Езерска, Анзя

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat)
м (переименовал «Езерска, Анзя (ЭЕЭ)» в «Езерска, Анзя»)

Версия 11:12, 21 апреля 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Езерска, Анзя (Yezierska, Anzia; около 1885, Плинск, близ Варшавы, – 1970, Онтарио, Калифорния), американская писательница.

Содержание

Биографические сведения

Выросла в религиозной многодетной семье, где отец посвятил себя изучению Талмуда, а мать зарабатывала на жизнь; сыновья получили образование, но Езерска окончила лишь два класса школы, так как отец считал, что для девочки образование не обязательно.

В начале 1890-х гг. семья эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке. Езерска (в официальном документе об иммиграции она была записана как Гарриэт Майер, но впоследствии восстановила прежнее имя) работала в швейной мастерской, но стремилась к образованию. Она ушла от родителей и поступила в филантропическое учебное заведение имени Клары Гирш (см. М. де Гирш), где готовили преподавателей кулинарии.

В 1901–1905 гг. Езерска училась в педагогическом колледже при Колумбийском университете, после окончания колледжа преподавала в начале школе (1908–13). Несмотря на замужество и рождение дочери, Езерска продолжала стремиться к самостоятельности; в 1916 г., разведясь с мужем, она переехала в Сан-Франциско и стала социальным работником.

Литературный дебют

Литературный дебют Езерской состоялся сравнительно поздно — в 1915 г. был опубликован рассказ «Бесплатный дом отдыха» об унижениях, с которыми сталкиваются нуждающиеся женщины в благотворительных учреждениях. Впоследствии эта тема была развита в романе «Наглая попрошайка» (1927), где тщеславие богатых филантропок противопоставлено подлинной доброте бедной женщины.

Известность

Известность писательнице принес сборник рассказов «Голодные сердца», в названии которого отражен один из основных мотивов творчества Езерской — потребность недавних иммигрантов в человеческом тепле, в приобщении к культуре.

В 1922 г. С. Голдвин снял по этой книге фильм и предложил Езерской работу киносценариста. Но атмосфера Голливуда была чужда писательнице, и она вскоре вернулась в Нью-Йорк.

В 1925 г. был экранизирован роман Езерской «Саломея из многоэтажки» (1922). В образе его героини, одержимой стремлением к успеху, отражены характер и обстоятельства жизни Роз Пастор Стоукс (1879–1933), журналистки, которая вышла замуж за миллионера-нееврея, а впоследствии стала известной феминисткой (см. Феминистское движение).

Характерные темы и персонажи произведений

Вхождение еврейских иммигрантов в американскую жизнь, конфликт между традиционными и новыми ценностями — тема многих произведений Езерской, в том числе повести «Дети одиночества» (1923), романа «Кормильцы» (1925).

Среди персонажей Езерской — фанатичный, не способный содержать семью отец, измученная непосильным трудом мать, оторвавшиеся от своих корней американизированные евреи, молодая женщина, бунтующая против патриархального гнета и религиозных устоев, в образе которой немало черт самой Езерской.

Особенно сильны автобиографические мотивы в романе «Всё, чем мне никогда не быть» (1932), где отражена история отношений Езерской с философом Дж. Дьюи и приведены его письма и стихи 1917–18 гг., обращенные к ней.

Возобновление интереса к личности и творчеству

С начала 1930-х гг. реалистические произведения Езерской постепенно утратили популярность. Однако с середины 1970-х гг., в связи с ростом феминизма, возобновился интерес к личности и творчеству писательницы, появились посвященные ей работы, были переизданы некоторые ее произведения, в том числе книга беллетризированных мемуаров «Красная лента на белом коне» (1950).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЕЗЕРСКА Анзя в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация