Доносчики (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Доносчики (ЭЕЭ)» в «Доносчики») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Доносчики» в «Доносчики (еврейский аспект)») |
Версия 12:44, 10 апреля 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Доносчики (на иврите מוֹסְרִים, мосрим, также דֵּלָטוֹרִים, делаторим и מַלְשִׁינִים, малшиним). В Талмуде доносчиками считают евреев, которые доносят иноземным властям на отдельных единоверцев, общину или еврейский народ в целом, как на нарушителей правительственных запретов, направленных против еврейской религии. Религиозная обособленность и подчиненность чуждой по вере власти, характерные для многих веков истории евреев, делали доносительство в их среде особой национальной проблемой, приобретшей исключительную остроту в условиях галута.
Талмуд ставит доносчиков в один ряд с вероотступниками и безбожниками и обрекает их на вечные муки ада (РхШ. 17а). Обвиняя доносчиков в страданиях еврейского народа во время преследований, которым подвергались евреи после разрушения Второго храма, таннаи включили в читаемую трижды в день молитву Амида бенедикцию, призывающую покарать доносчиков. Особенно резко осуждает Талмуд доносчиков времен Адриана, называя царствование его «злодейским» (малхут hа-решаа), а их считая ответственными за жестокую кару, постигшую не только тех, кто продолжал исполнять предписания еврейской религии, но и выражавших недовольство цивилизаторскими мероприятиями римлян. Так, рабби Шимон бар Иохай, отозвавшийся неодобрительно о римских нововведениях, был приговорен к смерти по доносу Иехуды бен Герима и был вынужден скрываться в пещере в течение 12 лет (Шаб. 33б).
В средние века раскрытие не подлежащих разглашению сведений относительно жизни евреев, их имущества и взглядов угрожало еврейской автономии, экономическому положению евреев и их статусу. Это побудило еврейские общины вести непримиримую борьбу с доносчиками, привлекать их к суду и в некоторых случаях приговаривать их к высшей мере наказания (см. Автономия судебная). Особенно широкие размеры приняло доносительство в 13–14 вв. в Испании (ивритское слово малшин даже вошло в форме malsin в испанский язык), что объясняется, в первую очередь, эгоистическим стремлением придворных евреев усилить свое влияние. Испанские еврейские общины испросили и получили право выносить смертные приговоры доносчикам (до этого времени еврейским судам было запрещено ведение уголовных дел и вынесение смертных приговоров; обычным наказанием за доносительство были штраф и возмещение убытков пострадавшему или херем). Так, в 1383 г. еврейская община Барселоны получила разрешение наказывать доносчиков изгнанием, отсечением конечностей и смертной казнью; постановления, принятые еврейской общиной Кастилии в 1432 г., предусматривали среди прочих наказаний наложение клейма «малшин» на лоб доносчика. Проблема доносительства стала более сложной, когда возникшая в 80-х гг. 15 в. инквизиция стала вынуждать евреев свидетельствовать против крестившихся, но продолжавших втайне соблюдать законы иудаизма (см. Марраны) евреев, вынося приговоры на основании таких показаний.
Беженцы, осевшие в Северной Африке после антиеврейских гонений 1391 г. в Испании, также были вынуждены принять постановления против доносчиков; их примеру последовали коренные еврейские общины. В 1558 г. испанские беженцы в Салониках приняли устав против доносчиков, который предусматривал весьма суровые наказания. Этот устав, читавшийся в синагоге в последнюю субботу каждого месяца, был принят раввинами Константинополя и подтвержден турецкими властями.
По сравнению с испанскими общинами, еврейские автономные учреждения в Центральной и Восточной Европе были более ограничены в средствах борьбы с доносчиками: наиболее распространенной мерой наказания доносчиков был херем, однако иногда применялись и физические наказания, например, отсечение языка или конечностей. В России доносительство поощрялось властями и инспирировалось антиеврейскими законами и дискриминацией евреев. Доносы касались, в первую очередь, уклоняющихся от военной службы, лиц, занимающихся контрабандой или торгующих алкогольными напитками без разрешения властей, а также евреев, проживающих где-либо без права жительства (см. Черта оседлости). Еще больший вред причиняли доносчики целым общинам, например, сообщениями о том, что община обращает в иудаизм или скрывает в своей среде принявших иудаизм христиан (см. Геры), что евреи собирают деньги и посылают их в Палестину и т. п. Однако наиболее опасны были доносчики, обвинявшие весь народ, как, например, Яков Брафман, который, отступившись от иудаизма, доказывал властям, что евреи России представляют собой «государство в государстве» и угрожают благополучию страны. Известен случай расправы с двумя жителями Новой Ушицы в 1836 г. по решению бет-дина за доносы киевскому губернатору на укрывающихся от военной службы, от уплаты налогов и живущих без прописки (по так называемому Ушицкому делу, 1838–40 гг., около 80 человек были биты плетьми и сосланы в Сибирь).
Зачастую доносы являлись оружием в идеологической и социальной борьбе внутри общин. Наиболее известными случаями такого рода являются доносы хасидов (см. Хасидизм) на руководителей Виленской общины в 1799 г. и донос Авигдора бен Иосефа Хаима из Пинска, приведший к заключению в тюрьму в 1800 г. Шнеура Залмана из Ляд, главы хабадского хасидизма. В 19 в. митнагдим и маскилим (см. Хаскала) не раз доносили властям на хасидов и их цаддиков.
С получением евреями равноправия (см. Эмансипация) доносительство (даже такого рода, как доносы членов Евсекции на сионистов или доносительство в гетто в годы Второй мировой войны) утрачивает характер специфической национальной проблемы, так как оно исключительно связано с режимом государства, в котором евреи живут.