"hа-поэль hа-цаир" (партия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | '''Ѓа- | + | '''Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р''' ({{lang-he|הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר}}, ''Молодой рабочий''; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — [[Сионизм|сионистское]] рабочее движение, позже — партия, действовавшая в [[Палестина|Палестине]] с 1905 по 1929 год на принципах [[Социалистический сионизм|социалистического сионизма]]. В 1930 году объединилась с «[[Ахдут hа-Авода]]» в партию [[МАПАЙ]]. |
+ | |||
+ | Основана членами [[Вторая алия|второй алии]] осенью 1905 г. в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]; среди инициаторов ее создания был Ш. Цемах. Ха-По‘эл ха-ца‘ир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими. | ||
+ | |||
== Создание и идеология == | == Создание и идеология == | ||
[[Файл:Shlomo Zemach.jpg|thumb|right|150px|Шломо Цемах, один из основателей «Ха-Поэль ха-Цаир»]] | [[Файл:Shlomo Zemach.jpg|thumb|right|150px|Шломо Цемах, один из основателей «Ха-Поэль ха-Цаир»]] | ||
- | У истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир» стояли деятели [[Вторая алия|Второй алии]], в числе которых был | + | У истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир» стояли деятели [[Вторая алия|Второй алии]], в числе которых был [[Цемах, Шломо|Шломо Цемах]]. Первая ячейка организации была создана в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал {{не переведено|есть=:he:יוסף אהרונוביץ'|надо=Ааронович, Йосеф|текст=Йосеф Ааронович|язык=иврит}}, бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии печатного органа партии [[МАПАЙ]]). Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы [[сионизм]]а необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (''Киббуш ха-авода'', {{lang-en|כיבוש העבודה}}, в буквальном переводе ''Завоевание труда''), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно [[Краткая еврейская энциклопедия|Краткой еврейской энциклопедии]], «Ха-Поэль ха-Цаир» стал первой рабочей партией в [[Палестина|Палестине]]<ref name="Eleven">{{ЭЕЭ|11065|Ха-По‘эл ха-ца‘ир}}</ref>. |
Идейно движение «Ха-Поэль ха-Цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «[[Поалей Цион]]», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре<ref>Halpern, Reinharz, p. 158.</ref>, в частности, критикуя её выраженную [[Социалистический сионизм|социалистическую]] программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир», была непригодна для Палестины того времени. Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Хаимом Арлозоровым]] на основе теорий [[Ландауэр, Густав|Густава Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|Мартина Бубера]] (последний сам принимал участие в деятельности «Ха-Поэль ха-Цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды [[Еврейский легион (1917-1919)|«Еврейского легиона»]] в годы [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], мало кто из членов второй организации пошёл воевать<ref>Halpern, Reinharz, p. 177.</ref>. В «Ха-Поэль ха-Цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на [[идиш]] и его популяризацию в странах рассеяния и поддерживали возрождение [[иврит]]а, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ха-Поэль ха-Цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»<ref>Halpern, Reinharz, p. 159.</ref>. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали<ref name="Eleven" />. | Идейно движение «Ха-Поэль ха-Цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «[[Поалей Цион]]», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре<ref>Halpern, Reinharz, p. 158.</ref>, в частности, критикуя её выраженную [[Социалистический сионизм|социалистическую]] программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир», была непригодна для Палестины того времени. Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Хаимом Арлозоровым]] на основе теорий [[Ландауэр, Густав|Густава Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|Мартина Бубера]] (последний сам принимал участие в деятельности «Ха-Поэль ха-Цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды [[Еврейский легион (1917-1919)|«Еврейского легиона»]] в годы [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], мало кто из членов второй организации пошёл воевать<ref>Halpern, Reinharz, p. 177.</ref>. В «Ха-Поэль ха-Цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на [[идиш]] и его популяризацию в странах рассеяния и поддерживали возрождение [[иврит]]а, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ха-Поэль ха-Цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»<ref>Halpern, Reinharz, p. 159.</ref>. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали<ref name="Eleven" />. | ||
Строка 33: | Строка 36: | ||
