Коломыя (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Коломыя» в «Коломыя (еврейская община)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Коломыя''', город в Ивано-Франковской области [[Украина|Украины]] (прежде в [[Галиция|Галиции]]; до 1772 г. и в 1918–39 гг. — в составе [[Польша|Польши]], в 1772–1918 гг. — Австрийской империи). В 1939–91 гг. — в составе Украинской ССР. Сведения о евреях в Коломые восходят к 16 в. В 1569 г. еврейская [[Община Еврейская|община]] (120 человек) получила равные с остальным населением права пользоваться данными городу вольностями и решать городские дела, в 1616 г. — участки под синагогу и [[Кладбище|кладбище]]; в 1648–49 гг. община была разгромлена бандами [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] (300 человек убито), но вскоре возродилась. Евреи Коломыи занимались арендой лесных угодий и оптовой торговлей строительным лесом, в том числе с Валахией (см. [[Румыния]]) и [[Молдавия|Молдавией]]. С вхождением Галиции в состав [[Австрия|Австрии]] Коломыя стала важным пунктом торгового экспорта в соседние страны, и еврейское население вплоть до начала 20 в. непрерывно росло: 1072 человека в 1765 г., 8232 (около 50% всех жителей) в 1869 г., 12002 в 1880 г., 16568 человек в 1900 г. В 1788–1809 гг. в Коломые действовала государственная немецкая начальная школа для еврейских детей, учрежденная в ходе реформ [[Иосиф II|Иосифа II]] в области еврейского просвещения. Несмотря на ростки [[Хаскала|Хаскалы]], в Коломые пустил глубокие корни [[Хасидизм|хасидизм]]; большинство еврейского населения, хранившее предание о том, что в Коломые жил некоторое время [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов]], было крайне религиозным. Одним из процветавших в Коломые занятий было фабричное и кустарное изготовление [[Таллит|таллитов]]. Во второй половине 19 в. укреплению религиозных устоев общины сильно способствовала деятельность Р. Х. Лихтенштейна (1815–91), ставшего городским раввином в 1863 г. Ряд еврейских деятелей представлял Коломыю в галицийском сейме и в рейхсрате (австрийский парламент). В 1878 г. евреи, получив большинство на муниципальных выборах, выдвинули в мэры Коломыи доктора М. Трахтенберга (1846–?). | + | '''Коломыя''', город в Ивано-Франковской области [[Украина|Украины]] (прежде в [[Галиция|Галиции]]; до 1772 г. и в 1918–39 гг. — в составе [[Польша|Польши]], в 1772–1918 гг. — Австрийской империи). В 1939–91 гг. — в составе Украинской ССР. |
+ | === Первые упоминания === | ||
+ | |||
+ | Сведения о евреях в Коломые восходят к 16 в. В 1569 г. еврейская [[Община Еврейская|община]] (120 человек) получила равные с остальным населением права пользоваться данными городу вольностями и решать городские дела, в 1616 г. — участки под синагогу и [[Кладбище|кладбище]]; в 1648–49 гг. община была разгромлена бандами [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] (300 человек убито), но вскоре возродилась. Евреи Коломыи занимались арендой лесных угодий и оптовой торговлей строительным лесом, в том числе с Валахией (см. [[Румыния]]) и [[Молдавия|Молдавией]]. | ||
+ | === Восемнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | С вхождением Галиции в состав [[Австрия|Австрии]] Коломыя стала важным пунктом торгового экспорта в соседние страны, и еврейское население вплоть до начала 20 в. непрерывно росло: 1072 человека в 1765 г., 8232 (около 50% всех жителей) в 1869 г., 12002 в 1880 г., 16568 человек в 1900 г. | ||
+ | |||
+ | В 1788–1809 гг. в Коломые действовала государственная немецкая начальная школа для еврейских детей, учрежденная в ходе реформ [[Иосиф II|Иосифа II]] в области еврейского просвещения. Несмотря на ростки [[Хаскала|Хаскалы]], в Коломые пустил глубокие корни [[Хасидизм|хасидизм]]; большинство еврейского населения, хранившее предание о том, что в Коломые жил некоторое время [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов]], было крайне религиозным. Одним из процветавших в Коломые занятий было фабричное и кустарное изготовление [[Таллит|таллитов]]. | ||
+ | === Девятнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | Во второй половине 19 в. укреплению религиозных устоев общины сильно способствовала деятельность Р. Х. Лихтенштейна (1815–91), ставшего городским раввином в 1863 г. | ||
+ | |||
+ | Ряд еврейских деятелей представлял Коломыю в галицийском сейме и в рейхсрате (австрийский парламент). В 1878 г. евреи, получив большинство на муниципальных выборах, выдвинули в мэры Коломыи доктора М. Трахтенберга (1846–?). | ||
В 1886 г. по инициативе филантропической (см. [[Филантропия]]) организации Исраэлитише альянц цу Вин в Коломые открылась еврейская начальная школа, перешедшая в ведение фонда барона [[Гирш|М. де Гирша]] (273 учащихся в 1908 г.). | В 1886 г. по инициативе филантропической (см. [[Филантропия]]) организации Исраэлитише альянц цу Вин в Коломые открылась еврейская начальная школа, перешедшая в ведение фонда барона [[Гирш|М. де Гирша]] (273 учащихся в 1908 г.). | ||
+ | === Двадцатый век === | ||
После 1918 г. разрыв экономических связей с Молдавией и Валахией и антиеврейские экономические меры польского правительства вызвали среди еврейского населения Коломыи резкое обнищание, и община стала постепенно уменьшаться (приблизительно с 19 тысяч в 1919 г. до 15 тысяч в 1939 г.). | После 1918 г. разрыв экономических связей с Молдавией и Валахией и антиеврейские экономические меры польского правительства вызвали среди еврейского населения Коломыи резкое обнищание, и община стала постепенно уменьшаться (приблизительно с 19 тысяч в 1919 г. до 15 тысяч в 1939 г.). | ||
- | Большое влияние в городе имели сионистские (см. [[Сионизм]]) организации [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]], [[Хит’ахадут]] и [[Хе-Халуц]] | + | Большое влияние в городе имели сионистские (см. [[Сионизм]]) организации [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]], [[Хит’ахадут]] и [[Хе-Халуц]]. |
- | + | Первая группа сионистской молодежи выехала из Коломыи в [[Эрец-Исраэль]] в 1920 г. | |
- | + | Движение [[Бетар]] организовало в Коломые военизированные группы. В Коломые выходили сионистские газеты «Наш глос» (на польском языке) и «Унзер штиме» (на идиш). | |
- | В | + | В 1930 г. партийная коалиция [[Агуддат Исраэль]] и [[Мизрахи]] выдвинула в городские раввины политически активного Исраэля Иосефа Лау (последний раввин Коломыи; погиб в [[Гетто|гетто]]). |
- | + | После вступления в Коломыю советских войск в сентябре 1939 г. еврейские организации были закрыты, а еврейские деятели подверглись преследованиям. | |
+ | ==== Начало Второй мировой войны ==== | ||
- | + | После начала Второй мировой войны еврейское население города увеличилось на несколько тысяч человек за счет беженцев из оккупированной [[Германия|Германией]] части Польши. | |
+ | === Оккупация === | ||
+ | 3 июля 1941 г. город был занят венгерскими войсками. Венгерский военный комендант Коломыи не позволил украинским националистам совершить массовый расстрел евреев, но были введены многочисленные антиеврейские ограничения, в том числе обязательное ношение [[Отличительный Знак|отличительного знака]], ограничение передвижения, конфискация собственности, отправка евреев на тяжелые принудительные работы. | ||
- | [[ | + | В начале августа 1941 г. город перешел под контроль германской военной администрации. Положение евреев ухудшилось. Евреев заставили заплатить оккупационным властям контрибуцию деньгами и ценными вещами. |
+ | |||
+ | Был создан [[Юденрат|юденрат]] под руководством М. Горовица. 12 октября 1941 г. немецкие военнослужащие и украинские полицейские арестовали около трех тысяч евреев, которые были заключены в тюрьму и через несколько дней расстреляны в роще у деревни Шепанивцы. | ||
