Пинес, Шломо
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Пинес, Шломо (ЭЕЭ)» в «Пинес, Шломо») |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье | |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }} | + | }} |
+ | '''Пинес, Шломо''' (Pines, Shlomo; 1908, Париж, — 1990, Иерусалим) — израильский философ, историк средневековой еврейской и арабской философии. | ||
+ | == Биография == | ||
+ | Спустя несколько месяцев после рождения Пинеса его семья переехала из [[Франция|Франции]] в Россию; до 1915 г. жила в [[Рига|Риге]], в 1915-19 гг. — в [[Архангельск]]е. В 1919 г. семья Пинеса покинула Россию и поселилась в [[Лондон]]е; в 1921 г. переехала в [[Берлин]]. | ||
+ | Пинес изучал философию и арабский язык в Гейдельбергском (1925/26), языкознание и французскую литературу в Женевском (1926/27), философию, арабский, персидский, турецкий язык и санскрит — в Берлинском университетах. Доктор философии Берлинского университета (1934). | ||
+ | Покинув Германию, Пинес поселился в [[Париж]]е, где преподавал в Институте истории науки и техники при Парижском университете (1937-39). После оккупации Парижа германской армией Пинес с семьей сумел на последнем пароходе, отходившем из Марселя, уехать в [[Эрец-Исраэль]] (1940). | ||
+ | Пинес поселился в Иерусалиме; благодаря знанию восточных языков нашел работу в британской цензуре. После провозглашения Государства Израиль работал в ближневосточном отделе израильского Министерства иностранных дел (1948-52); занимался главным образом делами Ирана. В 1952 г. Пинес начал преподавать в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]]; в 1961 г. стал профессором общей и еврейской философии. С 1977 г. — почетный профессор. Член [[Израильская Академия Наук|Израильской академии наук]]. В 1968 г. Пинесу была присуждена [[Государственная Премия Израиля|Государственная премия Израиля]]. | ||
+ | == Научная и литературная деятельность == | ||
- | + | Научные интересы Пинеса были весьма широки: первые его работы были посвящены главным образом средневековой культуре ислама, однако впоследствии он занимался историей еврейской мысли (в том числе связью между высказываниями законоучителей [[Талмуд]]а и греческой философией), ранним христианством, книгой [[«Сефер-Иецира»|«Сефер-иецира»]], философией [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирола]] и [[Иехуда hа-Леви|Иехуды hа-Леви]], [[Крескас, Хасдай|Хасдая Крескаса]] и [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]], [[Мендельсон, Моше|Моше Мендельсона]] и [[Розенцвейг, Франц|Франца Розенцвейга]], комментариями Ибн Рушда к Аристотелю и многим другим. | |
- | + | Однако в центре его исследований по еврейской философии — творчество [[Маймонид]]а. Кроме того, в поле зрения Пинеса оказывались такие темы, как философия [[Ницше, Фридрих|Ф. Ницше]], идея свободы в эпоху Бар-Кохбы (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]) и в наше время, еврейские мотивы у украинского философа Г. Сковороды и многие другие. | |
- | + | Первая книга Пинеса — «Учения мусульманских теологов об атоме» (на немецком языке, 1936). Пинес — автор нескольких исследований, посвященных взглядам малоизвестного критика мусульманского аристотелизма Абу’л-Бараката ал-Багдади (12 в.). | |
- | + | Для подхода Пинеса к истории еврейской мысли характерно стремление рассматривать ее не изолированно, а в более широком культурном контексте, как часть греческой, исламской и западноевропейской культур. Выполненный Пинесом новый перевод «Наставника колеблющихся» Маймонида на английский язык (1963) со вступительной статьей, посвященной философским источникам Маймонида, принес ученому мировую известность. | |
- | + | В работе «Схоластика после Фомы Аквинского и учения Хасдая Крескаса и его предшественников» (1967) Пинес обосновал тезис о знакомстве еврейских философов позднего средневековья ([[Герсонид]], [[Иедая Бен Аврахам|Иедая бен Аврахам (hа-Пнини) Бедерси]] и Х. Крескас) с философскими и научными доктринами христианских схоластов. Влиянию взглядов Маймонида на Спинозу посвящена работа Пинеса «„Богословско-политический трактат Спинозы“, Маймонид и Кант» (1968). Вкладом в исследование древнегреческой философии явилась работа Пинеса «Новый фрагмент Ксенократа и его значение» (1961). В работах «Иудеохристиане первых веков христианства согласно новому источнику» (1966) и «Арабский вариант свидетельства Иосифа Флавия об Иисусе и его значение» (1971) Пинес, опираясь на исламские источники, не подвергшиеся церковной цензуре, по-новому осветил ряд важных вопросов в истории раннего христианства. | |
- | Пинес был автором энциклопедических статей о еврейской философии в «Энциклопедии философии» (Н.-Й., 1967), «Британской энциклопедии» (10-е изд., 1975), «Энциклопедии иудаика» (Иер., | + | Пинес был автором энциклопедических статей о еврейской философии в «Энциклопедии философии» (Н.-Й., 1967), «Британской энциклопедии» (10-е изд., 1975), «Энциклопедии иудаика» (Иер., 1971-72) и научным консультантом (1976-90) «Краткой еврейской энциклопедии» на русском языке (Иер., 1976—2004) по вопросам еврейской философии, [[Каббала|каббалы]] и мистики. |
- | До конца жизни Пинес продолжал научную и преподавательскую деятельность, вел семинар для преподавателей и докторантов, публиковал научные статьи. В докладах на симпозиуме, посвященном философии Маймонида («Философский смысл галахических трудов Маймонида и смысл | + | До конца жизни Пинес продолжал научную и преподавательскую деятельность, вел семинар для преподавателей и докторантов, публиковал научные статьи. В докладах на симпозиуме, посвященном философии Маймонида («Философский смысл галахических трудов Маймонида и смысл „Наставника колеблющихся“», «Маймонид и философия», Иерусалим, 1985), Пинес высказал оригинальное суждение о ее эзотерическом характере. |
Свободный мыслитель, склонный к скептицизму, Пинес был далек как от религиозного, так и от антирелигиозного фанатизма. Он был терпим ко всем взглядам, в том числе и чуждым ему. Огромная ученость сочеталась у Пинеса с чрезвычайной скромностью, вниманием к людям, доброжелательностью и постоянным стремлением помочь им. Особенно велика была помощь Пинеса ученым-репатриантам из Советского Союза. | Свободный мыслитель, склонный к скептицизму, Пинес был далек как от религиозного, так и от антирелигиозного фанатизма. Он был терпим ко всем взглядам, в том числе и чуждым ему. Огромная ученость сочеталась у Пинеса с чрезвычайной скромностью, вниманием к людям, доброжелательностью и постоянным стремлением помочь им. Особенно велика была помощь Пинеса ученым-репатриантам из Советского Союза. | ||
- | + | == Семья == | |
- | + | Меир Иссар Пинес (родился в 1881 г. или 1882 г., Могилев, — 1942?), отец Шломо Пинеса, историк [[Идиш Литература|идиш литературы]], один из основателей партии [[Сионисты-Социалисты|сионистов-социалистов]] в России. Участник 7-го Сионистского конгресса (1905). Доктор Парижского университета (диссертация по истории литературы на [[Идиш Язык|языке идиш]], опубликована на французском языке, 1911; русский перевод — «История еврейской литературы /на еврейско-немецком диалекте/», 1913). После эмиграции из России (см. выше) обосновался в Берлине, где участвовал в работе [[Орт|ОРТа]] и Еврейского эмиграционного общества. В 1941 г. попал в число лиц, отправленных при посредничестве правительства Турции в Советский Союз в обмен на находившихся там германских граждан. Погиб в сталинских лагерях. | |
+ | {{ElevenCopyRight|13217|ПИНЕС Шломо}} | ||
[[Категория:Еврейская философия]] | [[Категория:Еврейская философия]] |
Текущая версия на 11:51, 8 мая 2012
Регулярная исправленная статья | |
Пинес, Шломо (Pines, Shlomo; 1908, Париж, — 1990, Иерусалим) — израильский философ, историк средневековой еврейской и арабской философии.
Биография
Спустя несколько месяцев после рождения Пинеса его семья переехала из Франции в Россию; до 1915 г. жила в Риге, в 1915-19 гг. — в Архангельске. В 1919 г. семья Пинеса покинула Россию и поселилась в Лондоне; в 1921 г. переехала в Берлин.
Пинес изучал философию и арабский язык в Гейдельбергском (1925/26), языкознание и французскую литературу в Женевском (1926/27), философию, арабский, персидский, турецкий язык и санскрит — в Берлинском университетах. Доктор философии Берлинского университета (1934).
Покинув Германию, Пинес поселился в Париже, где преподавал в Институте истории науки и техники при Парижском университете (1937-39). После оккупации Парижа германской армией Пинес с семьей сумел на последнем пароходе, отходившем из Марселя, уехать в Эрец-Исраэль (1940).
Пинес поселился в Иерусалиме; благодаря знанию восточных языков нашел работу в британской цензуре. После провозглашения Государства Израиль работал в ближневосточном отделе израильского Министерства иностранных дел (1948-52); занимался главным образом делами Ирана. В 1952 г. Пинес начал преподавать в Еврейском университете в Иерусалиме; в 1961 г. стал профессором общей и еврейской философии. С 1977 г. — почетный профессор. Член Израильской академии наук. В 1968 г. Пинесу была присуждена Государственная премия Израиля.
