Каценельсон, Иеhуда Лейб Биньямин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин (ЭЕЭ)» в «Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин» в «Каценельсон, Иеh уда Лейб Биньямин») |
Версия 11:58, 10 июня 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин (Лев Израилевич; литературный псевдоним Буки бен-Иогли; 1846, Чернигов, – 1917, Петроград), врач, писатель и ученый. Учился в хедере, иешиве (Бобруйск), в Житомирском раввинском училище (1866–72), Медико-хирургической академии в Петербурге (1872–77). В 1877–78 гг. в качестве врача участвовал в русско-турецкой войне. С 1878 г. работал ординатором Александровской больницы в Петербурге. Каценельсон в юности писал стихи на идиш, в 1879–82 гг. выступал в еженедельнике «Русский еврей» (1879–84) с фельетонами, часть которых вошла в сборник «Мысли и грезы» (1902; авторский перевод на иврит 1905). В фельетонах, отражавших идейный перелом в сознании еврейской интеллигенции после погромов 1881–82 гг., пропагандировал сельскохозяйственный и ремесленный труд как путь продуктивизации еврейства России. Публиковал художественные произведения, медико-исторические и исторические труды в еврейской периодике на русском языке («Еврейское обозрение», «Восход», «Будущность» и др.), иврите («hа-Иом», «hа-Мелиц», «hа-Иекев», «hа-Зман» и др.) и идиш («Петроградер тогблат»). Рассказ Каценельсона «Шират hа-замир» («Песнь соловья», 1894), восточные легенды и опубликованные в 1918 г. поздние рассказы вошли в сборник его основных художественных произведений, изданный Я. Фихманом в 1944 г. Многочисленные труды Каценельсона по древней еврейской медицине (от статьи «Сведения о гемофилии в Талмуде», 1884, до книги «hа-Талмуд ве-хохмат hа-рефуа» — «Талмуд и медицина», издана посмертно в 1928; репринт — Т.-А., 1982), обогатили медицинскую и естественнонаучную терминологию иврита. Используя в научных и публицистических произведениях лексику и стиль Талмуда и более поздних источников, в художественной прозе Каценельсон, в отличие от Менделе Мохер Сфарима и его последователей, оставался верен библейскому ивриту, придав ему гибкость и колоритность, которой не сумели добиться писатели Хаскалы. Каценельсон — один из главных редакторов «Еврейской энциклопедии» (1908–13). С 1892 г. Каценельсон был членом центрального комитета Еврейского колонизационного общества (поддержал аргентинский проект барона М. Гирша) и комитета Общества для распространения просвещения между евреями в России (с 1910 г. — заместитель председателя), а также заместителем председателя комитета общества Ховевей сфат Эвер (Любители языка иврит). С 1908 г. преподавал на Курсах востоковедения, основанных им совместно с бароном Д. Гинцбургом, а с 1910 г. возглавлял их. Хотя Каценельсон в 1880–90-х гг. не разделял взглядов Ховевей Цион на будущее еврейского народа, после посещения Палестины в 1909 г. он стал с энтузиазмом пропагандировать идеи возрождения иврита как разговорного языка и развития еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАЦЕНЕЛЬСОН Иехуда Лейб Биньямин в ЭЕЭ