Государство Израиль. МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
Следующая правка →

Версия 19:49, 17 апреля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Государство Израиль. МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

В израильских молодежных движениях (тнуот hа-ноар) состоит более 250 тысяч юношей и девушек и насчитывается несколько тысяч инструкторов. В стране действуют около тысячи отделений молодежных организаций. Примерно половина израильтян, обучавшихся в школах страны, состояли в тех или иных молодежных организациях. Большинство израильских молодежных движений имеют филиалы за границей, куда регулярно выезжают израильские инструкторы, а еврейские организации, в свою очередь, направляют в Израиль группы еврейской молодежи для знакомства со страной и участия в мероприятиях движения. В Иерусалиме существует Институт подготовки инструкторов из среды молодежных организаций в диаспоре (Махон ле-мадрихей хуц ла-арец). Совет молодежных движений (Моэцет тнуот hа-ноар), объединяющий почти все молодежные организации Израиля, является членом Международного объединения молодежных организаций.

Молодежные движения являются неотъемлемой частью воспитания израильского юношества в возрасте от 10 до 18 лет. В их задачу входит организация досуга молодежи, культурные мероприятия, добровольная общественно-полезная деятельность. Участие в движении способствует умственному, эмоциональному и общественному взрослению подростка, помогает в решении возрастных проблем, формирует этические и социальные ценности, прививает любовь к родине, универсальные навыки общежития, критическое отношение к действительности и привычку к труду. Для всех возрастных групп предусматривается участие в экскурсиях, летних лагерях, скаутских играх. Подросток проходит испытание в различных поручениях и взаимопомощи, что приучает его к личной ответственности и дает ему навыки организационной работы. В старших возрастных группах особое внимание уделяется дискуссиям и лекциям на актуальные и общие темы, что способствует формированию сознательного отношения к действительности. Одной из важных функций израильских молодежных движений является интеграция детей репатриантов из разных общин в израильском обществе.

Членство в молодежных движениях — добровольное; сами подростки (порой при участии родителей) выбирают организацию, в которую вступают. Министерство образования и культуры через Совет молодежных движений координирует деятельность различных молодежных организаций страны. Совет рекомендует министерству способы оказания общественной и финансовой поддержки движений. Со своей стороны, министерство разрешает в государственных школах деятельность движений, которые удовлетворяют следующим условиям: соответствие целям, сформулированным в статье 2 закона о государственном образовании от 1953 г., воспитание молодежи в духе сионизма, демократии и халуцианства (см. Халуцим), а также невовлечение учеников начальных классов в политические акции тех или иных партий.

Большая часть израильских молодежных движений являлись преемниками организаций, возникших в Восточной Европе в конце 19 в. – начале 20 в., которые готовили еврейскую молодежь к осуществлению главной задачи сионизма — возвращение на землю предков — и во многом смыкались с немецким движением протеста Вандерфогель, с английскими бойскаутами: они восставали против галутной (см. Галут) жизни, отделяли себя от нееврейской среды, в которой царили антисемитизм и дискриминация, и выступали за халуцианство и сионистскую идеологию, как правило, сочетавшуюся с социалистическими ценностями. Наряду с движениями, создававшимися самой молодежью, — Тхелет-лаван (буквально «бело-голубое»), hа-Шомер hа-цаир, Гордония (кружок последователей А. Д. Гордона), возникали также молодежные движения, представлявшие филиалы политических организаций. Молодежные движения в галуте оказывали влияние на аналогичные движения в Эрец-Исраэль. В 1924 г. рабочая молодежь организовала при Хистадруте профессиональный союз молодежи, в 1927 г. его деятельность была расширена и охватила также область просвещения и поселенчества.

В 1919 г. в Эрец-Исраэль были основаны легионы бойскаутов, а в 1936 г. возникло единое объединение бойскаутов. Сионистские кружки, возникшие в конце 1920-х гг. в средних школах, в 1930 г. объединились с Иерусалимским легионом бойскаутов в движение Маханот hа-олим, готовившее своих членов для поселения на земле и жизни в киббуце. В Эрец-Исраэль развивались также движения, представлявшие филиалы всемирных еврейских молодежных организаций, — hа-Шомер hа-цаир, Маккаби hа-цаир, Бетар, Бней-Акива и Иргун Эзра.

Во время Войны за Независимость члены молодежных движений вели активную деятельность среди подростков, призывали вступать в вооруженные отряды и идти добровольцами на самые опасные задания. Активисты молодежных движений считали, что молодые люди должны покинуть школы, отказаться от учебы и от карьеры и присоединиться к общенациональной борьбе. При содействии активистов молодежных движений была даже создана организация школьников, выступавшая за прекращение занятий и срочную мобилизацию подростков.


Через некоторое время после создания государства сила и значение молодежных движений постепенно пошли на убыль. Помимо прочего, говорили о «кризисе успеха», поразившем молодежные движения после воплощения мечты о создании государства и победы в Войне за независимость. Так как многие активисты и члены молодежных движений были киббуцниками, на них не могли не повлиять также процессы, происходившие в то время в киббуцном движении, которое по большей части осталось в стороне от приема и абсорбции массовой алии 1950-х гг.


В догосударственный период большинство еврейских школ, как и молодежных движений, были связаны с теми или иными политическими партиями. Д. Бен-Гурион видел в создании единой, надпартийной системы образования одну из своих основных целей. Именно поэтому в 1953 г. был принят закон о государственном образовании, отменивший существование «партийных» направлений в нерелигиозном еврейском секторе. В рамках этой же политики создания внепартийных образовательных структур, в 1956 г. правительство решило запретить официальную деятельность молодежных движений в государственных школах. Это решение основывалось на параграфе 19 закона о государственном образовании, который гласил: «Учителя или другие сотрудники учебного заведения не должны вести пропаганду в пользу какой-либо партии или иной политической организации среди учащихся этого учебного заведения». Спустя год это решение было изменено, причем только движению скаутов (hа-Цофим) как непартийной организации было разрешено и далее проводить свою деятельность в школах. Остальные молодежные движения получили разрешение вернуться в школы только в 1960-е гг., но к этому времени статус и роль молодежных движений значительно снизились.

Самым крупным молодежным движением было Движение рабочей и учащейся молодежи (hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед). Это движение вело свою деятельность под эгидой Хистадрута, пользуясь поддержкой доминировавшей в Федерации профсоюзов партии Мапай. В это движение входили работающие молодые люди (которые составляли в нем большинство), а также учащиеся. Всего в hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед в конце 1940-х гг. состояло около 20 тысяч юношей и девушек. Деятельность Движения рабочей и учащейся молодежи, как, впрочем, и других молодежных движений, среди новых репатриантов в лагерях и барачных поселках была практически незаметна. Основным направлением деятельности участников движения было основание новых киббуцов в пограничных районах.

Вторым по величине молодежным движением было движение hа-Цофим. Хотя это движение и считалось нейтральным с политической точки зрения, многие его руководители и педагоги были членами киббуцного движения и принадлежали к левой части политического спектра. По различным оценкам, в движении hа-Цофим в первый год существования государства состояло около семи тысяч участников. Как и остальные молодежные движения, движение hа-Цофим также считало главным результатом своей деятельности реализацию потенциала своих участников в рамках рабочих поселений. Во время раскола в движении hа-Киббуц hа-меухад в начале 1950-х гг. возник кризис и в движении hа-цофим, и оно было сильно ослаблено. До этого времени члены движения создали семь сельскохозяйственных поселений, а впоследствии были организованы еще два киббуца: Гонен — недалеко от Кирьят-Шмоны и Магель — около Нетании.

Два других молодежных движения были связаны с партией Мапам (до ее раскола в 1954 г.): hа-Шомер hа-цаир, дочернее движение объединения hа-Киббуц hа-арци, и Маханот hа-олим, молодежное движение объединения hа-Киббуц hа-меухад. Члены движения hа-Шомер hа-цаир воспитывались в духе «сионизма, социализма и братства народов». В первые годы существования государства активисты hа-Шомер hа-цаир были настроены прокоммунистически и даже в период антисемитской кампании в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х годов продолжали безоговорочно поддерживать политику И. Сталина. После создания Государства Израиль в hа-Шомер hа-цаир насчитывалось около шести тысяч воспитанников, половина из них жили в киббуцах этого движения, а другая половина — в городах и мошавах. Маханот hа-олим было более мелким движением, и даже в период подъема, в 1951 г. в нем состояло лишь около двух с половиной тысяч человек. Многие бывшие члены этих движений обосновались в киббуцах, по крайней мере, на некоторый период времени. Период пребывания в числе участников молодежных движений и работа в киббуце были для многих определяющими моментами в формировании их личности.

Движение Бней-Акива, которое носит имя рабби Акивы — легендарного просветителя и еврейского общинного деятеля, одного из основоположников раввинистического иудаизма, принявшего мученическую смерть в тюрьме, куда он был заточен римлянами после разгрома Бар-Кохбы восстания, было крупнейшим движением религиозных сионистов. Как и другие активистские молодежные движения, Бней-Акива направляло своих участников в поселения, созданные движением религиозных киббуцов. В момент создания государства у движения насчитывалось 34 отделения по всей стране, в которых состояли около трех тысяч человек. К концу первого десятилетия уже существовало приблизительно сто отделений движения: примерно половина из них располагалась в районах сосредоточения репатриантов и в мошавах для репатриантов, а общая численность детей и подростков, состоявших в этом движении, превышала десять тысяч.

Другим молодежным религиозным движением, существенно менее влиятельным, чем Бней-Акива, было движение Эзра (Иргун Эзра). С точки зрения мировоззрения движение Эзра ближе к ультрарелигиозным кругам. Девиз движения: «Иешива — наша школа, господство Торы — наша цель, народу посвятим нашу жизнь!» Юноши осуществляют этот девиз, учась в иешивах и служа в Нахале, девушки — на годичной добровольной гражданской службе.

Центристские и правые партии основали свои молодежные движения: Бетар, действующее при поддержке ревизионистских кругов и движения Херут; движение hа-Маккаби hа-цаир, которое было связано, по крайней мере до 1956 г., с Общими сионистами. В отличие от левых халуцианских молодежных движений, Бетар и hа-Маккаби hа-цаир не придавали особого значения работе в сельскохозяйственных поселениях, и лишь немногие бывшие их члены занялись этим видом деятельности. С другой стороны, в период массовой алии участники движения Бетар пытались вести работу среди новых репатриантов, что с опасением и недоверием воспринималось властями, видевшими в этом угрозу доминантному положению партии Мапай.

Костяком молодежного движения были подростки в возрасте 14–16 лет. В этом возрасте, когда формируется личность подростка, тысячи юношей и девушек были вовлечены в деятельность, сопряженную с ответственностью за судьбу общества и государства. Этот факт имел решающее влияние на формирование политических и идеологических позиций многих из них на долгий срок и часто определял их выбор на всю жизнь.

В связи с тем, что в настоящее время в Израиле молодежные движения играют значительно меньшую роль, чем в 1940–1950-е гг., возник вопрос о том, должно ли государство финансово поддерживать их. С целью ответа на этот вопрос и выработки критериев финансирования молодежных организаций была создана комиссия во главе с профессором Тель-Авивского университета Риной Шапира, которая представила свой отчет в сентябре 2003 г. Комиссия положительно оценила роль молодежных движений и решила, что поддержка государством их деятельности должна быть продолжена. В реальности бюджетные ассигнования, выделяемые всем молодежным движениям вместе взятым, составляют лишь примерно 0,2% бюджета Министерства образования и культуры, причем эта доля постоянно снижается. Так, в 2000 г. молодежным движениям был выделен бюджет в размере 4 584 700 шекелей, в 2001 г. — 4 642 200 шекелей, в 2002 г. — 4 581 200 шекелей, в 2003 г. — 3 246 800 шекелей, в 2004 г. — 3 667 400 шекелей. Учитывая, что рост индекса цен за этот период (с 2000 г. по 2004 г.) составил 8%, финансирование молодежных организаций в реальном исчислении сократилось на 25%. Выделяемые государством средства распределяются среди восемнадцати молодежных движений. При этом около 75% всех бюджетных средств на эти цели распределяется между тремя наиболее крупными движениями (в них состоит около 70% членов всех молодежных движений в стране): hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед, Бней-Акива и hа-Цофим. Остальные пятнадцать движений получают в сумме лишь около 25% всех переводимых государством на эти цели средств.

Начиная с 1960-х гг. наблюдается постепенное ослабление молодежных движений левого фланга сионистской политики (hа-Шомер hа-цаир, Маханот hа-олим и других) при некотором усилении молодежных движений «национального лагеря». Едва ли не самым многочисленным является религиозно-сионистское молодежное движение Бней-Акива, основанное в 1920 г. и связанное с партией Мафдал и ее поселенческим движением. Движение готовит молодежь к службе в Цахале, организует воспитательные мероприятия в иешивот hа-хесдер (см. Государство Израиль. Религиозная жизнь) и осуществляет активную поселенческую деятельность. Это движение насчитывает более чем 50 тыс. членов, в том числе и за пределами Израиля. Как первопроходческое сионистское движение, Бней-Акива верит, что важнейшая заповедь иудаизма — возвращение в Страну Израиля, поэтому важная часть деятельности движения — поддержка патриотического поселенческого движения. Члены движения считают, что защищать Израиль — это важная заповедь, поэтому все воспитанники служат в армии, в основном в боевых частях.

Вторым движением национального лагеря, значительно менее массовым, чем Бней-Акива, но сохраняющим свое значение на протяжении вот уже 80 с лишним лет, является Бетар, молодежное движение, связанное с партией Херут, воспитывающее своих членов в духе идей В. Жаботинского и исторических традиций Эцела (см. Иргун цваи леумми). В основу мировоззрения Бетара положена идея создания еврейского государства на всей территории Эрец-Исраэль (по обе стороны реки Иордан), где бы евреи составляли большинство населения, а иврит являлся бы единственным языком, господствующим во всех сферах общественной жизни. С точки зрения идеологии Бетара, «национальный язык» — это язык, который родился вместе с народом и сопровождал его в том или другом виде на всем его пути, и язык этот — иврит. Противопоставляя себя левым сионистским движением, выступавшим за синтез национальных и социалистических идеалов, бетаровцы провозгласили принцип «одного знамени» (на иврите хад-нес): «Все, что мешает строительству еврейского государства, связано ли оно с личными интересами, групповыми или классовыми, должно безоговорочно отступить перед одним знаменем, самым высоким идеалом — еврейским государством».

Среди других молодежных движений, существующих в Израиле, можно выделить:

hа-Маккаби hа-цаир (Молодой маккавей), молодежный филиал спортивного движения «Маккаби», в своем истоке связанного с либеральным политическим лагерем. Основное внимание движения сосредоточено на спортивной деятельности воспитанников.

Маханот hа-олим (Лагеря репатриантов), молодежное социалистическое движение, связанное с Объединенным киббуцным движением. В центре воспитательной деятельности — подготовка к участию в киббуцной жизни.

hа-Ноар hа-дати hа-овед ве-hа-ломед (Религиозная трудящаяся и учащаяся молодежь), движение, в центре внимания которого — профессиональная подготовка религиозной молодежи.

hа-Ноар hа-леумми hа-овед ве-hа-ломед (Национальная трудящаяся и учащаяся молодежь), молодежный филиал Хистадрут hа-овдим hа-леуммит, профсоюзного объединения при партии Херут. Идеология движения близка бетаровской, однако делается особый упор на поселенческой деятельности.

hа-Ноар hа-циони (Сионистская молодежь), движение, изначально связанное с ныне уже не существующей Независимой либеральной партией.

Цеирей Агуддат Исраэль; Бнот Агуддат Исраэль (Юноши Агуддат Исраэль; Девушки Агуддат Исраэль) — ортодоксальные молодежные организации, связанные с партией Агуддат Исраэль.

См. Израиль  См. Государство Израиль
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация