Красный-Адмони, Григорий Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 77: | Строка 77: | ||
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Версия 17:13, 31 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Красный-Адмони, Григорий Яковлевич (псевдоним Адмони взят после 1917 г.; 1881, Геническ, Таврическая губерния, – 1970, Ленинград), еврейский историк, публицист, общественный деятель.
Содержание |
Биографические сведения
По окончании гимназии в Одессе Красный-Адмони поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно в Петербургскую консерваторию (по классу вокала), которую вскоре был вынужден оставить.
Будучи студентом, Красный-Адмони зарабатывал частными уроками (был домашним учителем В. Жирмунского).
По окончании университета в 1906 г. Красный-Адмони отказался от продолжения академической карьеры, поскольку ему было поставлено условие — переход в христианство.
Сдав экстерном выпускные экзамены на юридическом факультете Харьковского университета, стал в 1907 г. помощником присяжного поверенного.
Литературный дебют
Литературным дебютом Красного-Адмони стали переводы с иврита наследия писателя М. З. Файерберга (журнал «Еврейская семейная библиотека», 1902, №11; отд. изд. полное собрание сочинений, СПб., 1902), затем последовали критические обзоры современной еврейской литературы в русско-еврейской периодике, в том числе «Еврейской семейной библиотеке», «Еврейском ежегоднике», «Будущности».
Научные работы
в 1907 г. Красный-Адмони опубликовал первые научные работы: литературоведческое исследование «Иммануил Римский и Данте» («Книжки Восхода», 1906, 1–3) и историко-философское эссе «Великие перевороты и евреи» (СПб., 1907).
С 1907 г. Красный-Адмони — сотрудник «Еврейской энциклопедии» (см. Энциклопедии), редактор ее библейского отдела (2–8 тт.), автор значительного числа статей по древней истории, библейскому и талмудическому (см. Талмуд) законодательству.
Большой интерес вызвала статья «Пурим при свете новейшей критики» («Новый Восход», № 10, 1910).
Общественная деятельность
В 1909 г. Красный-Адмони был одним из учредителей Еврейского историко-этнографического общества в Петербурге, в 1913 г. вошел в секцию Общества по изучению права еврейского.
С 1919 г. Красный-Адмони — один из инициаторов и активных участников архивных комиссий, организованных при Народном комиссариате просвещения для изучения документов бывшего архива Сената по истории ритуальных процессов и погромов.
Под редакцией Красного-Адмони и с его вступительными статьями вышли «Материалы для истории антиеврейских погромов в России» (т. 1 — «Дубоссарское и Кишиневское дела 1903 г.», совместно с С. Дубновым, Петроград, 1919; т. 2 — «Восьмидесятые годы», М.— Петроград, 1923).
Освещению погромов 1880-х гг. народовольческой агитационной печатью Красный-Адмони посвятил статью «Литература подполья и погром» («Вестник литературы», № 2–4, 1920).
При организации в Петрограде Еврейского университета в 1919 г. Красный-Адмони вошел в состав его профессорской коллегии, читал курсы по библеистике и древней истории евреев, выступал с публичными лекциями.
В 1920-х гг. вел также курсы по сравнительному праву и семитологии в Петроградском университете, откуда был уволен в 1924 г. в ходе кампании по очищению вузов от «социально чуждых элементов».
В 1925 г. Красный-Адмони подготовил работу «Новейшие течения в библейской критике», предназначенную для опубликования в пятом сборнике «Еврейской летописи» (издание не осуществилось).
Адвокатская практика
После ликвидации Еврейского университета (1925) Красный-Адмони занимался исключительно адвокатской практикой, был членом Ленинградской областной коллегии адвокатов.
В период борьбы с «космополитами» в начале 1950-х гг. был уволен из Коллегии, позднее восстановлен.
Деятельность в период борьбы с «космополитами»
В середине 1950-х гг. пытался организовать в Ленинграде официальные курсы по изучению иврита.
В 1950–60-х гг. занимался литературным творчеством, но его произведения не были опубликованы. Среди рукописного наследия Красного-Адмони — пьеса на библейский сюжет «Жена Урии».
Сыновья
Красный-Адмони — отец композитора И. Адмони (1906–80) и филолога-лингвиста В. Адмони.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КРАСНЫЙ-АДМОНИ Григорий Яковлевич в ЭЕЭ