Росси, Саломоне Деи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
 +
{{Персона
 +
|имя              = Саломоне деи Росси
 +
|оригинал имени  = Salamone Rossi, {{lang-he|סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים}}
 +
|портрет          =
 +
|размер          =
 +
|описание        =
 +
|имя при рождении =
 +
|род деятельности = Композитор
 +
|дата рождения    = 1570
 +
|место рождения  = Мантуя
 +
|гражданство      =
 +
|подданство      =
 +
|дата смерти      = 1630
 +
|место смерти    = Мантуя (?)
 +
|отец            =
 +
|мать            =
 +
|супруг          =
 +
|супруга          =
 +
|дети            =
 +
|награды и премии =
 +
|сайт            =
 +
}}
 +
[[File:Salamone Rossi madrigaletti.jpg|thumb|Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628]]
 +
'''Росси, Саломоне деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на [[иврит]]е <big>סלומונה רוסי</big> или <big>שלמה מן האדומים</big> (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в [[Италия|Италии]].
 +
Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье (см. [[Росси, Азария|Азария бен Моше деи Росси]]). Сведения о личной жизни Росси скудны. Всю жизнь он провел в [[Мантуя|Мантуе]] и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага (сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу). Он был освобожден от ношения [[Отличительный Знак|отличительного знака]], выступал при дворе, однако никогда не числился официально придворным музыкантом. Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг. После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в [[Гетто|гетто]] города [[Венеция]]. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — [[Модена, Леоне|Л. Модена]], популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.
 +
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться. В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
 +
Велики заслуги Росси (имевшего звание [[Раввин|раввина]]) в области еврейской [[Литургия|литургии]]. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу. Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений. В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано [[Наумбург, Шмуэль|Ш. Наумбургом]] (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, [[Маяни, Амми|А. Маяни]] в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также [[Каддиш]]; [[Кдушша]].
 +
Сестра Росси — певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в [[Турин|Турине]] в период 1608–1649 гг.
 +
== Источники и ссылки ==
 +
* КЕЭ, том 7, кол. 284–285
 +
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Salamone_Rossi Статья "Salamone Rossi" в английском разделе Википедии]
 +
*{{WIMA|idx=Rossi|name=Salamone Rossi}}
 +
*{{IMSLP|id=Rossi, Salamone}}
 +
*{{ChoralWiki}}
 +
*[http://www.zamir.org/composers/rossi/rossi-mon.html The Choral Music of Salamone Rossi] (longer article)
 +
*[http://www.zamir.org/Features/Italy/JacobsonRossi.shtml The Choral Music of Salamone Rossi] (shorter article)
 +
*[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=434&letter=R Jewish Encyclopedia]
 +
*Audio: ''[http://www.youtube.com/watch?v=HubKpEPkkYw Al Naharot Bavel]'' (''By the Rivers of Babylon''), Psalm 137, from ''The Songs of Solomon''.
-
'''Росси, Саломоне Деи''' (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите Шломо Мин hа-Адуммим) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`; 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), композитор эпохи Возрождения в [[Италия|Италии]]. Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье (см. [[Росси, Азария|Азария бен Моше деи Росси]]). Сведения о личной жизни Росси скудны. Всю жизнь он провел в [[Мантуя|Мантуе]] и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага (сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу). Он был освобожден от ношения [[Отличительный Знак|отличительного знака]], выступал при дворе, однако никогда не числился официально придворным музыкантом. Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг. После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в [[Гетто|гетто]] города [[Венеция]]. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — [[Модена, Леоне|Л. Модена]], популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.
+
== Литература ==
 +
* Birnbaum, Eduard (1978) ''Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628,'' Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
 +
* James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche:  "Madrigal", in ''The New Grove Dictionary of Music and Musicians'', ed. Stanley Sadie.  20 vol.  London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
 +
* [[Don Harrán|Harran, Don]] (2003). ''Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua.''  Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
 +
* Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in ''The Musical Quarterly'', Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp.&nbsp;40–46. ISSN 0027-4631 .
 +
* Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in ''The Musical Quarterly'', Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp.&nbsp;269–275
-
В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться. В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).
+
== Примечания ==
-
 
+
{{reflist}}
-
Велики заслуги Росси (имевшего звание [[Раввин|раввина]]) в области еврейской [[Литургия|литургии]]. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу. Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений. В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано [[Наумбург, Шмуэль|Ш. Наумбургом]] (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, [[Маяни, Амми|А. Маяни]] в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также [[Каддиш]]; [[Кдушша]].
+
-
 
+
-
Сестра Росси — певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в [[Турин|Турине]] в период 1608–1649 гг.
+
{{ElevenCopyRight|13586|РОССИ Саломоне деи}}
{{ElevenCopyRight|13586|РОССИ Саломоне деи}}
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]   
+
[[Категория:История еврейского народа]]   
-
 
+
[[Категория:Евреи в Европе]]
-
[[Категория:Музыка]]
+
[[Category:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Category:Музыканты по алфавиту]]
 +
[[Category:Композиторы по алфавиту]]
 +
[[Category:Еврейские музыканты]]
 +
[[Category:Еврейская музыка]]
-
<!-- [[File:Salamone Rossi madrigaletti.jpg|thumb|Opening of Rossi's Madrigaletti, Venice, 1628]]
+
<!--  
-
'''Salamone Rossi''' or Salomone Rossi ({{lang-he|סלומונה רוסי or שלמה מן האדומים}}) ('''Salamon, Schlomo; de' Rossi''') (c. 1570 &ndash; 1630) was an [[Italy|Italian]] Jewish [[violin]]ist and composer. He was a transitional figure between the late Italian [[Renaissance music|Renaissance]] period and early [[Baroque music|Baroque]].
+
==Life==
==Life==
Строка 111: Строка 154:
*Yitgadal veyitkadesh (3v) Full [[kaddish]] -- Milnes Vol.I,
*Yitgadal veyitkadesh (3v) Full [[kaddish]] -- Milnes Vol.I,
*Yitgadal veyitkadesh (5v) Full kaddish -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
*Yitgadal veyitkadesh (5v) Full kaddish -- Profeti della Quinta (2009), Milnes Vol.I,
-
 
-
==Notes==
 
-
{{reflist}}
 
-
 
-
==References==
 
-
*Birnbaum, Eduard (1978) ''Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628,'' Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
 
-
* James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche:  "Madrigal", in ''The New Grove Dictionary of Music and Musicians'', ed. Stanley Sadie.  20 vol.  London, Macmillan Publishers Ltd., 1980.  ISBN 1-56159-174-2
 
-
*[[Don Harrán|Harran, Don]] (2003).  ''Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua.''  Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
 
-
*Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in ''The Musical Quarterly'', Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp.&nbsp;40–46. ISSN 0027-4631 .
 
-
*Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in ''The Musical Quarterly'', Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp.&nbsp;269–275
 
-
 
-
==External links==
 
-
*{{WIMA|idx=Rossi|name=Salamone Rossi}}
 
-
*{{IMSLP|id=Rossi, Salamone}}
 
-
*{{ChoralWiki}}
 
-
*[http://www.zamir.org/composers/rossi/rossi-mon.html The Choral Music of Salamone Rossi] (longer article)
 
-
*[http://www.zamir.org/Features/Italy/JacobsonRossi.shtml The Choral Music of Salamone Rossi] (shorter article)
 
-
*[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=434&letter=R Jewish Encyclopedia]
 
-
*Audio: ''[http://www.youtube.com/watch?v=HubKpEPkkYw Al Naharot Bavel]'' (''By the Rivers of Babylon''), Psalm 137, from ''The Songs of Solomon''.
 
==Recordings==
==Recordings==
Строка 146: Строка 170:
*''Jewish Baroque Music'' of Rossi, Lidarti, Caceres. [http://www.ensemblesalomonerossi.it Ensemble Salomone Rossi]. Concerto CTO 2009
*''Jewish Baroque Music'' of Rossi, Lidarti, Caceres. [http://www.ensemblesalomonerossi.it Ensemble Salomone Rossi]. Concerto CTO 2009
-
{{Persondata <!-- Metadata: see [[Wikipedia:Persondata]]. -->
+
 
-
| NAME              = Rossi, Salamone
+
 
-
| ALTERNATIVE NAMES =
+
-
| SHORT DESCRIPTION =
+
-
| DATE OF BIRTH    =
+
-
| PLACE OF BIRTH    =
+
-
| DATE OF DEATH    = 1630
+
-
| PLACE OF DEATH    =
+
-
}}
+
-
{{DEFAULTSORT:Rossi, Salamone}}
+
-
[[Category:1570s births]]
+
-
[[Category:1630 deaths]]
+
-
[[Category:Renaissance composers]]
+
-
[[Category:Baroque composers]]
+
-
[[Category:Italian composers]]
+
-
[[Category:Jewish classical musicians]]
+
-
[[Category:Jewish composers and songwriters]]
+
-
[[Category:Jewish musicians]]
+
-
[[Category:Italian Jews]]
+
  -->
  -->

Версия 14:34, 4 июня 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Саломоне деи Росси
Salamone Rossi, ивр. סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים
Род деятельности:

Композитор

Дата рождения:

1570 год(1570)

Место рождения:

Мантуя

Дата смерти:

1630 год(1630)

Место смерти:

Мантуя (?)

Файл:Salamone Rossi madrigaletti.jpg
Титульный лист "Мадригалетти" Саломоне деи Росси, Венеция, 1628

Росси, Саломоне деи (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите סלומונה רוסי или שלמה מן האדומים (Шломо Мин hа-Адумим)) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`); 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко в Италии.


Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье (см. Азария бен Моше деи Росси). Сведения о личной жизни Росси скудны. Всю жизнь он провел в Мантуе и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага (сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу). Он был освобожден от ношения отличительного знака, выступал при дворе, однако никогда не числился официально придворным музыкантом. Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг. После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в гетто города Венеция. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — Л. Модена, популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.

В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться. В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).

Велики заслуги Росси (имевшего звание раввина) в области еврейской литургии. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу. Основной его труд в этой области — «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений. В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано Ш. Наумбургом (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, А. Маяни в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «hа-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также Каддиш; Кдушша.

Сестра Росси — певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в Турине в период 1608–1649 гг.

Источники и ссылки

Литература

  • Birnbaum, Eduard (1978) Jewish musicians at the court of the Mantuan dukes, 1542-1628, Tel-Aviv : Tel-Aviv University, Faculty of Fine Arts, School of Jewish Studies, 1978, c1975
  • James Haar, Anthony Newcomb, Glenn Watkins, Nigel Fortune, Joseph Kerman, Jerome Roche: "Madrigal", in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Harran, Don (2003). Salamone Rossi: Jewish Musician in Late Renaissance Mantua. Oxford University Press. 332 pages. ISBN 0-19-816271-5
  • Nettle, Paul and Theodore Baker (1931). "Some Early Jewish Musicians" in The Musical Quarterly, Vol. 17, No. 1. (Jan., 1931), pp. 40–46. ISSN 0027-4631 .
  • Rikko, Fritz (1969). "Salamon Rossi, Hashirim Asher L'shlomo (The Songs of Solomon)" in The Musical Quarterly, Vol. 55, No. 2 (Apr., 1969), pp. 269–275

Примечания

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОССИ Саломоне деи в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация