Кениг, Лия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Кениг, Лия (ЭЕЭ)» в «Кениг, Лия») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Кениг, Лия''' (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса. | + | '''Кениг, Лия''' (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса. |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | + | Отец Кениг, Иосеф Штейн (1900–42), был актером «Вилнер трупе» (см. [[Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в независимой Польше]]), принадлежал к известному актерскому семейству; мать, выдающаяся актриса театра на идиш Дина Кениг (1907–64; [[Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии]]), играла в Польше, Румынии, Советском Союзе. | |
- | + | Вторая мировая война застала Кениг в Румынии, где ее мать была на гастролях, и в Польшу семья больше не вернулась. | |
- | В | + | В 1940 г. Кениг пошла в русскую школу в Черновицах, затем жила в [[Кишинёв|Кишиневе]], в эвакуации в Сибири, затем в Самарканде. |
- | Кениг | + | В 1945 г. Кениг переехала в [[Бухарест]]. |
- | В | + | В 1950 г. она познакомилась с поэтом, актером, режиссером Ц. Штолпером (1924–98), за которого вышла замуж. |
- | Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов [[Саймон, Нил|Н. Саймона]] и [[Аллен, Вуди|В. Аллена]]. Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой. Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]] (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила | + | В 1951 г. начала учиться в театральной студии при Бухарестском еврейском государственном театре. |
+ | === Начало творческого пути === | ||
+ | |||
+ | В 1952 г. дебютировала в пьесе К. Симонова «Чужая тень». Сыграла [[Франк, Анна|Анну Франк]] в одноименной пьесе. Кениг играла роль Катерины в «Грозе» А. Островского, Хаси в «Сиротке Хасе» [[Гордин Яаков|Я. Гордина]], Хавы в «Тевье-молочнике» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], Туанетты в «Мнимом больном» Ж. Б. Мольера, выступала в музыкальных спектаклях на румынском языке и идиш. | ||
+ | |||
+ | В 1961 г. Кениг переехала в Израиль. После пятимесячного курса иврита Кениг встретилась с [[Финкель Шимон|Ш. Финкелем]], который был руководителем театра [[«Хабима»]]. Он принял Кениг в театр и поручил ей роль Эвы в пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1962), а затем роль Хавы в пьесе [[Мегед, Ахарон|А. Мегеда]] «Брешит» («С самого начала»). Успех был необычайным. | ||
+ | |||
+ | В 1963 г. Кениг выступила в роли Стеллы в пьесе П. Устинова «Конец пробега». В 1963–65 гг. Кениг играла в пьесах на идиш, которые писал, переводил с английского и ставил Ц. Штолпер. | ||
+ | |||
+ | Кениг продолжала играть на идиш в Израиле и за рубежом: после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] она отправилась на гастроли в Аргентину и другие страны Южной Америки, в США и Канаду. | ||
+ | |||
+ | Критики писали, что Кениг — признанная королева театра на идиш. Кениг и Штолпера приглашали со спектаклями на идиш в Австралию, Мексику, Бельгию, Германию, на фестиваль в Манчестер. Композиция Ц. Штолпера «Фун алтн штетл биз ди найе хейм» («От старинного местечка — до новой родины»), в которой выступала Кениг, пользовалась неизменным успехом в Израиле и за его пределами. Кениг играла в спектакле «А пор фун Гот» («Божественная пара»), который рассказывал о любви и взаимопонимании в супружеской жизни. | ||
+ | |||
+ | В 1992 г. Кениг выступила на иврите в моноспектакле «Кохавим лело шамаим» («Звезды без неба») по произведениям Шалом Алейхема, [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], [[Мангер, Ицик|И. Мангера]] и др. | ||
+ | |||
+ | Кениг сыграла много десятков ролей мирового и еврейского классического репертуара, пьесы современных израильских и зарубежных авторов, оригинально трактуя образы своих героинь. Таковы ее Мамаша Кураж в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (1975), Гертруда в «Гамлете» (1983) У. Шекспира, Раневская (1988) в «Вишневом саде» [[Чехов, Антон Павлович|А. Чехова]], Старуха (1970) в «Стульях» [[Ионеско, Эжен|Э. Ионеско]], Цирл в «Сипур пашут» («Простая история», 1979) [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнона]], Филумена (1981) в «Филумене Мартурано» Э. Де Филиппо, Левива в «Млехет hа-хаим» («Искусство жизни», 1987) [[Левин, Ханох|Х. Левина]]. | ||
+ | |||
+ | Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов [[Саймон, Нил|Н. Саймона]] и [[Аллен, Вуди|В. Аллена]]. | ||
+ | |||
+ | Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой. | ||
+ | |||
+ | Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]] (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1990 г. во время гастролей «Хабимы» в Москве Кениг имела большой успех. На встречах с еврейской и российской общественностью Москвы Кениг читала по-русски русскую классическую поэзию. Особое место в творчестве Кениг занимают пьесы [[МиттEльпункт Гилель|Х. Миттельпункта]]. Спектакль «Монолог» (1999) Кениг посвятила памяти Ц. Штолпера. В 2000 г. Кениг сыграла старую оперную певицу в пьесе Р. Харвуда «Квартет». | ||
+ | === Признание === | ||
Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]], в 1999 г. — Израильского союза актеров. | Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]], в 1999 г. — Израильского союза актеров. | ||
Строка 43: | Строка 69: | ||
{{ElevenCopyRight|12052|КЕНИГ Лия}} | {{ElevenCopyRight|12052|КЕНИГ Лия}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]] | [[Категория:Театр. Эстрада. Кино]] |
Версия 19:55, 12 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Кениг, Лия (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса.
Биографические сведения
Отец Кениг, Иосеф Штейн (1900–42), был актером «Вилнер трупе» (см. Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в независимой Польше), принадлежал к известному актерскому семейству; мать, выдающаяся актриса театра на идиш Дина Кениг (1907–64; Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии), играла в Польше, Румынии, Советском Союзе.
Вторая мировая война застала Кениг в Румынии, где ее мать была на гастролях, и в Польшу семья больше не вернулась.
В 1940 г. Кениг пошла в русскую школу в Черновицах, затем жила в Кишиневе, в эвакуации в Сибири, затем в Самарканде.
В 1945 г. Кениг переехала в Бухарест.
В 1950 г. она познакомилась с поэтом, актером, режиссером Ц. Штолпером (1924–98), за которого вышла замуж.
В 1951 г. начала учиться в театральной студии при Бухарестском еврейском государственном театре.
Начало творческого пути
В 1952 г. дебютировала в пьесе К. Симонова «Чужая тень». Сыграла Анну Франк в одноименной пьесе. Кениг играла роль Катерины в «Грозе» А. Островского, Хаси в «Сиротке Хасе» Я. Гордина, Хавы в «Тевье-молочнике» по Шалом Алейхему, Туанетты в «Мнимом больном» Ж. Б. Мольера, выступала в музыкальных спектаклях на румынском языке и идиш.
В 1961 г. Кениг переехала в Израиль. После пятимесячного курса иврита Кениг встретилась с Ш. Финкелем, который был руководителем театра «Хабима». Он принял Кениг в театр и поручил ей роль Эвы в пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1962), а затем роль Хавы в пьесе А. Мегеда «Брешит» («С самого начала»). Успех был необычайным.
В 1963 г. Кениг выступила в роли Стеллы в пьесе П. Устинова «Конец пробега». В 1963–65 гг. Кениг играла в пьесах на идиш, которые писал, переводил с английского и ставил Ц. Штолпер.
Кениг продолжала играть на идиш в Израиле и за рубежом: после Шестидневной войны она отправилась на гастроли в Аргентину и другие страны Южной Америки, в США и Канаду.
Критики писали, что Кениг — признанная королева театра на идиш. Кениг и Штолпера приглашали со спектаклями на идиш в Австралию, Мексику, Бельгию, Германию, на фестиваль в Манчестер. Композиция Ц. Штолпера «Фун алтн штетл биз ди найе хейм» («От старинного местечка — до новой родины»), в которой выступала Кениг, пользовалась неизменным успехом в Израиле и за его пределами. Кениг играла в спектакле «А пор фун Гот» («Божественная пара»), который рассказывал о любви и взаимопонимании в супружеской жизни.
В 1992 г. Кениг выступила на иврите в моноспектакле «Кохавим лело шамаим» («Звезды без неба») по произведениям Шалом Алейхема, И. Л. Переца, И. Мангера и др.
Кениг сыграла много десятков ролей мирового и еврейского классического репертуара, пьесы современных израильских и зарубежных авторов, оригинально трактуя образы своих героинь. Таковы ее Мамаша Кураж в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (1975), Гертруда в «Гамлете» (1983) У. Шекспира, Раневская (1988) в «Вишневом саде» А. Чехова, Старуха (1970) в «Стульях» Э. Ионеско, Цирл в «Сипур пашут» («Простая история», 1979) Ш. И. Агнона, Филумена (1981) в «Филумене Мартурано» Э. Де Филиппо, Левива в «Млехет hа-хаим» («Искусство жизни», 1987) Х. Левина.
Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов Н. Саймона и В. Аллена.
Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой.
Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» И. Бабеля (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила.
В 1990 г. во время гастролей «Хабимы» в Москве Кениг имела большой успех. На встречах с еврейской и российской общественностью Москвы Кениг читала по-русски русскую классическую поэзию. Особое место в творчестве Кениг занимают пьесы Х. Миттельпункта. Спектакль «Монолог» (1999) Кениг посвятила памяти Ц. Штолпера. В 2000 г. Кениг сыграла старую оперную певицу в пьесе Р. Харвуда «Квартет».
Признание
Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом Государственной премии Израиля, в 1999 г. — Израильского союза актеров.