsim, Tell en-Nasbeh and Tell Beth-Shemesh. Khirbet Qeiyafa is the earliest known example of this city plan and indicates that this pattern had already been developed by the time of King David.
+
-
 
+
-
 
+
-
The southern city gate, a typical four-chamber Iron Age gate, with the Valley of Elah in front.
+
-
 
+
-
The city came to an end in a sudden destruction, as indicated by hundreds of restorable pottery vessels, stone utensils and metal objects left on the floors of the houses. Thus, during five excavation seasons (2007-2011), very rich assemblages of pottery, stone tools and metal objects were found, as well as many cultic objects, scarabs, seals and the most famous Khirbet Qeiyafa ostracon, an inscription written with ink on a pottery sherd.
+
-
 
+
-
A group of pottery vessels
+
-
decorated with red paint.
+
-
 
+
-
Khirbet Qeiyafa ostracon
+
-
(technical drawing by Ada Yardeni).
+
-
 
+
-
 
+
-
Khirbet Qeiyafa contributes for better understanding major aspects relating to the early 10th century BCE, the time of King David:
+
-
Surveys and Reconstructing Settlement Patterns.
+
-
Iron Age Chronology and the Transition from Iron I to Iron IIA.
+
-
The Social Organization of Iron IIA in Judah.
+
-
City Planning in the Iron Age.
+
-
The Pottery Repertoire of the Early Iron IIA.
+
-
Preparation and Consumption of Food.
+
-
Household Archaeology.
+
-
Writing.
+
-
History Geography: Khirbet Qeiyafa is Biblical Sha'arayim.
+
-
The Early Kingdom of Judah.
+
-
Archaeology and the Biblical Narrative.
+
-
The massive construction of Khirbet Qeiyafa and its urban planning clearly indicate central authority in Judah in the early 10th century BC, the time of King David.  
+
-
Digging in the field
+
Отсутствие культовых изображений людей и животных в этих трех святилищах показывает, что люди, населявшие крепость, исповедовали культы, отличные от [[ханаан]]ских и [[Филистимляне|филистимлянских]].<ref>[http://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-artifacts/artifacts-and-the-bible/breaking-news—evidence-of-cultic-activity-in-judah-discovered-at-khirbet-qeiyafa/ Breaking News—Evidence of Cultic Activity in Judah Discovered at Khirbet Qeiyafa]</ref><ref>[http://www.zman.com/news/2012/05/11/126313-print.html Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа]</ref>
-
Find out more in the 2012 Season Information page!
+
Гарфинкель утверждает, что результаты раскопок подтверждают историчность [[ТАНАХ|библейской]] традиции.<ref>[http://sibcatholic.ru/2012/05/12/izrailskie-uchenye-obnaruzhili-dva-kovchega-vremen-carya-davida/ Израильские ученые обнаружили два ковчега времен царя Давида]</ref>
-
Contact:
+
-
Prof. Yosef Garfinkel
+
-
Institute of Archaeology
+
-
The Hebrew University of Jerusalem
+
-
Jerusalem 91905
+
-
Email: garfinkel@mscc.huji.ac.il
+
-
Fax: 972-2-5825548
+
-
+
-
A guided tour of Khirbet Qeiyafa
+
-
A guided tour of Khirbet Qeiyafa, with options of extentional tours of other biblical sites in the region:
+
-
Khirbet Qeiyafa, Azekah, Bet Shemesh, Gezer, Maresha-Bet Guvrin and Lachish.
+
-
For more information contact:
+
-
Ido Garfinkel
+
-
Tour guide, Israel
+
-
972-54-7323488
+
-
Idogarfinkel@hotmail.com
+
-
Millard believes the language of the inscription is Hebrew, Canaanite, Phoenician or Moabite and it most likely consists of a list of names written by someone unused to writing.
+
В июне 2012 года опубликована расшифровка надписи с [[остракон]]а. Она оказалась написана на иврите, как и предполагалось сначала. Надпись расшифрована немецким [[Семитология|семитологом]] Рейнхардом Ахенбахом. Результаты опубликованы в журнале "Semitica".<ref>[http://www.newsru.co.il/world/06jun2012/heb502.html Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите] со ссылкой на [http://semitica.fr/semitica-54/ Reinhard Achenbach. The Protection of Personae miserae in Ancient Israelite Law and Wisdom and in the Ostracon from Khirbet Qeiyafa. Semitica 54 p. 93-125.]</ref>
-
-->
+
На место раскопок организуются экскурсии. Ответственный за организацию - Идо Гарфинкель (тел. 972-54-7323488, е-мэйл Idogarfinkel@hotmail.com).<ref>[http://qeiyafa.huji.ac.il/ Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме]</ref>
== См. также ==
== См. также ==

Версия 14:23, 19 июня 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 19.06.2012


Археологический объект
Хирбет-Кияфа (крепость Эла)
חירבת קייאפה (Khirbet Qeiyafa)
Файл:Qeiyafa-western-gate1 cr.jpg
Западные ворота
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)
Основан X век до н.э.
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт [Археологический проект Кирбет Хияфа ссылка] (иврит)


Хирбет-Кияфа (крепость Эла) - остатки древнего города с видом на долину Эла.[1] Хирбет-Кияфа находится неподалеку от места легендарной битвы Давида и Голиафа.

Руины крепости были обнаружены в 2007 году,[2] около Израильского города Бейт-Шемеш в 35 км от Иерусалима.[3]

Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.[4]

Rрепостm расположенf на ключевой позиции в Иудейском царстве по главной дороге от Филистии и прибрежной равнины Шфела в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город Шаараим или Нетаим.[5]

Содержание

Имя

Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".[6] Местные бедуины называют это место Хирбет Дауд, или гибель Давида.[7] Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из Иудейских гор на прибрежную равнину.[6]

География

Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-Азека.[8] После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель Сохо лежит на южном гребне с Тель-Адуллам за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на Иудейские горы. За ней на северо-востоке Тель-Ярмут. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в Книге Йеhошуа бен Нуна (Й|15:35).[8] Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.

Файл:Qeiyafa city wall1.jpg
Аэрофотосъёмка

История места и раскопок

Хирбет-Кияфа был обследован в 1860 году Виктором Гереном, который сообщили о наличии деревни на вершине холма. В 1875 году британские путешественники обнаружили лишь кучи камней. В 1932 году Димитрий Барамки сообщил об остатках преобразования сторожевой башни площадью 35 кв.м, связанной с Хирбет Кулейдия (Хорват Колад) в 200 м к востоку.[6] Место оставалось в забвении в XX веке и не упоминалось ведущими учеными.[2] Йеhуда Даган проводиля более интенсивные исследования в 1990-х годов и документировал видимые остатки сооружений.[6] Объект возбудил интерес к себе в 2005 году, когда Саар Ганор обнаружил впечатляющее сооружение железного века под развалинами.[2]

Раскопки в Хирбет-Кияфа начались в 2007 году под руководством Йосефа Гарфинкеля из Еврейского университета и Саара Ганора из Управления древностей Израиля, и продолжились в 2008 году.[9] Площадка почти в 600 кв.м города в слое железного века II была расчищена. На основе стилей керамики и двух сожженные оливковых пней, проверенных на углерод-14 в Оксфордском университете, Гарфинкель и Ганор датировали объект 1050-970 г. до н.э.,[2] однако Исраэль Финкельштейн считает, что датировка должна быть между 1050 и 915 г. до н.э.[10]

Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский Азеком, который до этого связывали исключительно с Тель Закария.[11] В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский Шаараим («двое ворот» на иврите).[2]

Первый период существования города закончился внезапным разрушением, на что указывают сотни керамических сосудов, каменной посуды и металлических предметов, оставленных на этажах жилых домов.

Датировка

Файл:HaElaFortressDSCN2167.JPG
Стены крепости Эла

Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, Управление древностей Израиля заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что Иудейское царство развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".[12]

Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако, то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".[13][14][15]

Определение

В 2010 году Гершон Галиль из Хайфского университета определил Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская Гедера). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.[16]

Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние филистимляне отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским Адифаим (Й|15:36).[6]

Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период Лахишу, Беэр-Шеве, Араду и Тимне. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в Книге Шмуэль 1, проходит от филистимского города Экрон до Тель-Бейт-Шемеш. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.[14] Верхний горизонт крепости показывает, что укрепления были возведены в эллинистический период.[8]

Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления Давида и Соломона.[17][18][14] на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и Гате, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.