+ | |||
+ | 6 ноября акция повторилась. 23 декабря в результате провокации гестапо было собрано около тысячи евреев — обладателей иностранных паспортов; они были расстреляны на месте предыдущих казней. | ||
+ | |||
+ | В марте 1942 г. были созданы три [[Гетто|гетто]], в которые были заключены около 18 тысяч евреев Коломыи и соседних населенных пунктов. | ||
+ | |||
+ | В апреле около пяти тысяч евреев, а в сентябре около семи тысяч человек были депортированы в лагерь уничтожения [[Белжец]]. Глава юденрата М. Горовиц осенью 1942 г. покончил жизнь самоубийством. | ||
+ | |||
+ | 20 января 1943 г. оставшиеся две тысячи евреев были сосредоточены в нескольких домах, а 2 февраля 1943 г. расстреляны. | ||
+ | === Послевоенный период === | ||
+ | |||
+ | В августе 1944 г., после освобождения Коломыи советской армией, в городе оставалось лишь несколько евреев, к которым присоединились вернувшиеся из эвакуации, а позднее — мобилизованные и ушедшие добровольно в советскую армию. Вскоре большинство из них выехало в Польшу, а оттуда в США и другие страны, в том числе в Израиль. В Израиле и [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]] имеются землячества выходцев из Коломыи. В 1969 г. в Коломые числилось около 350 евреев. В начале 2000-х гг. в Коломые проживало не более нескольких десятков евреев. Функционирует еврейская община под председательством А. Бабиченко. | ||
+ | |||
+ | [[Мангер, Ицик|И. Мангер]] посвятил Коломые ряд стихотворений. В 1957 г. в Нью-Йорке вышла мемориальная книга «Пинкас Коломыя», а в 1970-х гг. в [[Иерусалим|Иерусалиме]] — «Сефер hа-зиккарон шел кехиллат Коломия» («Памятная книга еврейской общины Коломыи»). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12168|КОЛОМЫЯ}} |
Версия 16:20, 12 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Коломыя, город в Ивано-Франковской области Украины (прежде в Галиции; до 1772 г. и в 1918–39 гг. — в составе Польши, в 1772–1918 гг. — Австрийской империи). В 1939–91 гг. — в составе Украинской ССР.
Содержание |
Первые упоминания
Сведения о евреях в Коломые восходят к 16 в. В 1569 г. еврейская община (120 человек) получила равные с остальным населением права пользоваться данными городу вольностями и решать городские дела, в 1616 г. — участки под синагогу и кладбище; в 1648–49 гг. община была разгромлена бандами Б. Хмельницкого (300 человек убито), но вскоре возродилась. Евреи Коломыи занимались арендой лесных угодий и оптовой торговлей строительным лесом, в том числе с Валахией (см. Румыния) и Молдавией.
Восемнадцатый век
С вхождением Галиции в состав Австрии Коломыя стала важным пунктом торгового экспорта в соседние страны, и еврейское население вплоть до начала 20 в. непрерывно росло: 1072 человека в 1765 г., 8232 (около 50% всех жителей) в 1869 г., 12002 в 1880 г., 16568 человек в 1900 г.
В 1788–1809 гг. в Коломые действовала государственная немецкая начальная школа для еврейских детей, учрежденная в ходе реформ Иосифа II в области еврейского просвещения. Несмотря на ростки Хаскалы, в Коломые пустил глубокие корни хасидизм; большинство еврейского населения, хранившее предание о том, что в Коломые жил некоторое время Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов, было крайне религиозным. Одним из процветавших в Коломые занятий было фабричное и кустарное изготовление таллитов.
Девятнадцатый век
Во второй половине 19 в. укреплению религиозных устоев общины сильно способствовала деятельность Р. Х. Лихтенштейна (1815–91), ставшего городским раввином в 1863 г.
Ряд еврейских деятелей представлял Коломыю в галицийском сейме и в рейхсрате (австрийский парламент). В 1878 г. евреи, получив большинство на муниципальных выборах, выдвинули в мэры Коломыи доктора М. Трахтенберга (1846–?).