Научная и литературная деятельность
Научные интересы Пинеса были весьма широки: первые его работы были посвящены главным образом средневековой культуре ислама, однако впоследствии он занимался историей еврейской мысли (в том числе связью между высказываниями законоучителей Талмуда и греческой философией), ранним христианством, книгой «Сефер-иецира», философией Шломо Ибн Габирола и Иехуды hа-Леви, Хасдая Крескаса и Баруха Спинозы, Моше Мендельсона и Франца Розенцвейга, комментариями Ибн Рушда к Аристотелю и многим другим.
Однако в центре его исследований по еврейской философии — творчество Маймонида. Кроме того, в поле зрения Пинеса оказывались такие темы, как философия Ф. Ницше, идея свободы в эпоху Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание) и в наше время, еврейские мотивы у украинского философа Г. Сковороды и многие другие.
Первая книга Пинеса — «Учения мусульманских теологов об атоме» (на немецком языке, 1936). Пинес — автор нескольких исследований, посвященных взглядам малоизвестного критика мусульманского аристотелизма Абу’л-Бараката ал-Багдади (12 в.).
Для подхода Пинеса к истории еврейской мысли характерно стремление рассматривать ее не изолированно, а в более широком культурном контексте, как часть греческой, исламской и западноевропейской культур. Выполненный Пинесом новый перевод «Наставника колеблющихся» Маймонида на английский язык (1963) со вступительной статьей, посвященной философским источникам Маймонида, принес ученому мировую известность.
В работе «Схоластика после Фомы Аквинского и учения Хасдая Крескаса и его предшественников» (1967) Пинес обосновал тезис о знакомстве еврейских философов позднего средневековья (Герсонид, Иедая бен Аврахам (hа-Пнини) Бедерси и Х. Крескас) с философскими и научными доктринами христианских схоластов. Влиянию взглядов Маймонида на Спинозу посвящена работа Пинеса «„Богословско-политический трактат Спинозы“, Маймонид и Кант» (1968). Вкладом в исследование древнегреческой философии явилась работа Пинеса «Новый фрагмент Ксенократа и его значение» (1961). В работах «Иудеохристиане первых веков христианства согласно новому источнику» (1966) и «Арабский вариант свидетельства Иосифа Флавия об Иисусе и его значение» (1971) Пинес, опираясь на исламские источники, не подвергшиеся церковной цензуре, по-новому осветил ряд важных вопросов в истории раннего христианства.
Пинес был автором энциклопедических статей о еврейской философии в «Энциклопедии философии» (Н.-Й., 1967), «Британской энциклопедии» (10-е изд., 1975), «Энциклопедии иудаика» (Иер., 1971-72) и научным консультантом (1976-90) «Краткой еврейской энциклопедии» на русском языке (Иер., 1976—2004) по вопросам еврейской философии, каббалы и мистики.
До конца жизни Пинес продолжал научную и преподавательскую деятельность, вел семинар для преподавателей и докторантов, публиковал научные статьи. В докладах на симпозиуме, посвященном философии Маймонида («Философский смысл галахических трудов Маймонида и смысл „Наставника колеблющихся“», «Маймонид и философия», Иерусалим, 1985), Пинес высказал оригинальное суждение о ее эзотерическом характере.
Свободный мыслитель, склонный к скептицизму, Пинес был далек как от религиозного, так и от антирелигиозного фанатизма. Он был терпим ко всем взглядам, в том числе и чуждым ему. Огромная ученость сочеталась у Пинеса с чрезвычайной скромностью, вниманием к людям, доброжелательностью и постоянным стремлением помочь им. Особенно велика была помощь Пинеса ученым-репатриантам из Советского Союза.
Семья
Меир Иссар Пинес (родился в 1881 г. или 1882 г., Могилев, — 1942?), отец Шломо Пинеса, историк идиш литературы, один из основателей партии сионистов-социалистов в России. Участник 7-го Сионистского конгресса (1905). Доктор Парижского университета (диссертация по истории литературы на языке идиш, опубликована на французском языке, 1911; русский перевод — «История еврейской литературы /на еврейско-немецком диалекте/», 1913). После эмиграции из России (см. выше) обосновался в Берлине, где участвовал в работе ОРТа и Еврейского эмиграционного общества. В 1941 г. попал в число лиц, отправленных при посредничестве правительства Турции в Советский Союз в обмен на находившихся там германских граждан. Погиб в сталинских лагерях.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНЕС Шломо в ЭЕЭ