"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит Арен Майер, археолог из университета Бар-Илан, ведущий раскопки в Гате. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".[19]

Доказательства того, что город был не филистимский приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в филистимских городах.[20] Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не филистимский.[20][21] Надав Неэман из Тель-Авивского университета, тем не менее, отждествляет его с филистимским Гатом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из Бейт-Шемеша, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с Экроном.[22]

Следует предположить, что расшифровка в 2012 году древнееврейского текста на остраконе (см. ниже) закрыла эту дискуссию. Тот факт, что крепости начала X века до н.э. строились по единому образцу по всей Стране Израиля служит одним из доказательств существования в это время единого еврейского государства с центральной властью.[23][24]

Археологические находки

Объект состоит из нижнего города площадью около 10 га и верхнего города площадью около 3 га, окруженного массивной оборонительной стеной от 2 до 4 м в высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены Хацора и Гезера, образуя казематы (пару стен с камерой между ними).[20] В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными комнатами на южной стороне, эквивалентный аналогичным корпусам, найденным в царских городах, таких как самария, Лахиш и Рамат Рахель. На южном склоне, за городом, есть скальные гробницы железного века.

Поселение имеет "характерную городскую планировку Иудейского царства, которая также известна по другим поселениям, например, Бейт-Шемешу, Тель эн-Насбех, Тель Бейт Mисрим и Беэр-Шеве. Казематные стены были построена во всех этих местах и городских домах, которые использовали находящиеся рядом казематы, как ещё одну жилую комнату. Эта модель не известно ни в одном из городов Ханаана, филистимлян или Израильского царства".[25]

Город массивно укреплён, "включая использование камней весом до восьми тонн каждый".[25]

"500 изготовленных кувшинов, несущих один и тот же отпечаток пальца, а иногда две или три, были найдены там. Маркировка гончарных изделий рукой характерна для Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA".[25]

Площадка "А" размером 5х5 метров состоит из двух основных слоев: эллинистического периодасверху, и периода железного века-II ниже. Площадка "B" состоит из четырех квадратов, примерно 2,5 метра от дневной поверхности, и также состоит из слоев эллинистического и железного века.[26] Поиски на поверхности также принесли черепки из эпохи ранней и средней бронзы, а также из персидского, римского, византийского, раннего исламского, мамелюкского и оттоманского периодов.[6]

Эллинистическая (верхняя) часть стены была построена из небольших камней поверх нижней части - стены железного века-II, состоящей из больших валунов, казематной конструкции. Часть структуры, определенной как городские ворота, была раскопана, и некоторые из камней на стыке стены с этими воротами весят приблизительно от 3 до 5 тонн.[26] Нижняя фаза была построена из особо крупных камней, 1-3 метров в длину, а самый тяжелый из них весит 3-5 тонны. Поверх этих камней тонкая стенка, около 1.5 метра толщиной из валунов малого и среднего размера. Эти два яруса укрепления поднялись на высоту 2-3 метров и протянулись на большое расстояние, что свидетельствует о больших усилий, которые были вложены в укрепление места.[26]

Надпись из Хирбет-Кияфа

Файл:Khirbet Qeiyafa Ostracon.jpg
Изображение остракона, сделанное художником

Остракон размером 15х16.5 см, трапециевидной формы - керамический черепок с пятью строками текста,[27] был обнаружен во время раскопок на площадке в 2008 году.[27] Его нашёл 15-летний подросток-доброволец возле ступенек развалин дома.[28]

Хотя надписи на остраконе плохо сохранились и их трудно читать, Эмиль Пюэш из Французской школы библейской и другой археологии предположил, что написано следующее:

  1. Не угнетай, и служи Богу ... ограбил его / ее
  2. Судьи и плакавшая вдова; он имел силу
  3. за пришельца и ребенка, он уничтожил их вместе
  4. Мужчины и вожди/командиры учредили царя
  5. Он отметил 60 [?] слуг среди общин / поселений / поколений [?]

и понимает остракон как написанную на месте копию сообщения из столицы, информировавшего местное должностное лицо о восхождения Саула на трон.[29]

Гершон Галиль из Хайфского университета предложил следующий перевод:

  1. Вы не будете делать [это], но поклоняйтесь (богу) ["Эль"]
  2. Судья ра[ба] и вдо[вы] / Судья orph[an] [?]
  3. [и] пришелец. [Р] EAD для ребенка / выступаем за Ро [или и]
  4. вдова. Восстанови [бедного] руками царя
  5. Защити бед[няка и] раба / [поддер]жи пришельца.[27]

10 января 2010 года Хайфский университет выпустил пресс-релиз о том, что текст представляет собой социальное заявление, касающееся рабов, вдов и сирот. В соответствии с документом: "Он использует глаголы, которые были характерны для иврита, такие как` "аса" («сделал») и "авад" («работал»), которые редко используются в других языках региона. Определенные слова, которые появляются в тексте, такие как "альмана" («вдова») являются специфическими для иврита и пишутся по-другому в других местных языках.

Сам контекст также незнаком всем культурам региона, кроме еврейского общества: данная надпись обеспечивает социальные элементы, аналогичные тем, которые содержатся в библейских пророчествах и сильно отличные от пророчеств, написанных другими культурами, постулирующих прославление богов и заботу о своих физических потребностях».[27][30]

Другие прочтения возможны, и официальный отчет о раскопках представляет множество возможных реконструкций букв, не пытаясь переводить.[31]

Надпись написана слева направо шрифтом, который, вероятно, ранний алфавит /прото финикийский,[31][32] хотя Роллстон и Демский считают, что она может быть написана по вертикали.[32]

Раннее алфавитное письмо отличается от старого ивритского шрифта и его ближайших предков.[32] Роллстон также оспаривает утверждение, что язык надписи - иврит, утверждая, что слова, которые будто бы свидетельствуют об иврите, или появляются в других языках, или их на самом деле нет в надписи.[32]

Миллард считает, что язык надписи - иврит, ханаанский, финикийский или моавитский и, скорее всего, надпись состоит из списка имен написанного кем-то, не привыкшим к письму.[33]

Археолог из Еврейского университета Амихай Мазар сказал, что надпись была очень важна, так как она является самым длинным прото-ханаанским текстом из когда-либо найденных.[34]

В 2010 году остракон был выставлен в галерее железного века в Музее Израиля в Иерусалиме.[30]

Открытия 2012 года

В мае 2012 года Йосеф Гурфинкель доложил о новых находках и продвижении исследований на объекте.

Были опубликованы сообщения о находке в Хирбет-Кияфа двух ящиков: каменного (около 35 см в длину) и глиняного (около 20 см). По мнению Гарфинкеля, эти находки являются миниатюрным изображением Ковчега Завета.

Были раскопаны три большие комнаты, служившие святилищами, которые по архитектурным элементам и находкам соответствуют библейскому описанию культа в эпоху царя Давида.

Находки носят сенсационный характер, так как никогда еще ученые на обнаруживали святилища столь раннего периода Израильского царства. Судя по датировкам, святилища функционировали за 30-40 лет до строительства Храма Соломона в Иерусалиме, что является первым физическим свидетельством культа времен царя Давида.

Отсутствие культовых изображений людей и животных в этих трех святилищах показывает, что люди, населявшие крепость, исповедовали культы, отличные от ханаанских и филистимлянских.[35][36]

Гарфинкель утверждает, что результаты раскопок подтверждают историчность библейской традиции.[37]

В июне 2012 года опубликована расшифровка надписи с остракона. Она оказалась написана на иврите, как и предполагалось сначала. Надпись расшифрована немецким семитологом Рейнхардом Ахенбахом. Результаты опубликованы в журнале "Semitica".[38]

На место раскопок организуются экскурсии. Ответственный за организацию - Идо Гарфинкель (тел. 972-54-7323488, е-мэйл Idogarfinkel@hotmail.com).[39]

