Лакатос, Имре
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
|сайт = | |сайт = | ||
}} | }} | ||
- | '''И́мре Лака́тос''' (по-венгерски ''Лакатош'' — {{lang-hu|Imre Lakatos}}, настоящие имя и фамилия ''Аврум | + | '''И́мре Лака́тос''' (по-венгерски ''Лакатош'' — {{lang-hu|Imre Lakatos}}, настоящие имя и фамилия ''Аврум Липошиц''; [[9 ноября]] [[1922]], [[Дебрецен]] — [[2 февраля]] [[1974]], [[Лондон]]) — английский философ науки венгерского происхождения. |
- | == Биография == | + | == Биография == |
Родился в [[Дебрецен]]е в [[еврей]]ской семье, ученик [[Лукач, Дьёрдь|Дьёрдя Лукача]]. Во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] был участником антифашистского [[движение Сопротивления|Сопротивления]]. В это же время из-за начавшихся преследований евреев (его мать и бабушка погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]) был вынужден сменить фамилию на Молнар (по-венгерски — Мельник), затем на Лакатос (эту же фамилию носил премьер-министр [[Лакатос, Геза|Геза Лакатос]], выступивший против уничтожения венгерских евреев). Существует и другая точка зрения, по которой «пролетарскую» фамилию Лакатос (Слесарь) он принял, устроившись на работу в правительство Венгерской народной республики. | Родился в [[Дебрецен]]е в [[еврей]]ской семье, ученик [[Лукач, Дьёрдь|Дьёрдя Лукача]]. Во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] был участником антифашистского [[движение Сопротивления|Сопротивления]]. В это же время из-за начавшихся преследований евреев (его мать и бабушка погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]) был вынужден сменить фамилию на Молнар (по-венгерски — Мельник), затем на Лакатос (эту же фамилию носил премьер-министр [[Лакатос, Геза|Геза Лакатос]], выступивший против уничтожения венгерских евреев). Существует и другая точка зрения, по которой «пролетарскую» фамилию Лакатос (Слесарь) он принял, устроившись на работу в правительство Венгерской народной республики. | ||
- | После войны учился в аспирантуре [[Московский государственный университет|Московского университета]] под руководством [[Яновская, Софья Александровна|С. А. Яновской]]. Короткое время был функционером Министерства образования коммунистической Венгрии. В это время он находился под сильным влиянием идей своих соотечественников [[Лукач, Дьёрдь|Дьёрдя Лукача]], [[Пойа, Дьёрдь|Дьёрдя Пойа]] и Шандора Карачоня. Во времена культа личности [[Ракоши, Матьяш|Ракоши]] в [[1950]]—[[1953]] гг. был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился в заключении. Во время [[Венгерская революция 1956 года|Венгерской революции]] [[25 ноября]] [[1956]] г. бежал на Запад через Австрию. С [[1958]] г. постоянно жил в Великобритании, с [[1969]] г. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Умер в 1974 г. в возрасте 51 года от [[инсульт|кровоизлияния в мозг]]. | + | Окончил университет в Дебрецене (1944), аспирантуру в Будапеште (1945–46) и Москве (1949). После войны учился в аспирантуре [[Московский государственный университет|Московского университета]] под руководством [[Яновская, Софья Александровна|С. А. Яновской]]. Короткое время ( 1947-50 гг.) был функционером Министерства образования коммунистической Венгрии. В это время он находился под сильным влиянием идей своих соотечественников [[Лукач, Дьёрдь|Дьёрдя Лукача]], [[Пойа, Дьёрдь|Дьёрдя Пойа]] и Шандора Карачоня. Во времена культа личности [[Ракоши, Матьяш|Ракоши]] в [[1950]]—[[1953]] гг. был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился в заключении (1950-53). Освобожден после смерти [[Сталин|И. Сталина]] и ухода с поста премьер-министра [[Ракоши, Матьяш|М. Ракоши]]. Работал переводчиком в Научно-исследовательском институте математики Венгерской академии наук (1954–56). Во время [[Венгерская революция 1956 года|Венгерской революции]] [[25 ноября]] [[1956]] г. бежал на Запад через Австрию. В 1957–58 гг. — докторант Кембриджского университета (степень доктора — 1958 г.). С [[1958]] г. постоянно жил в Великобритании, с [[1969]] г. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук, был преподавателем, затем профессором логики. Умер в 1974 г. в возрасте 51 года от [[инсульт|кровоизлияния в мозг]]. |
== Методология исследовательских программ == | == Методология исследовательских программ == | ||
+ | Лакатос оспаривал традиционное представление о математике как о чисто дедуктивной науке, где теоремы строго выводятся из неоспоримых аксиом и постулатов. По мнению Лакатос, предмет математики является «квазиэмпирическим» и не чисто формальным, но содержательным. | ||
+ | |||
Лакатос — автор ''[[научно-исследовательская программа|теории и методологии научно-исследовательских программ]]'', в рамках которых, вслед за [[Поппер, Карл Рэймонд|Карлом Поппером]], развил принцип ''[[Фальсифицируемость|фальсификации]]'' до степени, названной им ''утончённым фальсификационизмом''. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией [[Кун, Томас Сэмюэл|Томаса Куна]]. | Лакатос — автор ''[[научно-исследовательская программа|теории и методологии научно-исследовательских программ]]'', в рамках которых, вслед за [[Поппер, Карл Рэймонд|Карлом Поппером]], развил принцип ''[[Фальсифицируемость|фальсификации]]'' до степени, названной им ''утончённым фальсификационизмом''. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией [[Кун, Томас Сэмюэл|Томаса Куна]]. | ||
+ | |||
+ | Разделяя веру Поппера в универсальный критерий научной рациональности, в противоположность своим современникам [[Кун, Томас Сэмюэл|Т. С. Куну]] и [[Полани, Майкл|М. Полани]], Лакатос разрабатывал предложенную Поппером методологическую исследовательскую программу с большим упором на рационально реконструированную историю, использующую конкретные примеры. По словам Лакатоса, «философия науки без истории науки пуста; история науки без философии слепа». | ||
+ | |||
+ | == Философия науки == | ||
+ | Главное достижение Лакатоса в философии науки — постулирование исследовательских программ как ключа к пониманию прогресса теоретической науки. В отличие от Поппера, считавшего, что критерий фальсифицируемости применим к индивидуальным теориям, Лакатос считал исследовательские программы, включающие серии теорий и содержащие как фальсифицируемые, так и нефальсифицируемые элементы, более пригодными для оценки долговечности научных теорий и рациональности их отвержения. | ||
Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ», состоящих из ''«жёсткого ядра»'' априорно принятых в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы, и ''«предохранительного пояса»'' вспомогательных [[Гипотеза ad hoc|гипотез ad hoc]], видоизменяющихся и приспосабливающихся к контрпримерам программы. Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей. | Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ», состоящих из ''«жёсткого ядра»'' априорно принятых в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы, и ''«предохранительного пояса»'' вспомогательных [[Гипотеза ad hoc|гипотез ad hoc]], видоизменяющихся и приспосабливающихся к контрпримерам программы. Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей. | ||
Строка 55: | Строка 62: | ||
Сама книга написана не в форме исторического исследования, а в форме школьного диалога. Используя диалогический метод, Лакатос искусственно конструирует проблемную ситуацию, в которой происходит формирование понятия «эйлерового многогранника». Рациональная реконструкция у Лакатоса не воспроизводит все детали реальной истории, но создается специально в целях рационального объяснения развития научного знания. | Сама книга написана не в форме исторического исследования, а в форме школьного диалога. Используя диалогический метод, Лакатос искусственно конструирует проблемную ситуацию, в которой происходит формирование понятия «эйлерового многогранника». Рациональная реконструкция у Лакатоса не воспроизводит все детали реальной истории, но создается специально в целях рационального объяснения развития научного знания. | ||
- | == | + | Отношение философов и ученых к идеям Лакатоса было неоднозначным. Несмотря на возражения некоторых из них, исследовательские программы Лакатоса стали частью современной философии науки. |
+ | |||
+ | == Основные произведения Лакатоса == | ||
+ | «Доказательства и опровержения: логика математических открытий» (1976) | ||
+ | «Философские статьи» (т. 1 — «Методология научно-исследовательских программ», т. 2 — «Математика, наука и эпистемология», 1978). | ||
+ | |||
+ | == Ссылки на сочинения == | ||
* Лакатос И. [http://www.math.ru/lib/book/djvu/algebra/lakatos.djvu Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы]. Пер. И. Н. Веселовского. М.: Наука, 1967. | * Лакатос И. [http://www.math.ru/lib/book/djvu/algebra/lakatos.djvu Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы]. Пер. И. Н. Веселовского. М.: Наука, 1967. | ||
* Лакатос И. [http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000329/index.shtml Фальсификация и методология научно-исследовательских программ]. М.: Медиум, 1995. | * Лакатос И. [http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000329/index.shtml Фальсификация и методология научно-исследовательских программ]. М.: Медиум, 1995. | ||
Строка 61: | Строка 74: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | [[Категория:Наука ]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Строка 91: | Строка 100: | ||
[[tr:Imre Lakatos]] | [[tr:Imre Lakatos]] | ||
[[uk:Імре Лакатош]]{{WikiCopyRight}} | [[uk:Імре Лакатош]]{{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12308|ЛАКАТОС}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 15:14, 17 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Имре Лакатос | |
венг. Imre Lakatos | |
Файл:Lakatos 2.jpg Имре Лакатос |
|
Дата рождения: |
9 ноября 1922 |
---|---|
Место рождения: |
Дебрецен |
Дата смерти: |
2 февраля 1974 |
Место смерти: |
И́мре Лака́тос (по-венгерски Лакатош — венг. Imre Lakatos, настоящие имя и фамилия Аврум Липошиц; 9 ноября 1922, Дебрецен — 2 февраля 1974, Лондон) — английский философ науки венгерского происхождения.
== Биография ==
Родился в Дебрецене в еврейской семье, ученик Дьёрдя Лукача. Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. В это же время из-за начавшихся преследований евреев (его мать и бабушка погибли в Освенциме) был вынужден сменить фамилию на Молнар (по-венгерски — Мельник), затем на Лакатос (эту же фамилию носил премьер-министр Геза Лакатос, выступивший против уничтожения венгерских евреев). Существует и другая точка зрения, по которой «пролетарскую» фамилию Лакатос (Слесарь) он принял, устроившись на работу в правительство Венгерской народной республики.
Окончил университет в Дебрецене (1944), аспирантуру в Будапеште (1945–46) и Москве (1949). После войны учился в аспирантуре Московского университета под руководством С. А. Яновской. Короткое время ( 1947-50 гг.) был функционером Министерства образования коммунистической Венгрии. В это время он находился под сильным влиянием идей своих соотечественников Дьёрдя Лукача, Дьёрдя Пойа и Шандора Карачоня. Во времена культа личности Ракоши в 1950—1953 гг. был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился в заключении (1950-53). Освобожден после смерти И. Сталина и ухода с поста премьер-министра М. Ракоши. Работал переводчиком в Научно-исследовательском институте математики Венгерской академии наук (1954–56). Во время Венгерской революции 25 ноября 1956 г. бежал на Запад через Австрию. В 1957–58 гг. — докторант Кембриджского университета (степень доктора — 1958 г.). С 1958 г. постоянно жил в Великобритании, с 1969 г. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук, был преподавателем, затем профессором логики. Умер в 1974 г. в возрасте 51 года от кровоизлияния в мозг.
Содержание |
Методология исследовательских программ
Лакатос оспаривал традиционное представление о математике как о чисто дедуктивной науке, где теоремы строго выводятся из неоспоримых аксиом и постулатов. По мнению Лакатос, предмет математики является «квазиэмпирическим» и не чисто формальным, но содержательным.
Лакатос — автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых, вслед за Карлом Поппером, развил принцип фальсификации до степени, названной им утончённым фальсификационизмом. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна.
Разделяя веру Поппера в универсальный критерий научной рациональности, в противоположность своим современникам Т. С. Куну и М. Полани, Лакатос разрабатывал предложенную Поппером методологическую исследовательскую программу с большим упором на рационально реконструированную историю, использующую конкретные примеры. По словам Лакатоса, «философия науки без истории науки пуста; история науки без философии слепа».
Философия науки
Главное достижение Лакатоса в философии науки — постулирование исследовательских программ как ключа к пониманию прогресса теоретической науки. В отличие от Поппера, считавшего, что критерий фальсифицируемости применим к индивидуальным теориям, Лакатос считал исследовательские программы, включающие серии теорий и содержащие как фальсифицируемые, так и нефальсифицируемые элементы, более пригодными для оценки долговечности научных теорий и рациональности их отвержения.
Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ», состоящих из «жёсткого ядра» априорно принятых в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы, и «предохранительного пояса» вспомогательных гипотез ad hoc, видоизменяющихся и приспосабливающихся к контрпримерам программы. Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей.
Главным критерием научности программы Лакатос называет прирост фактического знания за счёт её предсказательной силы. Пока программа даёт прирост знания, работа учёного в её рамках «рациональна». Когда программа теряет предсказательную силу и начинает работать только на «пояс» вспомогательных гипотез, Лакатос предписывает отказаться от её дальнейшего развития. Однако при этом указывается, что в отдельных случаях исследовательская программа переживает свой внутренний кризис и снова даёт научные результаты; таким образом, «верность» учёного избранной программе даже во время кризиса признаётся Лакатосом «рациональной».
Метод рациональных реконструкций
Метод рациональных реконструкций истории науки применён Лакатосом в книге Доказательства и опровержения к истории доказательств теоремы Декарта-Эйлера-Коши о соотношении между числом вершин, рёбер и граней произвольного многогранника. При этом в подстрочных примечаниях Лакатос даёт более широкую картину истории математики, особенно — истории математического анализа и программ обоснования математики в XIX и начале XX века. Лакатос обсуждает историю математики как цепочку, в которой
«проверка обычного доказательства часто представляет очень деликатное предприятие, и, чтобы напасть на „ошибку“, требуется столько же интуиции и счастья, сколько и для того, чтобы натолкнуться на доказательство; открытие „ошибок“ в неформальных доказательствах иногда может потребовать десятилетий, если не столетий. Неформальная квазиэмпирическая математика не развивается как монотонное возрастание количества несомненно доказанных теорем, но только через непрерывное улучшение догадок при помощи размышления и критики, при помощи логики доказательств и опровержений».
Сама книга написана не в форме исторического исследования, а в форме школьного диалога. Используя диалогический метод, Лакатос искусственно конструирует проблемную ситуацию, в которой происходит формирование понятия «эйлерового многогранника». Рациональная реконструкция у Лакатоса не воспроизводит все детали реальной истории, но создается специально в целях рационального объяснения развития научного знания.
Отношение философов и ученых к идеям Лакатоса было неоднозначным. Несмотря на возражения некоторых из них, исследовательские программы Лакатоса стали частью современной философии науки.
Основные произведения Лакатоса
«Доказательства и опровержения: логика математических открытий» (1976) «Философские статьи» (т. 1 — «Методология научно-исследовательских программ», т. 2 — «Математика, наука и эпистемология», 1978).
Ссылки на сочинения
- Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского. М.: Наука, 1967.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
- Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2001.
ca:Imre Lakatos cs:Imre Lakatosfa:ایمره لاکاتوش fi:Imre Lakatoshr:Imre Lakatos hu:Lakatos Imrenl:Imre Lakatos no:Imre Lakatos pl:Imre Lakatos pt:Imre Lakatos ro:Imre Lakatos sk:Imre Lakatos sv:Imre Lakatos tr:Imre LakatosУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.