В 1886 г. по инициативе филантропической (см. Филантропия) организации Исраэлитише альянц цу Вин в Коломые открылась еврейская начальная школа, перешедшая в ведение фонда барона М. де Гирша (273 учащихся в 1908 г.).
Двадцатый век
После 1918 г. разрыв экономических связей с Молдавией и Валахией и антиеврейские экономические меры польского правительства вызвали среди еврейского населения Коломыи резкое обнищание, и община стала постепенно уменьшаться (приблизительно с 19 тысяч в 1919 г. до 15 тысяч в 1939 г.).
Большое влияние в городе имели сионистские (см. Сионизм) организации hа-Шомер hа-цаир, Хит’ахадут и Хе-Халуц.
Первая группа сионистской молодежи выехала из Коломыи в Эрец-Исраэль в 1920 г.
Движение Бетар организовало в Коломые военизированные группы. В Коломые выходили сионистские газеты «Наш глос» (на польском языке) и «Унзер штиме» (на идиш).
В 1930 г. партийная коалиция Агуддат Исраэль и Мизрахи выдвинула в городские раввины политически активного Исраэля Иосефа Лау (последний раввин Коломыи; погиб в гетто).
После вступления в Коломыю советских войск в сентябре 1939 г. еврейские организации были закрыты, а еврейские деятели подверглись преследованиям.
Начало Второй мировой войны
После начала Второй мировой войны еврейское население города увеличилось на несколько тысяч человек за счет беженцев из оккупированной Германией части Польши.
Оккупация
3 июля 1941 г. город был занят венгерскими войсками. Венгерский военный комендант Коломыи не позволил украинским националистам совершить массовый расстрел евреев, но были введены многочисленные антиеврейские ограничения, в том числе обязательное ношение отличительного знака, ограничение передвижения, конфискация собственности, отправка евреев на тяжелые принудительные работы.
В начале августа 1941 г. город перешел под контроль германской военной администрации. Положение евреев ухудшилось. Евреев заставили заплатить оккупационным властям контрибуцию деньгами и ценными вещами.
Был создан юденрат под руководством М. Горовица. 12 октября 1941 г. немецкие военнослужащие и украинские полицейские арестовали около трех тысяч евреев, которые были заключены в тюрьму и через несколько дней расстреляны в роще у деревни Шепанивцы.
6 ноября акция повторилась. 23 декабря в результате провокации гестапо было собрано около тысячи евреев — обладателей иностранных паспортов; они были расстреляны на месте предыдущих казней.
В марте 1942 г. были созданы три гетто, в которые были заключены около 18 тысяч евреев Коломыи и соседних населенных пунктов.
В апреле около пяти тысяч евреев, а в сентябре около семи тысяч человек были депортированы в лагерь уничтожения Белжец. Глава юденрата М. Горовиц осенью 1942 г. покончил жизнь самоубийством.
20 января 1943 г. оставшиеся две тысячи евреев были сосредоточены в нескольких домах, а 2 февраля 1943 г. расстреляны.
Послевоенный период
В августе 1944 г., после освобождения Коломыи советской армией, в городе оставалось лишь несколько евреев, к которым присоединились вернувшиеся из эвакуации, а позднее — мобилизованные и ушедшие добровольно в советскую армию. Вскоре большинство из них выехало в Польшу, а оттуда в США и другие страны, в том числе в Израиль. В Израиле и Нью-Йорке имеются землячества выходцев из Коломыи. В 1969 г. в Коломые числилось около 350 евреев. В начале 2000-х гг. в Коломые проживало не более нескольких десятков евреев. Функционирует еврейская община под председательством А. Бабиченко.
И. Мангер посвятил Коломые ряд стихотворений. В 1957 г. в Нью-Йорке вышла мемориальная книга «Пинкас Коломыя», а в 1970-х гг. в Иерусалиме — «Сефер hа-зиккарон шел кехиллат Коломия» («Памятная книга еврейской общины Коломыи»).