Кобрин (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Кобрин» в «Кобрин (еврейская община)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Кобрин''', город в Брестской области Беларуси (см. [[Белоруссия]]). С первой половины 14 в. город входил в состав Великого княжества Литовского, в 1795–1921 гг. — [[Россия|России]] (уездный город), в 1921–39 гг. — [[Польша|Польши]]. В 1939–91 гг. — в составе Белорусской ССР. Первое письменное свидетельство о еврейской общине Кобрина содержится в документе 1514 г., в котором король Сигизмунд I Старый подтвердил для евреев Кобрина привилегии, данные в 1503 г. его братом Александром Ягеллоном еврейским общинам [[Литва|Литвы]]. По ревизии 1563 г. евреям Кобрина принадлежали 25 домов, около 20 фруктовых садов и огородов, а также [[Синагога|синагога]]. Основными занятиями были торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин и корчмарство (см. [[Аренда]]). В 1589 г. евреи Кобрина были уравнены в торговых правах с остальным населением. Записи от 1623 г. в пинкасе [[Литовский Ваад|Литовского ваада]] свидетельствуют о том, что Кобрин принадлежал к округу Брест-Литовского [[Кагал|кагала]]. Еврейское население Кобрина сильно пострадало во время польско-шведской войны (1655) | + | '''Кобрин''', город в Брестской области Беларуси (см. [[Белоруссия]]). С первой половины 14 в. город входил в состав Великого княжества Литовского, в 1795–1921 гг. — [[Россия|России]] (уездный город), в 1921–39 гг. — [[Польша|Польши]]. В 1939–91 гг. — в составе Белорусской ССР. |
+ | === Первое упоминание === | ||
+ | |||
+ | Первое письменное свидетельство о еврейской общине Кобрина содержится в документе 1514 г., в котором король Сигизмунд I Старый подтвердил для евреев Кобрина привилегии, данные в 1503 г. его братом Александром Ягеллоном еврейским общинам [[Литва|Литвы]]. | ||
+ | === Шестнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | По ревизии 1563 г. евреям Кобрина принадлежали 25 домов, около 20 фруктовых садов и огородов, а также [[Синагога|синагога]]. Основными занятиями были торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин и корчмарство (см. [[Аренда]]). | ||
+ | |||
+ | В 1589 г. евреи Кобрина были уравнены в торговых правах с остальным населением. | ||
+ | === Семнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | Записи от 1623 г. в пинкасе [[Литовский Ваад|Литовского ваада]] свидетельствуют о том, что Кобрин принадлежал к округу Брест-Литовского [[Кагал|кагала]]. | ||
+ | |||
+ | Еврейское население Кобрина сильно пострадало во время польско-шведской войны (1655). | ||
+ | === Восемнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | Постепенно Еврейское население, видимо, оправилось (в 1705 г. заплатило 300 злотых подушной подати). Экономический упадок Кобрина в 18 в. отразился и на положении еврейской общины города, сильно задолжавшей многим кредиторам, в том числе Пинскому женскому монастырю. | ||
+ | |||
+ | Обедневшая часть еврейского населения города в этот период занималась торговлей вразнос и ремеслами, а более зажиточная продолжала торговлю солью, зерном и лесом. | ||
+ | |||
+ | Кобринская община, в 1766 г. насчитывавшая вместе с еврейским населением окрестных сел и деревень 924 плательщика подушной подати, к 1847 г. увеличилась до 8840 душ (в том числе 4184 в самом Кобрине). | ||
+ | === Девятнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | по переписи 1897 г. во всем уезде числилось 25 349 евреев (включая 6738 в Кобрине; 64,8% всего населения). Запрет еврейской аренды в [[Черта Оседлости|черте оседлости]] в 1882 г. и введение водочной монополии в 1897 г. сильно подорвали благосостояние евреев Кобрина, и многие из них (в первую очередь ремесленники) начали эмигрировать в США. | ||
Из духовных руководителей кобринской общины 17 в. — начала 18 в. особенно известны проповедник Бецалель бен Шломо из Кобрина и раввин Яаков бен Давид Шапира (умер в 1718 г.), основавший в городе [[Иешива|иешиву]]. В 1892–97 гг. раввином кобринской общины был известный галахист (см. [[Галаха]]) [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]]. Большое влияние на духовную жизнь еврейской общины Кобрина, начиная с 19 в., оказывал [[Хасидизм|хасидизм]] (династия кобринских [[Цаддик|цаддиков]]: Моше бен Исраэль, умер в 1858 г.; Ноах Нафтали, умер в 1889 г.; Давид Шломо, умер в 1918 г.; Моше Ахарон, умер в 1942 г.; Барух Иосеф Зак, умер в 1949 г.). | Из духовных руководителей кобринской общины 17 в. — начала 18 в. особенно известны проповедник Бецалель бен Шломо из Кобрина и раввин Яаков бен Давид Шапира (умер в 1718 г.), основавший в городе [[Иешива|иешиву]]. В 1892–97 гг. раввином кобринской общины был известный галахист (см. [[Галаха]]) [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]]. Большое влияние на духовную жизнь еврейской общины Кобрина, начиная с 19 в., оказывал [[Хасидизм|хасидизм]] (династия кобринских [[Цаддик|цаддиков]]: Моше бен Исраэль, умер в 1858 г.; Ноах Нафтали, умер в 1889 г.; Давид Шломо, умер в 1918 г.; Моше Ахарон, умер в 1942 г.; Барух Иосеф Зак, умер в 1949 г.). | ||
Проникновению [[Сионизм|сионизма]] в Кобрин вначале противились местные ортодоксы. После революции 1905 г. в Кобрине возникла местная организация [[Бунд|Бунда]], а позднее [[Поалей Цион|Поалей Цион]]. В начале 1920-х гг. в Кобрине (к тому времени насчитывавшем 5431 еврея, около 66% населения) было несколько реформированных [[Хедер|хедеров]], [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]], иешива, школа [[Тарбут|Тарбута]] с преподаванием на [[Иврит Язык|иврите]], а также школа с преподаванием на [[Идиш Язык|идиш]]. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п. | Проникновению [[Сионизм|сионизма]] в Кобрин вначале противились местные ортодоксы. После революции 1905 г. в Кобрине возникла местная организация [[Бунд|Бунда]], а позднее [[Поалей Цион|Поалей Цион]]. В начале 1920-х гг. в Кобрине (к тому времени насчитывавшем 5431 еврея, около 66% населения) было несколько реформированных [[Хедер|хедеров]], [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]], иешива, школа [[Тарбут|Тарбута]] с преподаванием на [[Иврит Язык|иврите]], а также школа с преподаванием на [[Идиш Язык|идиш]]. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п. |
Версия 07:52, 13 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Кобрин, город в Брестской области Беларуси (см. Белоруссия). С первой половины 14 в. город входил в состав Великого княжества Литовского, в 1795–1921 гг. — России (уездный город), в 1921–39 гг. — Польши. В 1939–91 гг. — в составе Белорусской ССР.
Содержание |
Первое упоминание
Первое письменное свидетельство о еврейской общине Кобрина содержится в документе 1514 г., в котором король Сигизмунд I Старый подтвердил для евреев Кобрина привилегии, данные в 1503 г. его братом Александром Ягеллоном еврейским общинам Литвы.
Шестнадцатый век
По ревизии 1563 г. евреям Кобрина принадлежали 25 домов, около 20 фруктовых садов и огородов, а также синагога. Основными занятиями были торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин и корчмарство (см. Аренда).
В 1589 г. евреи Кобрина были уравнены в торговых правах с остальным населением.
Семнадцатый век
Записи от 1623 г. в пинкасе Литовского ваада свидетельствуют о том, что Кобрин принадлежал к округу Брест-Литовского кагала.
Еврейское население Кобрина сильно пострадало во время польско-шведской войны (1655).
Восемнадцатый век
Постепенно Еврейское население, видимо, оправилось (в 1705 г. заплатило 300 злотых подушной подати). Экономический упадок Кобрина в 18 в. отразился и на положении еврейской общины города, сильно задолжавшей многим кредиторам, в том числе Пинскому женскому монастырю.
Обедневшая часть еврейского населения города в этот период занималась торговлей вразнос и ремеслами, а более зажиточная продолжала торговлю солью, зерном и лесом.
Кобринская община, в 1766 г. насчитывавшая вместе с еврейским населением окрестных сел и деревень 924 плательщика подушной подати, к 1847 г. увеличилась до 8840 душ (в том числе 4184 в самом Кобрине).
Девятнадцатый век
по переписи 1897 г. во всем уезде числилось 25 349 евреев (включая 6738 в Кобрине; 64,8% всего населения). Запрет еврейской аренды в черте оседлости в 1882 г. и введение водочной монополии в 1897 г. сильно подорвали благосостояние евреев Кобрина, и многие из них (в первую очередь ремесленники) начали эмигрировать в США. Из духовных руководителей кобринской общины 17 в. — начала 18 в. особенно известны проповедник Бецалель бен Шломо из Кобрина и раввин Яаков бен Давид Шапира (умер в 1718 г.), основавший в городе иешиву. В 1892–97 гг. раввином кобринской общины был известный галахист (см. Галаха) Х. Берлин. Большое влияние на духовную жизнь еврейской общины Кобрина, начиная с 19 в., оказывал хасидизм (династия кобринских цаддиков: Моше бен Исраэль, умер в 1858 г.; Ноах Нафтали, умер в 1889 г.; Давид Шломо, умер в 1918 г.; Моше Ахарон, умер в 1942 г.; Барух Иосеф Зак, умер в 1949 г.). Проникновению сионизма в Кобрин вначале противились местные ортодоксы. После революции 1905 г. в Кобрине возникла местная организация Бунда, а позднее Поалей Цион. В начале 1920-х гг. в Кобрине (к тому времени насчитывавшем 5431 еврея, около 66% населения) было несколько реформированных хедеров, талмуд-тора, иешива, школа Тарбута с преподаванием на иврите, а также школа с преподаванием на идиш. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п. После занятия Кобрина советской армией (20 сентября 1939 г.) некоторая часть сионистской молодежи бежала в Вильно (см. Вильнюс), чтобы оттуда добраться до Эрец-Исраэль. Кобрин был оккупирован германскими войсками 23 июня 1941 г. Практически все еврейское население города оказалось на оккупированной территории. Вскоре после оккупации в Кобрине были созданы два гетто: гетто «Б», в котором было сосредоточено все нетрудоспособное население, и гетто «А», в котором находились специалисты и их семьи и все трудоспособное население. Евреи Кобрина должны были носить отличительный знак желтого цвета на спине. Был создан юденрат во главе с бывшим купцом Анеловичем, полностью сотрудничавшим с оккупационными властями. В конце июня 1941 г. в Кобрин прибыла эйнзацкоманда 9, входившая в состав эйнзацгруппен «Б». В Кобрине были расстреляны около 170 евреев. 25 июля немцы и подразделения белорусской полиции в урочище возле Бронной горы расстреляли всех обитателей гетто «Б». В октябре 1942 г. все заключенные гетто «А» (4250 человек) были выведены в район деревни Хизры в Борисовском лесу и расстреляны у заранее приготовленных четырех огромных ям. Около 100 евреев смогли бежать из гетто накануне расстрела и вступить в партизанские отряды имени А. Суворова и К. Ворошилова (см. Сопротивление антинацистское). При ликвидации гетто заключенные пытались оказать вооруженное сопротивление. За оказание помощи евреям были казнены настоятель собора в Кобрине Я. Урбанович и его помощник В. Гробельной, они были уничтожены вместе с евреями при окончательной ликвидации гетто. Евреи Кобрина, пережившие Катастрофу, выехали в Польшу в рамках соглашения о репатриации польских граждан, заключенного Польшей и Советским Союзом 6 июня 1945. Из Польши евреи Кобрина репатриировались в Израиль. В 1950–80-х гг. в Кобрине проживало несколько евреев. Согласно переписи населения в Беларуси 1999 г., в Кобрине евреи не проживают.