После создания [[Гистадрут|Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут)]], в котором «Ха-Поэль ха-Цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «[[Ахдут ха-Авода]]», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде [[1929 год]]а большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название [[МАПАЙ]] ({{lang-he|מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל}}, ''Мифлегет поалей Эрец-Исраэль'', дословно — ''Рабочая партия Земли Израиля'')<ref name="Eleven" />. | После создания [[Гистадрут|Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут)]], в котором «Ха-Поэль ха-Цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «[[Ахдут ха-Авода]]», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде [[1929 год]]а большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название [[МАПАЙ]] ({{lang-he|מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל}}, ''Мифлегет поалей Эрец-Исраэль'', дословно — ''Рабочая партия Земли Израиля'')<ref name="Eleven" />. | ||
+ | |||
+ | == Источники и ссылки == | ||
+ | * КЕЭ, том 9, кол. 637–638 | ||
+ | * {{книга |автор =Ben Halpern, Jehuda Reinharz. |часть =The Young Workers. |заглавие =Zionism and the creation of a new society |ссылка =http://books.google.ca/books?id=n_sj-6svy4EC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false |место =NY |издательство =Oxford University Press |год =1998 |pages =145—171 |allpages =293 |серия = |isbn =0-19-509209-0 |тираж =}} | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|11065|Ха-По‘эл ха-ца‘ир}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
[[Категория:Сионистские организации]] | [[Категория:Сионистские организации]] | ||
[[Категория:История Израиля]] | [[Категория:История Израиля]] | ||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | Детально платформа Ха-По‘эл ха-ца‘ир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии И. Ахароновичем, который был редактором газеты «Ха-По‘эл ха-ца‘ир» (выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; газета внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Эрец-Исраэль; идеолог Ха-По‘эл ха-ца‘ир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей; после создания Мапай в 1930 г. газета стала ее органом). Эта платформа выдвигала требование включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения, распространения идеи киббуш ха-‘авода (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи киббуш ха-‘авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. Ха-По‘эл ха-ца‘ир играл центральную роль в создании киббуцного и мошавного движений в стране (см. Киббуц, Мошав). В дискуссии о формах коллективного поселения Ха-По‘эл ха-ца‘ир выступал за создание как киббуцов, так и мошавов. | ||
+ | |||
+ | С момента своего создания Ха-По‘эл ха-ца‘ир выступал с критикой идеологии По‘алей Цион, считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Эрец-Исраэль. Разногласия касались также отношения к языку идиш. В 1907 г. начал выходить печатный орган По‘алей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности. | ||
+ | |||
+ | Во время основания Ха-По‘эл ха-ца‘ир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в мошавот (см. Мошава). Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» (см. Киббуц) и первого мошава — Нахалал. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок Ха-Шомер, созданного По‘алей Цион. | ||
+ | |||
+ | Идеология Ха-По‘эл ха-ца‘ир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии. | ||
+ | |||
+ | В период второй алии действовало издательство Ха-По‘эл ха-ца‘ир «Ла-‘ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После Первой мировой войны Ха-По‘эл ха-ца‘ир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Ма‘барот» (см. Ма‘бара) под редакцией Я. Фихмана. | ||
+ | |||
+ | Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. Сионистская организация), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями Це‘ирей Цион и Гордония в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация Ха-По‘эл ха-ца‘ир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член Ха-По‘эл ха-ца‘ир И. Шпринцак (1921). | ||
+ | |||
+ | Движение приняло участие в создании Хистадрута, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства Ахдут ха-‘Авода, которую оно рассматривало как ответвление мирового движения По‘алей Цион. В противоположность классовой идеологии По‘алей Цион, Ха-По‘эл ха-ца‘ир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную Х. Арлозоровым под влиянием идей Г. Ландауэра и М. Бубера (последний также был членом Ха-По‘эл ха-ца‘ир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции Ха-По‘эл ха-ца‘ир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут ха-‘Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — Мапай. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | --> |
Версия 16:24, 16 мая 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р (ивр. הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, Молодой рабочий; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — сионистское рабочее движение, позже — партия, действовавшая в Палестине с 1905 по 1929 год на принципах социалистического сионизма. В 1930 году объединилась с «Ахдут hа-Авода» в партию МАПАЙ.
Основана членами второй алии осенью 1905 г. в Петах-Тикве; среди инициаторов ее создания был Ш. Цемах. Ха-По‘эл ха-ца‘ир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.
Содержание |
Создание и идеология
У истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир» стояли деятели Второй алии, в числе которых был Шломо Цемах. Первая ячейка организации была создана в Петах-Тикве. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал Йосеф Ааронович (иврит), бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии печатного органа партии МАПАЙ). Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы сионизма необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (Киббуш ха-авода, англ. כיבוש העבודה, в буквальном переводе Завоевание труда), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно Краткой еврейской энциклопедии, «Ха-Поэль ха-Цаир» стал первой рабочей партией в Палестине[1].
Идейно движение «Ха-Поэль ха-Цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «Поалей Цион», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре[2], в частности, критикуя её выраженную социалистическую программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир», была непригодна для Палестины того времени. Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную Хаимом Арлозоровым на основе теорий Густава Ландауэра и Мартина Бубера (последний сам принимал участие в деятельности «Ха-Поэль ха-Цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды «Еврейского легиона» в годы Первой мировой войны, мало кто из членов второй организации пошёл воевать[3]. В «Ха-Поэль ха-Цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на идиш и его популяризацию в странах рассеяния и поддерживали возрождение иврита, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ха-Поэль ха-Цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»[4]. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали[1].
Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры[1].
Поселенческая деятельность
Принцип Киббуш ха-Авода на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ха-Поэль ха-Цаир» был Йосеф Виткин[убрать шаблон][5]. Движение «Ха-Поэль ха-Цаир» принимало активное участие в создании на территории Палестины кибуцев и мошавов, не отдавая предпочтения одной форме коллективного хозяйствования перед другой. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца Дгания, так и первого мошава Нахалаль. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «Ха-Шомер», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион»[1].
Политика и общественная деятельность
Начиная с VIII Всемирного сионистского конгресса в 1907 году «Ха-Поэль ха-Цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В 1921 году лидер движения Йосеф Шпринцак стал членом исполкома Всемирной сионистской организации и, как указывает Электронная еврейская энциклопедия, первым представителем рабочих партий Палестины в его составе[1].
В странах рассеяния «Ха-Поэль ха-Цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир» Аарона Давида Гордона[6]) и Цеирей Цион[убрать шаблон]. Апогеем работы в диаспоре стало создание в 1920 году Всемирной организации «Ха-Поэль ха-Цаир»[1].
Наряду с одноимённой газетой, движение «Ха-Поэль ха-Цаир» выпускало с 1919 по 1921 год ежемесячник «Маабарот» литературно-публицистического содержания (редактор Яков Фихман). Под эгидой движения также действовало издательство «Ха-Поэль ха-Цаир», выпускавшее научные брошюры на иврите[1].
После создания Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут), в котором «Ха-Поэль ха-Цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «Ахдут ха-Авода», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде 1929 года большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название МАПАЙ (ивр. מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל, Мифлегет поалей Эрец-Исраэль, дословно — Рабочая партия Земли Израиля)[1].
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 9, кол. 637–638
- Ben Halpern, Jehuda Reinharz. The Young Workers. // Zionism and the creation of a new society. — NY: Oxford University Press, 1998. — P. 145—171. — 293 p. — ISBN 0-19-509209-0
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Статья «Ха-По‘эл ха-ца‘ир» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 158.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 177.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 159.
- ↑ Статья «Виткин Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья «Гордон Ахарон Давид» в Электронной еврейской энциклопедии
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ха-По‘эл ха-ца‘ир в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.