Дан (библейский город)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
|Основание = 4500 г. до н.э. | |Основание = 4500 г. до н.э. | ||
|Основные даты = {{Достопримечательность/Даты||||||}} | |Основные даты = {{Достопримечательность/Даты||||||}} | ||
- | |Упразднён | + | |Упразднён = 733 г. до н. э. |
- | |Начало строительства | + | |Начало строительства = |
- | |Окончание строительства | + | |Окончание строительства = |
- | |Здания | + | |Здания = {{Достопримечательность/Здания||||||}} |
- | |Приделы | + | |Приделы = |
- | |Известные обитатели | + | |Известные обитатели = культуры неолита, ханаан, израильтяне |
- | |Реликвии | + | |Реликвии = |
- | |Настоятель | + | |Настоятель = |
- | |Состояние | + | |Состояние = руины |
- | |Сайт | + | |Сайт = http://www.parks.org.il/BuildaGate5/general2/data_card.php?Cat=~25~~970478950~Card12~&ru=&SiteName=parks&Clt=&Bur=885431281 |
- | |Commons | + | |Commons = |
}} | }} | ||
+ | '''Дан''' (דָּן) — еврейский библейский город в долине [[Хула]] близ истоков реки [[Иордан]]; первоначально назывался Лаиш и находился под властью финикийского города [[Сидон]]. | ||
- | + | == История == | |
- | [[ | + | Евреи из колена [[Дан]]а (см. также [[Колена Израилевы]]) захватили город и дали ему название Дан (Суд. 18:29). С тех пор Дан рассматривался как крайний северный пункт Страны Израиля (Суд. 20:1). Даниты построили в городе святилище, где было установлено изваяние (песел), захваченное ими у некоего Михи (или Михайху) «с горы Эфраима» (Суд. 17:1), и где совершалась служба до угона жителей Дана в Ассирию (см. [[Пленение Ассирийское|Пленение ассирийское]]) Тиглатпаласаром III в 733 г. до н. э. (Суд. 18:30). Дан как культовый центр на севере Эрец-Исраэль противостоял [[Шило]], а затем Иерусалиму, где находился [[Ковчег Завета]] и где служили потомки [[Аарон]]а, тогда как жрецами святилища в Дане были, видимо, потомки [[Моисей|Моисея]]. Так, [[Талмуд]] (ББ. 109б) толкует имя Менашше (которым в Суд. 18:30 назван дед родоначальника жрецов Дана) как видоизменение имени Моше, то есть Моисея. |
+ | После раскола царства [[Соломон]]а царь Израиля [[Иоровам I]] (10 в. до н. э.), стремясь покончить с культовой зависимостью от Иерусалима, установил в Дане (а также в [[Бет-Эль|Бет-Эле]]) золотых тельцов (I Ц. 12:28, 29, 32) в противоположность имевшимся в Иерусалимском храме [[Херувим|херувимам]]. Таким образом, Дан превратился в один из двух культовых центров Израильского царства, в которых не херувимы, а золотые тельцы служили символом присутствия Бога. | ||
+ | |||
+ | При преемнике Иоровама — Баше — Дан, через который проходил путь всех завоевателей, вторгавшихся в Израиль с севера, был разрушен царем Арам-Даммесека (см. [[Арамеи]]) Бен-Хададом. В эллинистический период Дан, по-видимому, назывался [[Антиохия|Антиохией]] и был самым северным городом на территориях, завоеванных [[Александр Яннай|Александром Яннаем]]. | ||
+ | |||
+ | Постепенно Дан пришел в упадок и превратился в деревню; [[Евсевий]] (4 в. н. э.) упоминает Кфар-Дан. Память о библейском Дане сохранилась в названии Мивцар-Дан, которое евреи, жившие в 11-12 вв. в [[Баниас]]е, дали своему городу. | ||
+ | |||
+ | == Раскопки == | ||
+ | |||
+ | Раскопки, систематически ведущиеся с 1966 г. на месте древнего Дана (Тель-Дан, площадь около 200 [[Дунам|дунамов]]), позволили установить, что уже с древнебронзового века (2900—2200 гг. до н. э.) здесь существовало поселение. К 18 в. до н. э. относится самый большой из известных в стране мощный крепостной вал с гласисом, характерным для строительства периода [[Гиксосы|гиксосов]]. Город неоднократно разрушался, но вновь отстраивался. Завоевание в 12 в. до н. э. коленом Дана сопровождалось разрушением города. В эпоху единого царства и в годы правления Иоровама Дан сильно разрастается, и строения выходят за пределы городских стен. После разрушения Бен-Хададом город восстанавливается и достигает своего наибольшего расцвета в конце 10 в. — начале 9 в. В 8 в. до н. э. сильное землетрясение разрушило Дан. В 733 г. город был разрушен ассирийскими завоевателями. Последний археологический слой, содержащий следы поселения конца израильского — начала персидского периода (7-6 вв. до н. э.), почти совершенно уничтожен поздним [[Кладбище|кладбищем]], существовавшим на этом месте. | ||
+ | |||
+ | Наиболее интересными археологическими объектами, обнаруженными при раскопках Дана, являются уже упомянутый крепостной вал, а также четырехугольное культовое возвышение (бама; 18,7 × 18,2 м), образованное стенами из тесаного камня 1,5-2,3 м толщиной, пространство между которыми заполнено камнями. Это возвышение было построено во времена Иоровама на месте насыпи, существовавшей уже в среднебронзовом веке; при [[Ахав]]е с юга к возвышению были пристроены монументальные ступени. В эллинистическую эпоху площадь возвышения была увеличена. В Библии неоднократно упоминаются культовые «высоты», однако «высота» в Тель-Дане является лишь второй из обнаруженных до сих пор (первая была найдена в [[Мегиддо]] и имеет круглую форму). Интерес представляют также остатки городских ворот и ведущая к ним мощеная улица периода Иоровама. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Tel Dan - Canaanite Gate.jpg|thumb|left|http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:Tel_Dan_-_Canaanite_Gate.jpg|border|Тел Дан — Раскопки и реконструкция Восточных ворот эпохи Бронзового века]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | |||
* [http://www.parks.org.il/BuildaGate5/general2/data_card.php?Cat=~25~~970478950~Card12~&ru=&SiteName=parks&Clt=&Bur=885431281 Сайт Тел Дана] | * [http://www.parks.org.il/BuildaGate5/general2/data_card.php?Cat=~25~~970478950~Card12~&ru=&SiteName=parks&Clt=&Bur=885431281 Сайт Тел Дана] | ||
* [http://www.co-ground.com/common/teldan.html Фотографии Тел Дана] | * [http://www.co-ground.com/common/teldan.html Фотографии Тел Дана] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
{{geo-stub}} | {{geo-stub}} | ||
[[Категория:Библейские места]] | [[Категория:Библейские места]] | ||
+ | [[Категория:Археология в Израиле]] | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|11364|ДАН}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | {{ | + |
Версия 14:47, 15 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Достопримечательность | |
Тель Дан
תל דן |
|
Тель Дан, руины Железного века, вид на ворота Южной стены | |
Страна | Израиль |
Дата основания | 4500 г. до н.э. |
Дата упразднения | 733 г. до н. э. |
Известные насельники | культуры неолита, ханаан, израильтяне |
Состояние | руины |
Сайт | Официальный сайт |
Дан (דָּן) — еврейский библейский город в долине Хула близ истоков реки Иордан; первоначально назывался Лаиш и находился под властью финикийского города Сидон.
История
Евреи из колена Дана (см. также Колена Израилевы) захватили город и дали ему название Дан (Суд. 18:29). С тех пор Дан рассматривался как крайний северный пункт Страны Израиля (Суд. 20:1). Даниты построили в городе святилище, где было установлено изваяние (песел), захваченное ими у некоего Михи (или Михайху) «с горы Эфраима» (Суд. 17:1), и где совершалась служба до угона жителей Дана в Ассирию (см. Пленение ассирийское) Тиглатпаласаром III в 733 г. до н. э. (Суд. 18:30). Дан как культовый центр на севере Эрец-Исраэль противостоял Шило, а затем Иерусалиму, где находился Ковчег Завета и где служили потомки Аарона, тогда как жрецами святилища в Дане были, видимо, потомки Моисея. Так, Талмуд (ББ. 109б) толкует имя Менашше (которым в Суд. 18:30 назван дед родоначальника жрецов Дана) как видоизменение имени Моше, то есть Моисея.
После раскола царства Соломона царь Израиля Иоровам I (10 в. до н. э.), стремясь покончить с культовой зависимостью от Иерусалима, установил в Дане (а также в Бет-Эле) золотых тельцов (I Ц. 12:28, 29, 32) в противоположность имевшимся в Иерусалимском храме херувимам. Таким образом, Дан превратился в один из двух культовых центров Израильского царства, в которых не херувимы, а золотые тельцы служили символом присутствия Бога.
При преемнике Иоровама — Баше — Дан, через который проходил путь всех завоевателей, вторгавшихся в Израиль с севера, был разрушен царем Арам-Даммесека (см. Арамеи) Бен-Хададом. В эллинистический период Дан, по-видимому, назывался Антиохией и был самым северным городом на территориях, завоеванных Александром Яннаем.
Постепенно Дан пришел в упадок и превратился в деревню; Евсевий (4 в. н. э.) упоминает Кфар-Дан. Память о библейском Дане сохранилась в названии Мивцар-Дан, которое евреи, жившие в 11-12 вв. в Баниасе, дали своему городу.
Раскопки
Раскопки, систематически ведущиеся с 1966 г. на месте древнего Дана (Тель-Дан, площадь около 200 дунамов), позволили установить, что уже с древнебронзового века (2900—2200 гг. до н. э.) здесь существовало поселение. К 18 в. до н. э. относится самый большой из известных в стране мощный крепостной вал с гласисом, характерным для строительства периода гиксосов. Город неоднократно разрушался, но вновь отстраивался. Завоевание в 12 в. до н. э. коленом Дана сопровождалось разрушением города. В эпоху единого царства и в годы правления Иоровама Дан сильно разрастается, и строения выходят за пределы городских стен. После разрушения Бен-Хададом город восстанавливается и достигает своего наибольшего расцвета в конце 10 в. — начале 9 в. В 8 в. до н. э. сильное землетрясение разрушило Дан. В 733 г. город был разрушен ассирийскими завоевателями. Последний археологический слой, содержащий следы поселения конца израильского — начала персидского периода (7-6 вв. до н. э.), почти совершенно уничтожен поздним кладбищем, существовавшим на этом месте.
Наиболее интересными археологическими объектами, обнаруженными при раскопках Дана, являются уже упомянутый крепостной вал, а также четырехугольное культовое возвышение (бама; 18,7 × 18,2 м), образованное стенами из тесаного камня 1,5-2,3 м толщиной, пространство между которыми заполнено камнями. Это возвышение было построено во времена Иоровама на месте насыпи, существовавшей уже в среднебронзовом веке; при Ахаве с юга к возвышению были пристроены монументальные ступени. В эллинистическую эпоху площадь возвышения была увеличена. В Библии неоднократно упоминаются культовые «высоты», однако «высота» в Тель-Дане является лишь второй из обнаруженных до сих пор (первая была найдена в Мегиддо и имеет круглую форму). Интерес представляют также остатки городских ворот и ведущая к ним мощеная улица периода Иоровама.
Ссылки
Шаблон:Geo-stub