"hа-поэль hа-цаир" (партия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
'''Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р''' ({{lang-he|הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר}}, ''Молодой рабочий''; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — [[Сионизм|сионистское]] рабочее движение, позже — партия, действовавшая в [[Палестина|Палестине]] с 1905 по 1929 год на принципах [[Социалистический сионизм|социалистического сионизма]]. В 1930 году объединилась с «[[Ахдут hа-Авода]]» в партию [[МАПАЙ]]. | '''Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р''' ({{lang-he|הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר}}, ''Молодой рабочий''; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — [[Сионизм|сионистское]] рабочее движение, позже — партия, действовавшая в [[Палестина|Палестине]] с 1905 по 1929 год на принципах [[Социалистический сионизм|социалистического сионизма]]. В 1930 году объединилась с «[[Ахдут hа-Авода]]» в партию [[МАПАЙ]]. | ||
- | + | == Создание и идеология == | |
+ | [[Файл:Shlomo Zemach.jpg|thumb|right|150px|Шломо Цемах, один из основателей «Ѓа-поэль hа-цаир»]] | ||
+ | У истоков движения «Ѓа-поэль hа-цаир» стояли деятели [[Вторая алия|Второй алии]], в числе которых был [[Цемах, Шломо|Шломо Цемах]]. Первая ячейка организации была создана в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал [[Ааронович, Йосеф|Йосеф Ааронович]], бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии с 1930 г. печатного органа партии [[МАПАЙ]]).<ref>Газета выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г. Она внесла огромный вклад в развитие литературы на [[иврит]]е в Эрец-Исраэль. Идеолог Ѓа-поэль hа-цаир [[Гордон, Аарон Давид|А. Д. Гордон]] опубликовал в этой газете большинство своих статей.</ref> | ||
+ | Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы [[сионизм]]а необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (''Кивуш hа-авода'', {{lang-en|כיבוש העבודה}}, в буквальном переводе ''Завоевание труда''), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно [[Краткая еврейская энциклопедия|Краткой еврейской энциклопедии]], «Ѓа-поэль hа-цаир» стал первой рабочей партией в [[Страна Израиля|Палестине]]. | ||
- | + | Платформа выдвигала также требование распространения идеи ''кивуш hа-авода'' среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи кивуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в [[Эрец-Исраэль]]. Ѓа-поэль hа-цаир играл центральную роль в создании [[кибуц]]ного и [[мошав]]ного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения Ѓа-поэль hа-цаир выступал за создание как кибуцов, так и мошавов. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | Идейно движение | + | Идейно движение «Ѓа-поэль hа-цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «[[Поалей Цион]]», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре<ref>Halpern, Reinharz, p. 158.</ref>, в частности, критикуя её выраженную [[Социалистический сионизм|социалистическую]] программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир», была непригодна для Палестины того времени. |
- | Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры | + | Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Хаимом Арлозоровым]] на основе теорий [[Ландауэр, Густав|Густава Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|Мартина Бубера]] (последний сам принимал участие в деятельности «Ѓа-поэль hа-цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды [[Еврейский легион (1917-1919)|«Еврейского легиона»]] в годы [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], мало кто из членов второй организации пошёл воевать.<ref>Halpern, Reinharz, p. 177.</ref> |
+ | |||
+ | В «Ѓа-поэль hа-цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на [[идиш]] и его популяризацию в странах рассеяния<ref>В 1907 г. начал выходить печатный орган [[Поалей Цион]] на [[идиш]] — «Онфанг» (позднее стал печататься на [[иврит]]е), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния.</ref> и поддерживали возрождение [[иврит]]а, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ѓа-поэль hа-цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»<ref>Halpern, Reinharz, p. 159.</ref>. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали. | ||
+ | |||
+ | Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры. | ||
== Поселенческая деятельность == | == Поселенческая деятельность == | ||
- | Принцип '' | + | Принцип ''Кивуш hа-авода'' на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ѓа-поэль hа-цаир» был {{не переведено|есть=:he:יוסף ויתקין|надо=Виткин, Иосиф|текст=Йосеф Виткин|язык=иврит}}<ref>{{ЭЕЭ|10937|Виткин Иосеф}}</ref>. Движение «Ѓа-поэль hа-цаир» принимало активное участие в создании на территории Палестины [[кибуц]]ев и [[мошав]]ов, не отдавая предпочтения одной форме коллективного хозяйствования перед другой. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца [[Дгания]], так и первого мошава [[Нахалаль]]. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «[[Ха-Шомер]]», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион»<ref name="Eleven" />. |
== Политика и общественная деятельность == | == Политика и общественная деятельность == | ||
- | Начиная с VIII [[Всемирный сионистский конгресс|Всемирного сионистского конгресса]] в [[1907 год]]у | + | Начиная с VIII [[Всемирный сионистский конгресс|Всемирного сионистского конгресса]] в [[1907 год]]у «Ѓа-поэль hа-цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В [[1921 год]]у лидер движения [[Шпринцак, Иосиф|Йосеф Шпринцак]] стал членом исполкома [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]] и, как указывает Электронная еврейская энциклопедия, первым представителем рабочих партий Палестины в его составе<ref name="Eleven" />. |
- | В странах рассеяния | + | В странах рассеяния «Ѓа-поэль hа-цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир» [[Гордон, Аарон Давид|Аарона Давида Гордона]]<ref>{{ЭЕЭ|11263|Гордон Ахарон Давид}}</ref>) и {{не переведено|есть=:he:צעירי ציון|надо=Цеирей Цион|язык=иврит}}. Апогеем работы в диаспоре стало создание в [[1920 год]]у Всемирной организации «Ѓа-поэль hа-цаир»<ref name="Eleven" />. |
- | Наряду с одноимённой газетой, движение | + | Наряду с одноимённой газетой, движение «Ѓа-поэль hа-цаир» выпускало с [[1919 год|1919]] по [[1921 год]] ежемесячник «[[Маабарот]]» литературно-публицистического содержания (редактор [[Фихман, Яков Ильич|Яков Фихман]]). Под эгидой движения также действовало издательство «Ѓа-поэль hа-цаир», выпускавшее научные брошюры на [[иврит]]е<ref name="Eleven" />. |
- | После создания [[Гистадрут|Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут)]], в котором | + | После создания [[Гистадрут|Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут)]], в котором «Ѓа-поэль hа-цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «[[Ахдут ха-Авода]]», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде [[1929 год]]а большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название [[МАПАЙ]] ({{lang-he|מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל}}, ''Мифлегет поалей Эрец-Исраэль'', дословно — ''Рабочая партия Земли Израиля'')<ref name="Eleven" />. |
== Источники и ссылки == | == Источники и ссылки == | ||
Строка 50: | Строка 55: | ||
<!-- | <!-- | ||
- | |||
- | |||
- | |||
Во время основания Ха-По‘эл ха-ца‘ир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в мошавот (см. Мошава). Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» (см. Киббуц) и первого мошава — Нахалал. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок Ха-Шомер, созданного По‘алей Цион. | Во время основания Ха-По‘эл ха-ца‘ир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в мошавот (см. Мошава). Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» (см. Киббуц) и первого мошава — Нахалал. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок Ха-Шомер, созданного По‘алей Цион. |
Версия 16:47, 16 мая 2012
Регулярная исправленная статья | |
Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р (ивр. הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, Молодой рабочий; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — сионистское рабочее движение, позже — партия, действовавшая в Палестине с 1905 по 1929 год на принципах социалистического сионизма. В 1930 году объединилась с «Ахдут hа-Авода» в партию МАПАЙ.
Содержание |
Создание и идеология
У истоков движения «Ѓа-поэль hа-цаир» стояли деятели Второй алии, в числе которых был Шломо Цемах. Первая ячейка организации была создана в Петах-Тикве. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал Йосеф Ааронович, бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии с 1930 г. печатного органа партии МАПАЙ).[1]
Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы сионизма необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (Кивуш hа-авода, англ. כיבוש העבודה, в буквальном переводе Завоевание труда), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно Краткой еврейской энциклопедии, «Ѓа-поэль hа-цаир» стал первой рабочей партией в Палестине.
Платформа выдвигала также требование распространения идеи кивуш hа-авода среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи кивуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. Ѓа-поэль hа-цаир играл центральную роль в создании кибуцного и мошавного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения Ѓа-поэль hа-цаир выступал за создание как кибуцов, так и мошавов.
Идейно движение «Ѓа-поэль hа-цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «Поалей Цион», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре[2], в частности, критикуя её выраженную социалистическую программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир», была непригодна для Палестины того времени.
Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную Хаимом Арлозоровым на основе теорий Густава Ландауэра и Мартина Бубера (последний сам принимал участие в деятельности «Ѓа-поэль hа-цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды «Еврейского легиона» в годы Первой мировой войны, мало кто из членов второй организации пошёл воевать.[3]
В «Ѓа-поэль hа-цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на идиш и его популяризацию в странах рассеяния[4] и поддерживали возрождение иврита, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ѓа-поэль hа-цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»[5]. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали.
Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры.
Поселенческая деятельность
Принцип Кивуш hа-авода на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ѓа-поэль hа-цаир» был Йосеф Виткин[убрать шаблон][6]. Движение «Ѓа-поэль hа-цаир» принимало активное участие в создании на территории Палестины кибуцев и мошавов, не отдавая предпочтения одной форме коллективного хозяйствования перед другой. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца Дгания, так и первого мошава Нахалаль. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «Ха-Шомер», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион»[7].
Политика и общественная деятельность
Начиная с VIII Всемирного сионистского конгресса в 1907 году «Ѓа-поэль hа-цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В 1921 году лидер движения Йосеф Шпринцак стал членом исполкома Всемирной сионистской организации и, как указывает Электронная еврейская энциклопедия, первым представителем рабочих партий Палестины в его составе[7].
В странах рассеяния «Ѓа-поэль hа-цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир» Аарона Давида Гордона[8]) и Цеирей Цион[убрать шаблон]. Апогеем работы в диаспоре стало создание в 1920 году Всемирной организации «Ѓа-поэль hа-цаир»[7].
Наряду с одноимённой газетой, движение «Ѓа-поэль hа-цаир» выпускало с 1919 по 1921 год ежемесячник «Маабарот» литературно-публицистического содержания (редактор Яков Фихман). Под эгидой движения также действовало издательство «Ѓа-поэль hа-цаир», выпускавшее научные брошюры на иврите[7].
После создания Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут), в котором «Ѓа-поэль hа-цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «Ахдут ха-Авода», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде 1929 года большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название МАПАЙ (ивр. מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל, Мифлегет поалей Эрец-Исраэль, дословно — Рабочая партия Земли Израиля)[7].
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 9, кол. 637–638
- Ben Halpern, Jehuda Reinharz. The Young Workers. // Zionism and the creation of a new society. — NY: Oxford University Press, 1998. — P. 145—171. — 293 p. — ISBN 0-19-509209-0
Примечания
- ↑ Газета выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г. Она внесла огромный вклад в развитие литературы на иврите в Эрец-Исраэль. Идеолог Ѓа-поэль hа-цаир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 158.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 177.
- ↑ В 1907 г. начал выходить печатный орган Поалей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 159.
- ↑ Статья «Виткин Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокEleven
не указан текст - ↑ Статья «Гордон Ахарон Давид» в Электронной еврейской энциклопедии
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ха-По‘эл ха-ца‘ир в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.