См. также

Источники

Примечания

  1. Rabinovitch, Ari Archaeologists report finding oldest Hebrew text. Reuters (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Yosef Garfinkel, Saar Ganor Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — № 8. — ISSN 1203-1542.
  3. Chris Catling Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // Current World Archaeology. — 2011. — Т. 33. — С. 8.
  4. Kalman, Matthew 'Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'. Daily Mail (October 31, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  5. Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'. Science Daily. Проверено 26 марта 2011.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Yehuda Dagan Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2009. — Т. 36. — № 3. — С. 68–81.
  7. Site names for Elah Fortress. Foundation Stone. Проверено 16 ноября 2011.
  8. 8,0 8,1 8,2 Selavan, Barnea Levi Elah Fortress – A short history of the site. Foundation Stone (August 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  9. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Hebrew University of Jerusalem. Проверено 5 ноября 2011.
  10. Israel Finkelstein, Eli Piasetzky Khirbet Qeiyafa: Absolute Chronology (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2010. — Т. 37. — № 1. — С. 84–88. — ISSN 1203-1542. — DOI:10.1179/033443510x12632070179621
  11. ASOR 2007 Conference abstracts. Boston University.
  12. http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989
  13. "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean", Govier, Gordon, Christianity Today 1/18/2010
  14. 14,0 14,1 14,2 Shtull, Asaf The Keys to the Kingdom, Haaretz. Haaretz (21 July 1993). Проверено 14 июля 2011.
  15. Yosef Garfinkel The Birth & Death of Biblical Minimalism (англ.) // Biblical Archaeology Review. — 2011. — Т. 37. — № 3.
  16. Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im". University of Haifa (March 4, 2010). Проверено 14 июля 2011.
  17. Ethan Bronner. Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David, New York Times (2008-10-29). Проверено 5 ноября 2008.
  18. Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  19. Friedman, Matti. Israeli Archaeologists Find Ancient Text (October 30, 2008).
  20. 20,0 20,1 20,2 Draper, Robert David and Solomon. National Geographic (December 2010). Проверено 14 июля 2011.
  21. Garfinkel, Yosef Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations (2010). Проверено 5 ноября 2011.
  22. Nadav Na'aman In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — Т. 36. — ISSN 1203-1542.
  23. JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите
  24. Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме
  25. 25,0 25,1 25,2 Hadashot archeologiot
  26. 26,0 26,1 26,2 Horvat Qeiyafa: The Fortification of the Border of the Kingdom of Judah. Israel Antiquities Authority. Проверено 5 ноября 2011.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 Most ancient Hebrew biblical inscription deciphered. University of Haifa (January 10, 2010). Проверено 5 ноября 2011.
  28. JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите
  29. Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy By Gerard Leval
  30. 30,0 30,1 Qeiyafa Ostracon Chronicle. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Проверено 5 ноября 2011.
  31. 31,0 31,1 Misgav, Haggai; Garfinkel, Yosef; Ganor, Saar The Ostracon // Хирбет-Кияфа, том 1: отчёт о раскопках 2007–2008 = Khirbet Qeiyafa, Vol. 1: Excavation Report 2007–2008. — Jerusalem: Garfinkel, Yosef and Ganor, Saar, 2009. — Т. 1. — P. 243–257. — ISBN 978-965-221-077-7 Помещено в Christopher Rollston The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. — 2011. — Т. 38. — № 1. — С. 67–82. — DOI:10.1179/033443511x12931017059387
  32. 32,0 32,1 32,2 32,3 Christopher Rollston The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. — 2011. — Т. 38. — № 1. — С. 67–82. — DOI:10.1179/033443511x12931017059387
  33. Alan Millard The ostracon from the days of David found at Khirbet Qeiyafa // Tyndale Bulletin. — Т. 62. — № 1. — С. 1–14.
  34. 'Oldest Hebrew script' is found. BBC News (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  35. Breaking News—Evidence of Cultic Activity in Judah Discovered at Khirbet Qeiyafa
  36. Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа
  37. Израильские ученые обнаружили два ковчега времен царя Давида
  38. Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите со ссылкой на Reinhard Achenbach. The Protection of Personae miserae in Ancient Israelite Law and Wisdom and in the Ostracon from Khirbet Qeiyafa. Semitica 54 p. 93-125.
  39. Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация