Сфирот

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (викификация)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — в [[Каббала|Каббале]] десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими.
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
 +
|АВТОР2=
 +
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}} 
 +
 
 +
 
 +
'''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в [[Каббала|Каббале]], созданное автором [[«Сефер-Иецира»|«Сефер-иецира»]]. Сфирот - это десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими.
== Термин "сфирот" и его смыслы==
== Термин "сфирот" и его смыслы==
Строка 10: Строка 30:
== Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте ==
== Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте ==
-
 
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира.
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира.
Строка 24: Строка 43:
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
</blockquote>
</blockquote>
 +
 +
Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Ибн Габирол]]). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от [[Эйн-Соф|Эйн-соф]] (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют «древо сфирот», рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.
== Структура сфирот подобна структуре человека ==
== Структура сфирот подобна структуре человека ==
-
 
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]].
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]].
-
 
== Описание сфирот ==
== Описание сфирот ==
-
 
[[Кетер]] — корона: воля, творческий потенциал.
[[Кетер]] — корона: воля, творческий потенциал.
Строка 58: Строка 76:
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
-
 
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
Строка 84: Строка 101:
== Источники ==
== Источники ==
-
 
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot
 +
{{ElevenCopyRight|13985|СФИРОТ}}
== Сноски ==
== Сноски ==

Версия 09:26, 16 апреля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в Каббале, созданное автором «Сефер-иецира». Сфирот - это десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.

Содержание

Термин "сфирот" и его смыслы

Термин сфирот производят от:

  • "ограничивать" (сфар)
  • "число" (миспар)
  • "описание" (лесапер)

Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте

Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира.

Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.

«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).

Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).

Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Каббала занимается не материальной реальностью, а духовными корнями реальности. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.

«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).

Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. Ибн Габирол). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от Эйн-соф (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют «древо сфирот», рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.

Структура сфирот подобна структуре человека

В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее Адам Кадмон.

Описание сфирот

Кетер — корона: воля, творческий потенциал.

Хохма — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.

Бина — понимание: формирование структурного понимания на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.

Даат — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина.

Хесед — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.

Гвура — могущество: суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.

Тиферет — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.

Нецах — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.

hод — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.

Йесод — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.

Малхут — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.

Три линии

Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир

Игулим и йошер

Игулим

Йошер

Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер

Взаимодействия сфирот

Парцуфим

Сфирот и силы души

Сфирот и четыре мира


Источники

"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev

http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СФИРОТ в ЭЕЭ

Сноски

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация