Изевель (дочь царя Тира Этбаала)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Изевель''' (אִיזֶבֶל; середина 9 в. до н. э.), дочь царя [[Тира]] Этбаала, жена израильского царя [[Ахав|Ахава]] и мать его сыновей, израильских царей Ахазии и [[Иорам|Иорама]]. | + | '''Изевель''' (אִיזֶבֶל; середина 9 в. до н. э.), дочь царя [[Тира]] Этбаала, жена израильского царя [[Ахав|Ахава]] и мать его сыновей, израильских царей Ахазии и [[Иорам|Иорама]]. |
+ | === Проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство === | ||
+ | В браке финикийской царевны Изевель с царем Израиля нашел выражение союз Израильского царства с Тиром, начало которому было положено отцом Ахава [[Омри]]. Результатом этого союза было проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство, что отразилось и на религиозном культе: Изевель учредила в Израильском царстве культ Ваала Тирского (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]), а Ахав построил для нее храм Ваала в Самарии. | ||
+ | === Возникновение оппозиционного движения === | ||
+ | |||
+ | Проникновение чуждых культурных элементов и, в первую очередь, введение культа Ваала привело к возникновению оппозиционного пророческого движения во главе с пророком [[Илия|Илией]]. | ||
+ | === Изевель сильная личность, насаждающая культ бога Финикии === | ||
+ | |||
+ | В библейских рассказах об Илии Изевель выступает как воплощение врагов Бога Израиля и Его пророков, как сильная личность, фанатически насаждающая культ бога своей родины. Очевидно, Изевель пользовалась немалым влиянием, что следует, в частности, из библейского эпизода о Навоте, отказавшемся продать свой виноградник царю: по инспирированному Изевель ложному обвинению в богохульстве и оскорблении царя Навота присудили к побитию камнями. Это убийство находит в Библии самое суровое моральное осуждение и навлекает проклятие на дом Ахава (I Ц. 21:19–24). | ||
+ | === Влияние Изевель при правлении ее сыновей === | ||
Весьма значительным было, по-видимому, влияние Изевель как «матери царя» и при правлении ее сыновей Ахазии и Иорама (I Ц. 22:52–53; II Ц. 9:22). Когда [[Иеху]], убив Иорама (841 до н. э.), прибыл в царский дворец в [[Изреэль|Изреэле]], Изевель встретила его с мужественным презрением. Иеху приказал выбросить Изевель из окна дворца; когда позднее он распорядился похоронить Изевель, поскольку она была «царская дочь», оказалось, что псы растерзали ее тело — конец, который предрек ей пророк Илия (II Ц. 9:30–37). | Весьма значительным было, по-видимому, влияние Изевель как «матери царя» и при правлении ее сыновей Ахазии и Иорама (I Ц. 22:52–53; II Ц. 9:22). Когда [[Иеху]], убив Иорама (841 до н. э.), прибыл в царский дворец в [[Изреэль|Изреэле]], Изевель встретила его с мужественным презрением. Иеху приказал выбросить Изевель из окна дворца; когда позднее он распорядился похоронить Изевель, поскольку она была «царская дочь», оказалось, что псы растерзали ее тело — конец, который предрек ей пророк Илия (II Ц. 9:30–37). | ||
Версия 17:52, 16 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Изевель (אִיזֶבֶל; середина 9 в. до н. э.), дочь царя Тира Этбаала, жена израильского царя Ахава и мать его сыновей, израильских царей Ахазии и Иорама.
Содержание |
Проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство
В браке финикийской царевны Изевель с царем Израиля нашел выражение союз Израильского царства с Тиром, начало которому было положено отцом Ахава Омри. Результатом этого союза было проникновение финикийского культурного влияния в Израильское царство, что отразилось и на религиозном культе: Изевель учредила в Израильском царстве культ Ваала Тирского (см. Ваала культ), а Ахав построил для нее храм Ваала в Самарии.
Возникновение оппозиционного движения
Проникновение чуждых культурных элементов и, в первую очередь, введение культа Ваала привело к возникновению оппозиционного пророческого движения во главе с пророком Илией.
Изевель сильная личность, насаждающая культ бога Финикии
В библейских рассказах об Илии Изевель выступает как воплощение врагов Бога Израиля и Его пророков, как сильная личность, фанатически насаждающая культ бога своей родины. Очевидно, Изевель пользовалась немалым влиянием, что следует, в частности, из библейского эпизода о Навоте, отказавшемся продать свой виноградник царю: по инспирированному Изевель ложному обвинению в богохульстве и оскорблении царя Навота присудили к побитию камнями. Это убийство находит в Библии самое суровое моральное осуждение и навлекает проклятие на дом Ахава (I Ц. 21:19–24).
Влияние Изевель при правлении ее сыновей
Весьма значительным было, по-видимому, влияние Изевель как «матери царя» и при правлении ее сыновей Ахазии и Иорама (I Ц. 22:52–53; II Ц. 9:22). Когда Иеху, убив Иорама (841 до н. э.), прибыл в царский дворец в Изреэле, Изевель встретила его с мужественным презрением. Иеху приказал выбросить Изевель из окна дворца; когда позднее он распорядился похоронить Изевель, поскольку она была «царская дочь», оказалось, что псы растерзали ее тело — конец, который предрек ей пророк Илия (II Ц. 9:30–37).