Государство Израиль. АРАБСКОЕ МЕНЬШИНСТВО В ИЗРАИЛЕ
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
Следующая правка →
Версия 19:40, 17 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
Государство Израиль. АРАБСКОЕ МЕНЬШИНСТВО В ИЗРАИЛЕ. Военное поражение Турции в Первой мировой войне и последовавший за ним распад Османской империи привели к созданию ряда независимых арабских государств и к пробуждению арабского национализма, принявшего форму идеологии панарабизма. Одного из своих основных врагов арабские националисты видели в постоянно растущем ишуве британской Палестины, национальные чаяния которого — создание еврейского государства в Палестине/Эрец-Исраэль — противоречили национальным чаяниям арабов. (Об истории еврейско-арабских отношений в подмандатной Палестине см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк).
Отказ арабских лидеров Палестины принять предложенный Организацией Объединенных Наций план раздела страны на еврейское и арабское государства и начатая ими вооруженная борьба против ишува повлекли за собой военное вмешательство соседних арабских стран, попытавшихся силой оружия воспрепятствовать созданию еврейского государства. В ходе боев Войны за независимость (1948–49) арабские армии были разбиты. В результате Войны за Независимость практически все территории, предназначавшиеся по плану раздела Палестины для арабского государства, были заняты Израилем (Северная Галилея, Северный Негев и узкая полоска так называемого Иерусалимского коридора), Трансиорданией (Иудея и Самария) и Египтом (полоса Газы). Арабы Палестины/Эрец-Исраэль остались без собственного государства, причем многие из них, поддавшиеся на призывы своих лидеров и «временно» — до победы арабских экспедиционных сил — покинувшие свои дома, оказались беженцами (см. ниже).
С окончанием Войны за Независимость арабское население Израиля составляло около 160 тыс. человек. Арабы Израиля вынуждены были признать новую политическую реальность — превращение в национальное меньшинство в еврейском государстве и необходимость интеграции в экономической, социальной и политической жизни этого государства.
Арабское население Израиля — в отличие от его еврейского населения — обладало характерными для развивающихся стран чертами: резкое преобладание сельского населения (около 80%), патриархальный уклад жизни, невысокий образовательный уровень и отсталые формы экономики. За годы существования Государства Израиль произошли радикальные изменения в жизни арабского меньшинства, которое сумело успешно интегрироваться в экономической и социальной жизни страны. Быстрый естественный рост арабского населения привел к недостатку земель для сельскохозяйственной обработки, что вынуждало жителей арабских деревень искать заработков на стороне и таким образом вступать в тесные контакты с еврейским населением. Быстро протекал процесс урбанизации арабского населения и модернизации его быта, который становился все более похож на быт еврейских соседей. Однако многие проблемы оставались фактически нерешенными.
Корни сегодняшних проблем в арабо-еврейских отношениях уходят в первые годы существования Израиля, когда были заложены принципы государственной политики на «арабском направлении». Политика израильского правительства по отношению к арабскому меньшинству в первые годы существования государства строилась на сочетании двух основных принципов: интересы безопасности и соблюдение гражданского равноправия. Два указанных принципа часто противоречили друг другу, и практически всегда в этом конфликте приоритет отдавался соображениям безопасности. После окончания Войны за Независимость Д. Бен-Гурион не рассматривал Израиль как еврейско-арабскую общность, как какую-либо форму двунационального государства. Напротив, для него Израиль являлся не столько государством всех своих граждан, вне зависимости от их национальности, сколько государством евреев всего мира, вне зависимости от места их проживания в настоящее время. Арабские жители воспринимались как своего рода «вынужденные сограждане», с которыми государство не может не считаться, но благо которых не стоит во главе системы приоритетов.
Среди социально-экономических проблем арабского сектора особенно остро стоит вопрос обеспечения жильем: в арабских городах и деревнях наблюдается большая скученность населения. Второй вопрос — проблема безработицы, так как многие земли, на которых раньше работали арабские крестьяне, отчуждены под строительство новых городов и транспортных магистралей, а альтернативные рабочие места создавались далеко не всегда. Третий вопрос — проблема образования, связанная с неравенством между евреями и арабами в уровне подготовки учителей, выделяемом числе учебных часов, наличии в школах психологов, медсестер и социальных работников. Хотя закон об обязательном школьном образовании осуществляется среди арабского населения точно так же, как и среди еврейского, уровень подготовки арабских школьников низок, и доля арабских студентов в израильских университетах составляет всего 7% (в то время как арабы составляют 21% населения Израиля). Проведенные опросы показывают, что от 51% до 69% арабов (в зависимости от принадлежности к разным религиозно-политическим группам) считают, что вне зависимости от прикладываемых ими усилий они не смогут найти работу, соответствующие их уровню образования и квалификации; от 54% до 81% опрошенных арабских граждан Израиля недовольны состоянием учреждений образования и культуры в их городах и деревнях. Хотя в результате включения арабского населения в хозяйственную жизнь Израиля возникли арабские промышленные предприятия, арабская рабочая сила играет важную роль лишь в самых низкооплачиваемых и немеханизированных отраслях израильской экономики (преимущественно в строительстве и сельском хозяйстве), а также в сфере обслуживания. За всю историю Государства Израиль ни один представитель арабского меньшинства не входил в состав правительства. Э. Барак в 1999 г. в первый раз назначил министром друза; Салах Тариф — депутат от Израильской партии труда — стал министром без портфеля. Начиная с 1971 г., когда депутат от Мапам араб-мусульманин Абд эль-Азиз Зуаби был назначен заместителем министра здравоохранения, на должностях заместителей министра работали несколько представителей национальных меньшинств.
Большинство израильских бедуинов прошло процесс модернизации. Они отказались от кочевого образа жизни и стали жить в 6 поселках городского типа, крупнейший из них — Рахат (45 тыс. человек). Они перешли к земледелию. Среди них растет число лиц, получивших высшее образование. Но урбанизация бедуинов привела к быстрому распространению среди них радикального ислама. Крайне низкий уровень просвещения, здравоохранения, муниципальных служб усиливает антиизраильские настроения. Растет число молодых бедуинов, не желающих служить в ЦАХАЛе.
Наиболее успешный процесс модернизации прошли израильские бедуины, составлявшие в момент образования государства около 10% его нееврейского населения. Контакты с оседлым населением способствовали постепенному переходу бедуинов к полукочевому или оседлому образу жизни. Интеграции бедуинского населения в экономической жизни страны особенно помогли профессиональные курсы, организованные Хистадрутом. Развитие социальных и образовательных служб (поликлиник, школ и т. п.) также способствовало переходу бедуинов к оседлому образу жизни. Другим стимулом к оседлости послужило предпринятое государством строительство в Негеве и Галилее постоянных поселков для бедуинов, спланированных с учетом бытовых традиций и привычек кочевников.
Социально-экономические изменения повлекли за собой ломку традиционного патриархального уклада жизни и падение авторитета глав патриархальных арабских кланов — хамул. Появление новых общественных групп — рабочих, государственных служащих, интеллигенции и т. п. — вызвало соперничество между этими группами и традиционным руководством. Ломка традиций порождает социальное напряжение и конфликты, прямо влияющие на отношение арабского меньшинства к Государству Израиль. Социальные проблемы арабского населения фокусируются в проблеме национальной самоидентификации — выборе между солидаризацией с государством, в котором они живут, и солидаризацией с арабской нацией, к которой они принадлежат и которая находится во враждебных отношениях с еврейским государством. Проживание в гомогенных в национальном отношении поселениях и пропаганда арабских государств препятствуют преодолению отчуждения арабского населения, однако экономические интересы и политический реализм побуждают к примирению с существующим положением. У оставшихся на территории Израиля арабов постепенно развилось национальное самосознание, проявляющееся большей частью в рамках демократических институтов. В 1950-х – 1980-х гг. проходил процесс постепенной «израилизации» национального и гражданского самосознания арабского населения страны. Постепенно росло число тех арабских жителей, которые не только признают право Израиля на существование и выражают свою лояльность государству, но и высоко ценят свое израильское гражданство, перенимают израильский образ жизни и мышления, широко используют иврит, приобщаются к израильской культуре, связывают свое будущее с Израилем.
Интеграция арабского меньшинства в политическую жизнь Израиля проходила по нескольким различным направлениям. Первое — участие отдельных представителей арабского населения страны в списках представителей национальных меньшинств, поддерживавших политику правившей тогда партии Мапай. Хотя в 1950-х – 1960-х гг. Мапай получала лишь около 10% голосов арабских избирателей (9,6% — в 1949 г., 11,7% — в 1951 г., ровно столько же — в 1955 г., 4,6% — в 1959 г., 13% — в 1965 г., 17% — в 1969 г.), создававшиеся под ее эгидой различные арабские списки (представленный в Кнесете второго и третьего созывов Демократический список израильских арабов, представленные в Кнесете четвертого — седьмого созывов списки Прогресс и развитие и Дружба и сотрудничество и др.) получали в те годы от 40% до 60% голосов арабских избирателей.
Другим вариантом политики сионистских партий в этой области была деятельность партии Мапам, которая с 1954 г. стала предоставлять членство в своих рядах и неевреям. Мапам ратовала за мирное сосуществование двух народов, гражданское равенство, отмену военной администрации и наладила сотрудничество с арабскими интеллектуалами. Похожие позиции занимали и некоторые другие сионистские партии, в частности Ахдут hа-авода и общие сионисты. Однако несмотря на такую в целом позитивную политику в отношении партийного членства арабов, Мапам по национальному составу оставалась преимущественно еврейской партией.
Третье направление политической интеграции арабского меньшинства было представлено антисионистскими партиями интернационалистической и коммунистической ориентации. Коммунистическая партия Израиля (Маки) по своему национальному составу представляла собой, в отличие от Мапам, смешанную партию с примерно равным числом евреев и арабов. В этом лагере также выдвигались лозунги равенства, ликвидации режима военной администрации, прекращения конфискации арабских земель. Партия, признавая право Израиля на существование, выступала также за создание палестинского государства. И если в целом сам этот тезис не вызывал разногласий внутри партии, то вопрос, в каких границах должно быть создано палестинское государство, был предметом постоянных дискуссий, что в 1965 г. привело к расколу единой компартии. Арабской фракцией был сформирован Новый коммунистический список (Раках), который продолжил свою деятельность в обозначенном русле. Членов руководства компартии уже вполне можно было отнести к новой палестинской элите, которая, благодаря своим идеологическим пристрастиям, не только смогла занять свою нишу в политической жизни Израиля, но и наладить связи с зарубежными единомышленниками из Советского Союза и стран Восточного блока. Это, в свою очередь, означало выход на гораздо более высокий уровень политической активности.
И, наконец, четвертое направление — националистические группировки, именно они составляли конкуренцию коммунистам в борьбе за симпатии израильских арабов. Их деятельность была сопряжена с целым рядом организационных и иных сложностей, чинимых властями, не без основания опасавшимися радикализации арабского меньшинства. Самым ярким примером арабского националистического движения, возникшего еще до отмены режима военной администрации, может служить организация ал-Ард, созданная в 1964 г. группой арабских интеллектуалов на базе одноименного литературно-публицистического журнала. Движение находилось в оппозиции и к сионистским партиям, и к коммунистам, и к традиционному клановому руководству израильских арабов. Наряду с распространенными в то время лозунгами свободы, равенства и права на национальное самоопределение, организация ал-Ард заявила о непризнании Государства Израиль в существующих границах. Такой тезис допускал несколько вариантов трактовки, однако ни одна из них не могла устроить израильские власти. За «непризнанием» могли последовать вполне конкретные действия, которые поставили бы под угрозу безопасность, а может, и само существование еврейского государства. Решением министра обороны организация ал-Ард была запрещена. Несмотря на неудачу движения сам факт его появления стал серьезной заявкой на восстановление позиций палестинского национализма радикального толка, особенно если учесть, что часть его участников позже стала активными членами ООП.
Парадоксальным образом использование израильскими арабами партий, движений, печатных изданий для обнародования своей позиции и отстаивания своих национальных прав было очевидным проявлением «израилизации», означавшим восприятие тех форм политической активности, которые характерны для демократического общества, коим является Израиль. При этом начиная с выборов 1973 г. в арабском секторе страны стали преобладать партии, не связанные с еврейским политическим истеблишментом, что стало выражением растущей политической самостоятельности национальных меньшинств, но одновременно — и свидетельством усиливавшейся палестинизации израильских арабов, отдалявшихся от умеренных левоцентристских сил страны. Во всех электоральных компаниях последних тридцати лет (исключение составили выборы 1992 г.) более трети голосов в арабском секторе получала Коммунистическая партия, около 25% голосов стабильно получали независимые арабские партии (Арабская демократическая партия, Прогрессивный список за мир и др.). На выборах 1999 г. все преимущественно еврейские партии вместе взятые получили в арабском секторе менее трети голосов (на выборах 1984 г. — 50%), в то время как независимые арабские партии — 49%, а преимущественно арабский список Коммунистической партии — 22%.
В течение длительного времени в арабской элите бытовало мнение: будущее арабского меньшинства зависит от того, насколько оно примет основные принципы проживания в еврейском демократическом государстве. В последние годы, однако, ситуация изменилась: антиизраильские настроения стали преобладающими в арабском секторе. В позициях таких известных арабских деятелей, как депутаты Кнесета А. Бишара, А. Тиби, М. Бараке, А.-М. Дехамше, заметна возрастающая готовность пропагандировать радикально антиизраильские взгляды. Много раз представители арабской израильской элиты демонстративных заявляли о своей преданности Я. Арафату, широко рекламировались их встречи с лидерами террористических организаций Хизбалла и Хамас. Подобные настроения присущи не только политической элите: по данным социологических опросов, число арабов, согласившихся с определением себя в качестве «израильтян», за период с 1995 г. по 1999 г. снизилось с 63% до 33%; доля арабских граждан, испытывающих большую близость к евреям Израиля, чем к палестинцам на Западном берегу и в Газе, упала с 50% в 1995 г. до 35% в 2001 г. Почти на 11% выросла доля арабов, отрицающих право Израиля на существование в качестве еврейского государства, на 9% — отрицающих право Израиля на существование вообще. Опрос, проведенный в 2001 г., показал высокую степень вовлеченности арабских граждан в события интифады ал-Акса: 43% опрошенных сказали, что участвовали хотя бы в одной из демонстраций протеста. Даже те исследователи, которые склонны преувеличивать лояльность арабского меньшинства, вынуждены признать, что за последние годы его отношение к Государству Израиль заметно ухудшилось.
С 29 сентября по 3 октября 2000 г. антиизраильские выступления в арабском секторе по размаху и накалу превзошли все демонстрации и забастовки, случавшиеся прежде (до этого наиболее массовыми были демонстрации в День земли, провозглашенный израильскими арабами в 1976 г.; тогда в столкновениях с силами правопорядка погибли семь демонстрантов). На контролируемых территориях, жители которых не имеют израильского гражданства, подобные, и даже еще более напряженные, события давно стали частью привычной социально-политической реальности, но в самом Израиле в пределах «зеленой черты» акций протеста такого масштаба не случалось прежде никогда. Почти сразу после объявления властями Палестинской автономии так называемой интифады ал-Акса десятки тысяч демонстрантов из числа израильских арабов перекрыли важнейшие шоссейные дороги на севере страны, создали угрозу безопасности химических предприятий, забрасывали полицейских и гражданских лиц камнями и бутылками с зажигательной смесью. Уже в первые два дня беспорядков погибли девять израильских арабов, всего же в первые восемь дней октября погибли 14 человек: 13 арабов были убиты огнем сил полиции, а один еврей погиб, когда его машина была атакована арабскими демонстрантами. В демонстрациях и акциях протеста приняли участие и друзы, живущие на Голанских высотах, и бедуины, живущие в пустыне Негев. К вечеру 3 октября 2000 г. беспорядки в арабском секторе Израиля постепенно прекратились. Однако несколько позднее стали видны подлинные масштабы кризиса во взаимоотношениях между еврейским и арабским секторами, когда арабы объявили — и осуществили — свою угрозу в массовом порядке бойкотировать прямые выборы главы правительства.
На всем протяжении израильской истории, в ходе пятнадцати парламентских кампаний, процент арабских граждан, принимавших участие в выборах, составлял от 69% (в 1949 г.) до 91% (в 1955 г.). В ходе выборов 1984 и 1988 гг. проголосовали 74% израильских арабов, в 1992 г. — 70%, в 1996 г. — 77%, в 1999 г. — 75%. В состоявшихся 6 февраля 2001 г. впервые в истории страны отдельно от парламентских прямых выборах премьер-министра приняли участие менее четверти израильских арабов, причем более 30% из них опустили в избирательные урны белые бюллетени. Общественные деятели арабского сектора подчеркивали, что бойкот выборов выражает их глубокое разочарование политической и правоохранительной системами Государства Израиль. Восстановление системы нормальных взаимоотношений между еврейскими и арабскими гражданами Израиля представляет собой важнейшую задачу настоящего времени.
Почти сразу после начала интифады «ал-Акса» десятки тысяч демонстрантов перекрыли важнейшие шоссейные дороги на севере страны, забрасывали полицейских и гражданских лиц камнями и бутылками с зажигательной смесью. Израильские солдаты и полицейские вынуждены были несколько раз открыть огонь для прекращения беспорядков, 13 израильских арабов были убиты.
С началом «интифады ал-Акса» значительно возрасло число израильских арабов, принимающих участие в террористической деятельности. Помимо оказания помощи террористам-самоубийцам — жителям контролируемых территорий, израильские арабы стали осуществлять террористические акты. Первый подобный терракт был осуществлен в октябре 2002 г. в Нагарии. В 2008 г. в израильских тюрьмах было заключено 150 арабов — граждан Израиля по обвинению в террористической деятельности. Антиизраильские демонстрации, проводимые арабскими гражданами Израиля каждый год в так называемый День Земли, привлекают все больше арабов. 28 марта 2008 г. впервые такая демонстрация была проведена в Яффо.
См. Израиль. См. Государство Израиль.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ в ЭЕЭ