Добрушка, Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Добрушка, Моше''' (Dobruška, Moses; 1753, Брюнн, Австрия, ныне Брно, Чехия, – 1794, Париж), ученый-филолог, автор раввинистического сочинения, деятель Великой французской революции. | + | '''Добрушка, Моше''' (Dobruška, Moses; 1753, Брюнн, Австрия, ныне Брно, Чехия, – 1794, Париж), ученый-филолог, автор раввинистического сочинения, деятель Великой французской революции. |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | В этот период Добрушка стал отходить от теологических религиозных занятий, посвятив себя преимущественно изучению средневековой германской поэзии и средневековому немецкому языку. Добрушка писал стихи, драмы и научные статьи на немецком языке и приобрел репутацию выдающегося филолога, однако еврейское происхождение делало для него невозможной академическую карьеру. Некоторые его исследования посвящены еврейской тематике: «О поэзии древних евреев» (1774), «Пастушье стихотворение на древнееврейском языке» (1774), «Древнееврейский поэтический перевод золотых речений Пифагора» (Прага, 1775), «Воинские песнопения Давида» (Вена, 1789). | + | Родился в состоятельной религиозной семье. С ранней юности Добрушка готовился к карьере раввина, изучая [[Талмуд]] и [[Раввинистическая Литература|раввинистическую литературу]]. Вместе с тем Добрушка изучал и светские науки, увлекался поэзией, восточными языками. Он также свободно владел немецким, французским, английским и итальянским языками. В начале 1770-х гг. Добрушка сблизился с франкистами, а так как его мать Шендл (1735–91) была двоюродной сестрой [[Франк Яаков|Я. Франка]], то некоторые из сектантов считали Добрушку его потенциальным преемником. |
+ | === Комментарий к этическому трактату === | ||
+ | |||
+ | В 1773–74 гг. Добрушка опубликовал комментарий к этическому трактату [[Иедая Бен Аврахам|Иедаи бен Аврахама (hа-Пнини) Бедерси]] «Сефер бхинат олам» («Книга критического познания мира») под названием «Сефер шаашуа» («Книга забавы»). Сочинение получило одобрение видных раввинов Центральной и Восточной Европы. | ||
+ | == Добрушка - филолог == | ||
+ | === Изучение средневековой германской поэзии === | ||
+ | |||
+ | В этот период Добрушка стал отходить от теологических религиозных занятий, посвятив себя преимущественно изучению средневековой германской поэзии и средневековому немецкому языку. Добрушка писал стихи, драмы и научные статьи на немецком языке и приобрел репутацию выдающегося филолога, однако еврейское происхождение делало для него невозможной академическую карьеру. | ||
+ | === Исследования, посвященные еврейской тематике === | ||
+ | |||
+ | Некоторые его исследования посвящены еврейской тематике: «О поэзии древних евреев» (1774), «Пастушье стихотворение на древнееврейском языке» (1774), «Древнееврейский поэтический перевод золотых речений Пифагора» (Прага, 1775), «Воинские песнопения Давида» (Вена, 1789). | ||
Вскоре после смерти отца (Шломо, 1715–74) Добрушка принял католичество и, получив в 1778 г. дворянский титул, стал бароном Францем Томасом фон Шенфельдом. В 1782 г. он переехал в Вену и стал заниматься банковским делом, а также поставками для австрийской армии. Добрушка был одним из основателей в Вене масонской ложи — ордена Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе (так называемые Азиатские братья, см. [[Масоны]]), в члены которой допускались также и некрещеные евреи. В начале 1792 г. Добрушка, который вскоре стал именоваться Юний Брут Фрей, вместе с братом Эманюэлем (до крещения Давид, 1765–94) и сестрой Леопольдиной (1776–?) отправились во Францию, где братья под фамилией Фрей приняли активное участие в событиях революции. В Париже они вступили в революционное общество друзей Конституции, а Эманюэль публиковал статьи в органе якобинцев «Журналь де ля монтань». Братья были связаны с так называемыми правыми якобинцами (дантонистами), а сестру Леопольдину выдали в октябре 1793 г. замуж за одного из лидеров этой группы — члена Конвента, бывшего монаhа-капуцина Ф. Шабо. | Вскоре после смерти отца (Шломо, 1715–74) Добрушка принял католичество и, получив в 1778 г. дворянский титул, стал бароном Францем Томасом фон Шенфельдом. В 1782 г. он переехал в Вену и стал заниматься банковским делом, а также поставками для австрийской армии. Добрушка был одним из основателей в Вене масонской ложи — ордена Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе (так называемые Азиатские братья, см. [[Масоны]]), в члены которой допускались также и некрещеные евреи. В начале 1792 г. Добрушка, который вскоре стал именоваться Юний Брут Фрей, вместе с братом Эманюэлем (до крещения Давид, 1765–94) и сестрой Леопольдиной (1776–?) отправились во Францию, где братья под фамилией Фрей приняли активное участие в событиях революции. В Париже они вступили в революционное общество друзей Конституции, а Эманюэль публиковал статьи в органе якобинцев «Журналь де ля монтань». Братья были связаны с так называемыми правыми якобинцами (дантонистами), а сестру Леопольдину выдали в октябре 1793 г. замуж за одного из лидеров этой группы — члена Конвента, бывшего монаhа-капуцина Ф. Шабо. |
Версия 19:35, 10 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
Добрушка, Моше (Dobruška, Moses; 1753, Брюнн, Австрия, ныне Брно, Чехия, – 1794, Париж), ученый-филолог, автор раввинистического сочинения, деятель Великой французской революции.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в состоятельной религиозной семье. С ранней юности Добрушка готовился к карьере раввина, изучая Талмуд и раввинистическую литературу. Вместе с тем Добрушка изучал и светские науки, увлекался поэзией, восточными языками. Он также свободно владел немецким, французским, английским и итальянским языками. В начале 1770-х гг. Добрушка сблизился с франкистами, а так как его мать Шендл (1735–91) была двоюродной сестрой Я. Франка, то некоторые из сектантов считали Добрушку его потенциальным преемником.
Комментарий к этическому трактату
В 1773–74 гг. Добрушка опубликовал комментарий к этическому трактату Иедаи бен Аврахама (hа-Пнини) Бедерси «Сефер бхинат олам» («Книга критического познания мира») под названием «Сефер шаашуа» («Книга забавы»). Сочинение получило одобрение видных раввинов Центральной и Восточной Европы.
Добрушка - филолог
Изучение средневековой германской поэзии
В этот период Добрушка стал отходить от теологических религиозных занятий, посвятив себя преимущественно изучению средневековой германской поэзии и средневековому немецкому языку. Добрушка писал стихи, драмы и научные статьи на немецком языке и приобрел репутацию выдающегося филолога, однако еврейское происхождение делало для него невозможной академическую карьеру.
Исследования, посвященные еврейской тематике
Некоторые его исследования посвящены еврейской тематике: «О поэзии древних евреев» (1774), «Пастушье стихотворение на древнееврейском языке» (1774), «Древнееврейский поэтический перевод золотых речений Пифагора» (Прага, 1775), «Воинские песнопения Давида» (Вена, 1789).
Вскоре после смерти отца (Шломо, 1715–74) Добрушка принял католичество и, получив в 1778 г. дворянский титул, стал бароном Францем Томасом фон Шенфельдом. В 1782 г. он переехал в Вену и стал заниматься банковским делом, а также поставками для австрийской армии. Добрушка был одним из основателей в Вене масонской ложи — ордена Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе (так называемые Азиатские братья, см. Масоны), в члены которой допускались также и некрещеные евреи. В начале 1792 г. Добрушка, который вскоре стал именоваться Юний Брут Фрей, вместе с братом Эманюэлем (до крещения Давид, 1765–94) и сестрой Леопольдиной (1776–?) отправились во Францию, где братья под фамилией Фрей приняли активное участие в событиях революции. В Париже они вступили в революционное общество друзей Конституции, а Эманюэль публиковал статьи в органе якобинцев «Журналь де ля монтань». Братья были связаны с так называемыми правыми якобинцами (дантонистами), а сестру Леопольдину выдали в октябре 1793 г. замуж за одного из лидеров этой группы — члена Конвента, бывшего монаhа-капуцина Ф. Шабо.
В марте 1794 г., во время якобинского террора, братья Фрей вместе с другими дантонистами были арестованы. Революционный трибунал обвинил их в том, что они состоят на службе у австрийского правительства и что, дав сестре в приданое 200 тыс. ливров, они пытались «разрушить республиканское правительство посредством продажности». 5 апреля 1794 г. братья Фрей вместе с Ж. Ж. Дантоном, Ф. Шабо и другими были казнены. Необычной жизни Добрушки посвятил исследование Г. Шолем.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДОБРУШКА Моше в ЭЕЭ