Росси, Саломоне Деи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 43: Строка 43:
'''Росси, Саломоне деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на [[иврит]]е <big>סלומונה רוסי</big> или <big>שלמה מן האדומים</big> (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в [[Италия|Италии]].  
'''Росси, Саломоне деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на [[иврит]]е <big>סלומונה רוסי</big> или <big>שלמה מן האדומים</big> (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в [[Италия|Италии]].  
 +
== Биография ==
 +
Предположение, что Росси — сын [[Росси, Азария|Азарии бен Моше деи Росси]], спорно, но оба принадлежали к одной семье. Сведения о личной жизни Росси скудны.
-
Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье (см. [[Росси, Азария|Азария бен Моше деи Росси]]). Сведения о личной жизни Росси скудны. Всю жизнь он провел в [[Мантуя|Мантуе]] и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага (сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу). Он был освобожден от ношения [[Отличительный Знак|отличительного знака]], выступал при дворе, однако никогда не числился официально придворным музыкантом. Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг. После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в [[Гетто|гетто]] города [[Венеция]]. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — [[Модена, Леоне|Л. Модена]], популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.
+
Всю жизнь он провел в [[Мантуя|Мантуе]] и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага.
 +
Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг.  
-
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться. В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
+
Вероятно, он умер либо при вторжении австрийских войска, которые разрушили гетто в Мантуе, или во время последовавшей за этим чумы.
-
Велики заслуги Росси (имевшего звание [[Раввин|раввина]]) в области еврейской [[Литургия|литургии]]. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу. Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений. В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано [[Наумбург, Шмуэль|Ш. Наумбургом]] (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, [[Маяни, Амми|А. Маяни]] в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также [[Каддиш]]; [[Кдушша]].
+
== Росси как музыкант-исполнитель ==
 +
Он начал играть на скрипке при дворе герцога в 1587 году. Работал концертмейстером с 1587 по 1628 год. Сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу. Он был освобожден от ношения [[Отличительный Знак|отличительного знака]],<ref name=gmotv>{{книга |автор = Boris Schwarz|часть = |заглавие = Великие мастера скрипки|оригинал = Great Masters of the Violin|ссылка = |ответственный = |издание = |место = New York|издательство = Simon and Schuster|год = 1983|том = |pages = 35-36|allpages = |серия = |isbn = 0-671-22598-7|тираж = }}</ref> однако никогда не числился официально придворным музыкантом.  
-
Сестра Росси — певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в [[Турин|Турине]] в период 1608–1649 гг.
+
Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств.  
 +
== Росси как композитор ==
 +
После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в [[Гетто|гетто]] города [[Венеция]]. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — [[Модена, Леоне|Л. Модена]], популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.
 +
 +
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.
 +
 +
В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров.
 +
 +
Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
 +
 +
== Еврейская литургическая музыка Росси ==
 +
Велики заслуги Росси (имевшего звание [[Раввин|раввина]]) в области еврейской [[Литургия|литургии]]. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу.
 +
 +
Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений.
 +
 +
В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано [[Наумбург, Шмуэль|Ш. Наумбургом]] (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, [[Маяни, Амми|А. Маяни]] в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также [[Кадиш]]; [[Кдуша]].
 +
 +
== Семья Росси ==
 +
Сестра Росси — оперная певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Возможно, она была первой еврейской женщиной, профессионально занимавшейся этим. Она также исчезла после поражения Гонзага и погрома в мантуанском гетто.
 +
 +
Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в [[Турин|Турине]] в период 1608–1649 гг.
== Записи ==
== Записи ==
Строка 62: Строка 86:
*''The Songs of Solomon, Volume 2: Holiday and festival music'' Jewish sacred music from 17th-century Italy by Salamone Rossi, "Нью-Йорк барокко"; дирижер [[Eric Milnes]].  Troy, NY; Dorian, 2001
*''The Songs of Solomon, Volume 2: Holiday and festival music'' Jewish sacred music from 17th-century Italy by Salamone Rossi, "Нью-Йорк барокко"; дирижер [[Eric Milnes]].  Troy, NY; Dorian, 2001
*''The Song of Solomon'' [http://www.quintaprofeti.com Profeti della Quinta], Ensemble Muscadin, PAN Classics, Switzerland (2009) - libretto with Hebrew texts.
*''The Song of Solomon'' [http://www.quintaprofeti.com Profeti della Quinta], Ensemble Muscadin, PAN Classics, Switzerland (2009) - libretto with Hebrew texts.
-
*''Salamone Rossi Hebreo'' Boston Early Music. dir. Prof. Joshua R. Jacobson
+
*''Salamone Rossi Hebreo'' "Бостон ёли мьюзик", дирижер профессор Джошуа Р. Джейкобсон
*''Salomone Rossi - Illumine Our Hearts'' Sursum Corda. MSR Classics. 2010-02-09
*''Salomone Rossi - Illumine Our Hearts'' Sursum Corda. MSR Classics. 2010-02-09
'''on collections'''
'''on collections'''
-
*''Musique judéo-baroque''. "Бостон камерата", дирижёр [[Коэн, Джоэль (музыкант)Джоэль Коэн]]
+
*''Musique judéo-baroque''. "Бостон камерата", дирижёр [[Коэн, Джоэль (музыкант)|Джоэль Коэн]]
*''Jewish Baroque Music'' of Rossi, Lidarti, Caceres. [http://www.ensemblesalomonerossi.it Ensemble Salomone Rossi]. Concerto CTO 2009
*''Jewish Baroque Music'' of Rossi, Lidarti, Caceres. [http://www.ensemblesalomonerossi.it Ensemble Salomone Rossi]. Concerto CTO 2009
Строка 101: Строка 125:
<!--  
<!--  
-
==Life==
 
-
As a young man, Rossi, who was [[Judaism|Jewish]], acquired a reputation as a talented violinist. He was then hired (in 1587) as a court musician in [[Mantua]], where records of his activities as a violinist survive.
 
-
 
-
Rossi served at the court of Mantua from 1587 to 1628 as concertmaster<ref name=gmotv>{{cite book |title= Great Masters of the Violin|last= Schwarz|first= Boris|year= 1983|publisher= Simon and Schuster|location= New York|isbn= 0-671-22598-7|pages= 35-36}}</ref> where he entertained the ducal family and their highly esteemed guests. The composers Rossi, [[Claudio Monteverdi|Monteverdi]], [[Giovanni Giacomo Gastoldi|Gastoldi]], [[Giaches de Wert|Wert]] and [[Lodovico Grossi da Viadana|Viadana]] provided fashionable music for banquets, wedding feasts, theatre productions and chapel services amongst others.  Rossi was so well-thought of at this court that he was excused from wearing the [[yellow badge]] required of his nationality.<ref name=gmotv/>
 
-
 
-
Salamone Rossi probably died either in the invasion of [[Austria]]n troops, who defeated the Gonzagas and destroyed the [[Jewish ghettos in Europe|Jewish ghetto in Mantua]], or in the subsequent plague which ravaged the area.
 
-
 
-
Rossi's sister, [[Madama Europa]], was an opera singer, and possibly the first Jewish woman to be professionally engaged in that area.  She is reported to have premiered ''Lamento d'Arianna'' of Claudio Monteverdi - in whose orchestra Rossi played violin - for the Duke of Gonzaga. She also disappeared after the end of the Gonzaga court and subsequent sack of the ghetto.
 
==Works==
==Works==

Версия 05:16, 5 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Саломоне деи Росси
Salamone Rossi, ивр. סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים
Род деятельности:

Композитор

Дата рождения:

1570 год(1570)

Место рождения:

Мантуя

Дата смерти:

1630 год(1630)

Место смерти:

Мантуя (?)

Файл:Salamone Rossi madrigaletti.jpg
Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628

Росси, Саломоне деи (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в Италии.

Содержание

Биография

Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье. Сведения о личной жизни Росси скудны.

Всю жизнь он провел в Мантуе и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг.

Вероятно, он умер либо при вторжении австрийских войска, которые разрушили гетто в Мантуе, или во время последовавшей за этим чумы.

Росси как музыкант-исполнитель

Он начал играть на скрипке при дворе герцога в 1587 году. Работал концертмейстером с 1587 по 1628 год. Сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу. Он был освобожден от ношения отличительного знака,[1] однако никогда не числился официально придворным музыкантом.

Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств.

Росси как композитор

После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в гетто города Венеция. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — Л. Модена, популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.

В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться.

В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров.

Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).

Еврейская литургическая музыка Росси

Велики заслуги Росси (имевшего звание раввина) в области еврейской литургии. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу.

Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений.

В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано Ш. Наумбургом (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, А. Маяни в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также Кадиш; Кдуша.

Семья Росси

Сестра Росси — оперная певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Возможно, она была первой еврейской женщиной, профессионально занимавшейся этим. Она также исчезла после поражения Гонзага и погрома в мантуанском гетто.

Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в Турине в период 1608–1649 гг.

Записи

  • Rossi: (1) Vocal Works, (2) Madrigals, (3) Canti di Salomone. 3CD licensed from Tactus Records Italy to Brilliant Classics, Netherlands. BLC 93359
Madrigaletti op. XIII - Ensemble L'aura soave. Diego Cantalupi TC.571802 2000
Primo libro di madrigali a 4 voci - Arie a voce sola dal I Libro dei Madrigali a 5 voci - Ut Musica Poësis Ensemble Director: Stefano Bozolo TC.571803 2001
Canti di Salomone a 3 parti - Sonata e Salmi di Henry Purcell - Mottetto di André Campra - Ensemble Hypothesis Director: Leopoldo d'Agostino TC.571804 2003
  • The Songs of Solomon. Corvina Consort dir. Zoltan Kalmanovits, Hungaroton 2006
  • The Songs of Solomon, Volume 1: Music for the Sabbath. Pro Gloria Musicae PGM 108
  • The Songs of Solomon, Volume 2: Holiday and festival music Jewish sacred music from 17th-century Italy by Salamone Rossi, "Нью-Йорк барокко"; дирижер Eric Milnes. Troy, NY; Dorian, 2001
  • The Song of Solomon Profeti della Quinta, Ensemble Muscadin, PAN Classics, Switzerland (2009) - libretto with Hebrew texts.
  • Salamone Rossi Hebreo "Бостон ёли мьюзик", дирижер профессор Джошуа Р. Джейкобсон
  • Salomone Rossi - Illumine Our Hearts Sursum Corda. MSR Classics. 2010-02-09

on collections

  • Musique judéo-baroque. "Бостон камерата", дирижёр Джоэль Коэн
  • Jewish Baroque Music of Rossi, Lidarti, Caceres. Ensemble Salomone Rossi. Concerto CTO 2009

Источники и ссылки

Литература

  • Birnbaum, Eduard (1978) Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628, Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
  • James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche: "Madrigal", in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Harran, Don (2003). Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua. Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
  • Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in The Musical Quarterly, Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp. 40–46. ISSN 0027-4631 .
  • Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in The Musical Quarterly, Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp. 269–275

Примечания

  1. Boris Schwarz Великие мастера скрипки = Great Masters of the Violin. — New York: Simon and Schuster, 1983. — P. 35-36. — ISBN 0-671-22598-7
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОССИ Саломоне деи в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация