Кениты (кочевое племя)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Кениты» в «Кениты (племя в Синае)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Кениты''' (הַקֵּינִי, hа-кейни, קַיִן, Каин), племя или группа кланов, кочевавших в [[Синай|Синае]], [[Негев|Негеве]] и на юге Иудеи, а позднее проникавших и на север [[Ханаан|Ханаана]]. | + | '''Кениты''' (הַקֵּינִי, hа-кейни, קַיִן, Каин), племя или группа кланов, кочевавших в [[Синай|Синае]], [[Негев|Негеве]] и на юге Иудеи, а позднее проникавших и на север [[Ханаан|Ханаана]]. |
+ | === Первые упоминания === | ||
- | + | Возможно, кениты упомянуты в форме к-н-й на египетском обелиске 12-й династии (начало 2 тысячелетия до н. э.), обнаруженном в Синае. Ряд сведений о первоначальном расселении кенитов дает и Библия (Быт. 15:19; Чис. 24:20–22; I Сам. 15:6). | |
- | + | Интересен факт, что тесть [[Моисей|Моисея]], жрец [[Мидианиты|мидианитов]] Ховав (см. [[Итро]]), назван также кенитом (Суд. 1:16; 4:11). Видимо, смешение определенной части мидианитов с кенитами иногда приводило к их отождествлению. | |
+ | === Вклад кенитов в древнееврейскую религию === | ||
- | + | Важная роль, отводимая Библией семье Ховава-Итро, породила предположения (см. [[Во, Ролан Де|Р. де Во]] и др.) о значительном вкладе кенитов в развитие древнееврейской религии, вплоть до теории о том, что имя [[Бог|Бога]] Яхве было первоначально кенитским. | |
+ | О поселении кенитов в Иудее сказано: «Сыны тестя Моисеева, кенита, пошли из Города Пальм [Иерихона?] с сынами Иехуды в пустыню Иудейскую, в Негев-Арад» (Суд. 1:16). | ||
+ | |||
+ | Поэтому предполагается, что обнаруженное в [[Арад|Араде]] святилище 11 в. до н. э. принадлежало кенитам и в нем служили жрецы рода Ховава (подробнее см. [[Арад|Арад]]). | ||
+ | |||
+ | В царствование Саула были известны «кенитский Негев» и «города кенитов» к югу от Иудеи (I Сам. 27:10; 30:29), позднее вошедшие в ее пределы. Имя кениты, возможно, сохранилось в названиях иудейских городов Кина и Каин (ИбН. 15:22, 57). | ||
+ | === Период Судей === | ||
+ | |||
+ | Еще ранее, в период Судей, от клана Ховава отделилось семейство кенита Хевера и переселилось на север, в район [[Изреельская Долина|Изреельской долины]], где продолжало жить в шатрах; во времена [[Дебора|Деборы]] жена Хевера Яэль помогла израильтянам, убив ханаанейского полководца Сисру (Суд. 4:11, 17–22; 5:24–27). | ||
+ | === Период израильских царей === | ||
+ | |||
Видимо, уже при первых израильских царях завершается процесс слияния кенитов с иудеями, чему способствовали давние дружественные отношения между кенитами и Израилем. Книга Хроник (I Хр. 2:55) возводит к кенитам (здесь — киним) [[Рехавиты|рехавитов]] — группу, видимо, придерживавшуюся архаических форм еврейской религии. | Видимо, уже при первых израильских царях завершается процесс слияния кенитов с иудеями, чему способствовали давние дружественные отношения между кенитами и Израилем. Книга Хроник (I Хр. 2:55) возводит к кенитам (здесь — киним) [[Рехавиты|рехавитов]] — группу, видимо, придерживавшуюся архаических форм еврейской религии. | ||
+ | === Собирательное обозначение кенитов — «Каин» === | ||
+ | |||
+ | Ввиду совпадения собирательного обозначения кенитов — «Каин» с именем [[Каин|Каина]], сына [[Адам|Адама]], выдвигались предположения о том, что Каин считался эпонимом кенитов, причем осуждение его на вечные скитания связано с кочевым образом жизни последних. | ||
+ | |||
+ | С точки зрения этимологии и семантики, имя Каин связывают с арабским кайн, арамейским кинаа — `кузнец`; и действительно, Тувал-Каин — потомок Каина — зовется «ковачом всякой меди и железа» (Быт. 4:22). | ||
- | + | По всей вероятности, кениты были в основном бродячими кузнецами и занимались металлургией на всех стадиях производства и обработки металлов. Это ремесло было в древности характерно для кочевых племен, подобных бедуинским племенам Сулейб (Слейб) и Суна, которые были кузнецами и оружейниками. | |
{{ElevenCopyRight|12053|КЕНИТЫ}} | {{ElevenCopyRight|12053|КЕНИТЫ}} |
Версия 17:21, 30 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Кениты (הַקֵּינִי, hа-кейни, קַיִן, Каин), племя или группа кланов, кочевавших в Синае, Негеве и на юге Иудеи, а позднее проникавших и на север Ханаана.
Содержание |
Первые упоминания
Возможно, кениты упомянуты в форме к-н-й на египетском обелиске 12-й династии (начало 2 тысячелетия до н. э.), обнаруженном в Синае. Ряд сведений о первоначальном расселении кенитов дает и Библия (Быт. 15:19; Чис. 24:20–22; I Сам. 15:6).
Интересен факт, что тесть Моисея, жрец мидианитов Ховав (см. Итро), назван также кенитом (Суд. 1:16; 4:11). Видимо, смешение определенной части мидианитов с кенитами иногда приводило к их отождествлению.
Вклад кенитов в древнееврейскую религию
Важная роль, отводимая Библией семье Ховава-Итро, породила предположения (см. Р. де Во и др.) о значительном вкладе кенитов в развитие древнееврейской религии, вплоть до теории о том, что имя Бога Яхве было первоначально кенитским.
О поселении кенитов в Иудее сказано: «Сыны тестя Моисеева, кенита, пошли из Города Пальм [Иерихона?] с сынами Иехуды в пустыню Иудейскую, в Негев-Арад» (Суд. 1:16).
Поэтому предполагается, что обнаруженное в Араде святилище 11 в. до н. э. принадлежало кенитам и в нем служили жрецы рода Ховава (подробнее см. Арад).
В царствование Саула были известны «кенитский Негев» и «города кенитов» к югу от Иудеи (I Сам. 27:10; 30:29), позднее вошедшие в ее пределы. Имя кениты, возможно, сохранилось в названиях иудейских городов Кина и Каин (ИбН. 15:22, 57).
Период Судей
Еще ранее, в период Судей, от клана Ховава отделилось семейство кенита Хевера и переселилось на север, в район Изреельской долины, где продолжало жить в шатрах; во времена Деборы жена Хевера Яэль помогла израильтянам, убив ханаанейского полководца Сисру (Суд. 4:11, 17–22; 5:24–27).
Период израильских царей
Видимо, уже при первых израильских царях завершается процесс слияния кенитов с иудеями, чему способствовали давние дружественные отношения между кенитами и Израилем. Книга Хроник (I Хр. 2:55) возводит к кенитам (здесь — киним) рехавитов — группу, видимо, придерживавшуюся архаических форм еврейской религии.
Собирательное обозначение кенитов — «Каин»
Ввиду совпадения собирательного обозначения кенитов — «Каин» с именем Каина, сына Адама, выдвигались предположения о том, что Каин считался эпонимом кенитов, причем осуждение его на вечные скитания связано с кочевым образом жизни последних.
С точки зрения этимологии и семантики, имя Каин связывают с арабским кайн, арамейским кинаа — `кузнец`; и действительно, Тувал-Каин — потомок Каина — зовется «ковачом всякой меди и железа» (Быт. 4:22).
По всей вероятности, кениты были в основном бродячими кузнецами и занимались металлургией на всех стадиях производства и обработки металлов. Это ремесло было в древности характерно для кочевых племен, подобных бедуинским племенам Сулейб (Слейб) и Суна, которые были кузнецами и оружейниками.