Тереза Авильская

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Karkaix (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Следующая правка →

Версия 17:47, 12 июня 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Файл:SantaTeresa.jpg
Святая Тереза на картине Алонсо дель Арко (XVII век)

Тереза Авильская (Тереза Иисусова, Тереса де Аумада, исп. Teresa de Ávila, Teresa de Jesus; 28 марта 1515(15150328), Авила — 4 октября 1582, Альба-де-Тормес) — испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создатель орденской ветви «босоногих кармелиток». Католическая церковь причисляет её к Учителям Церкви.

Содержание

Биография

Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещёных евреев. Кроме Терезы, у её матери Беатрис д’Авила-и-Аумады была ещё одна дочь и семеро сыновей. У отца Терезы было также трое детей от первого брака. Полное имя Терезы — Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада.

Файл:Teresa of Avila dsc01644.jpg
Святая Тереза Авильская. Питер Пауль Рубенс

Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.

В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Любимой её книгой было собрание житий святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа, но беглецов тогда быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая лишь укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет. Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус).

В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.

Файл:StaTeresa.jpg
Святая Тереза. Неизвестный художник

Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес.

Реформа

Тереза Авильская вошла в историю, как преобразовательница испанского кармелитского монашества. Ряд принципов реформирования монашеской жизни Тереза почерпнула у своего духовника, святого Петра Алькантрийского, создателя ветви босоногих францисканцев. Наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV. Первый маленький монастырь, в котором Тереза стала настоятельницей, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа. В нём было всего 12 сестёр, по числу апостолов. К моменту её смерти в Испании было уже 16 таких же общин, ставших ядром новой ветви кармелитского монашества — «босоногих кармелиток», ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля: строгости и простоте. Вскоре появились и мужские монастыри, создание которых стало итогом деятельности святого Иоанна Креста, встречавшегося с Терезой Авильской и считавшего себя последователем её реформаторских принципов.

Мистика и сочинения

Как описывала позднее Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Ей были явлены видения Сына Божия и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём. Мистикой проникнуты и сочинения святой Терезы.

Файл:Avila SaintTheresa1.jpg
Статуя Терезы Авильской в Авиле

Писать Тереза начала более по послушанию, нежели в силу желания. Ко времени начала литературной деятельности ей было уже более 50 лет, но за сравнительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое литературное наследие, фактически став не только первым богословом-женщиной в истории Католической церкви, но и первой испанской писательницей.

Самой значительной книгой Терезы стал «Внутренний замок». В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Тот, кто преуспеет в жизни во Христе и в молитве, переходит из одной обители в другую, пока не пройдет, наконец, в самую сокровенную комнату. При этом каждому переходу из обители в обитель соответствует своя особая молитва.

Произведения

  • «Автобиография» (или, в других переводах, «Моя жизнь») (La vida, 1562—1565)
  • «Совершенный путь» (Camino de Perfección, 1562—1564)
  • «Книга оснований» (Libro de las Fundaciones)
  • «Внутренний замок» (El Castillo Interio, другое название Las Moradas, 1577)

Перу Терезы принадлежат также несколько небольших нравоучительных сочинений и множество писем.

После смерти

Святая Тереза была беатифицирована в 1614 году папой Павлом V и канонизирована в 1622 году папой Григорием XV. День её памяти отмечается Католической Церковью 15 октября. Тереза Авильская — однa из святых покровителей Испании. Исключителен вклад святой Терезы в развитие кармелитской духовности, католической богословской мысли и испанской литературы.

В 1984 году к 400-летию со дня смерти св. Терезы Авильской французской почтой для заморского департамента Уоллис и Футуна была выпущена серия из 2 марок номиналом в 31 и 70 франков с портретом святой.

Критика мистического опыта

Мистический опыт святой Терезы критикуется рядом православных богословов, которые сомневаются в целомудренной чистоте её религиозных переживаний. В частности, такого мнения придерживается диакон Андрей Кураев и Осипов А. И.[1][2]

Поэт-символист Мережковский Д. С. в своей книге «Испанские мистики» приводит отрывок, который он приписывает воспоминаниям святой Терезы, не указывая при этом конкретный источник цитаты:

Часто Христос мне говорит: Отныне Я — твой и ты — Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая… Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее.[3]

Ряд исследователей отмечает, что книга Мережковского «Испанские мистики» содержит множество фактических ошибок, спорных суждений и фантастических домыслов[4].

Американский психолог Вильям Джемс, оценивая мистический опыт Терезы, писал:

…ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством.[5].

Примечания

  1. Православие и католичество в опыте молитвы, Кураев Андрей, Вызов экуменизма, М.:Грифон, 2008. С.125.
  2. Святые, как знак исполнения Божия обетования человеку, Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии.
  3. Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 72-75.
  4. Л. Винарова. «Во тьме этой ночи»
  5. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337.

Ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Тереза Авильская

Шаблон:Учители церкви









be:Тэрэза Авільская be-x-old:Тэрэза ад Езуса bg:Тереза Авилска ca:Teresa de Jesús cs:Terezie od Ježíšeeo:Tereza el Aviloeu:Teresa Avilakoa fa:سانتا ترساgl:Teresa de Ávilahr:Sveta Terezija Avilska hu:Ávilai Szent Teréz ia:Teresa de Ávila id:Teresa Avilaja:アビラのテレサ jv:Teresa saking Avila ko:아빌라의 테레사 la:Teresia Abulensis lmo:Teresa d'Àvila lt:Šv. Teresė Avilietė ml:ആവിലായിലെ ത്രേസ്യ mt:Tereża ta' Ávila nl:Theresia van Ávila no:Teresa av Ávila pl:Teresa z Ávili pms:Teresa ëd Gesù pt:Teresa de Ávila qu:Teresa de Jesús ro:Tereza de Ávila sk:Terézia z Ávily sq:Shën Terezja e Avilës sv:Teresa av Ávila sw:Teresa wa Yesu ta:அவிலாவின் புனித தெரேசா tr:Avilalı Teresavi:Têrêsa thành Ávila zh:亚维拉的德兰Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация