Деисты - приверженцы религиозно-философского течения деизм (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate|[[Деизм]]}}
+
{{ElevenImported}}
{{Остатье\ЭЕЭ
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1

Версия 14:14, 6 апреля 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана


Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Деисты, приверженцы религиозно-философского течения деизм, распространившегося в 17–18 вв. в Англии и других странах Западной Европы. Развивая идею общечеловеческой рациональной религии, деисты подвергали острой критике все исторические религии, в том числе иудаизм. При этом, однако, деисты рассматривали христианство как религию, в наибольшей степени отвечающую требованиям разума и основывающуюся на универсальных моральных принципах. Иудаизм деисты считали узко национальной религией, лишенной четких этических норм и придающей чрезмерное значение обрядности. Особенно резко деисты выступали против идеи избранного народа и признания уникального характера еврейской религии; в этих моментах деисты усматривали проявление религиозной нетерпимости иудаизма. Большое влияние на деистов, в частности, на их критику иудаизма, оказал «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы, где Библия подвергалась критике во имя универсальных принципов разума и морали. Многие деисты (например, М. Тиндаль, К. Мидлтон, Т. Морган), стремясь путем критического сравнения Библии и Нового завета доказать превосходство последнего, перешли к резким нападкам на еврейский народ. Хотя эти нападки были направлены против библейских евреев и преследовали цель дискредитации официальной религии, деистская критика Библии способствовала перенесению отрицательной оценки библейских евреев на современных. Взгляды деистов оказали влияние на французских просветителей 18 в., в первую очередь, на Вольтера и П. А. Гольбаха. Однако деизм не ведет с необходимостью к антисемитским выводам, о чем свидетельствуют выступления некоторых деистов в защиту евреев от нападок их врагов и в пользу предоставления евреям гражданского равноправия. В частности, Дж. Толанд (1670–1722) называл Закон Моисея идеальной гражданской конституцией, благодаря которой евреи сумели сохраниться в изгнании как народ. Защите евреев и обоснованию требования о предоставлении им гражданских прав Толанд посвятил специальное сочинение (1714). В другом своем произведении он высказал мысль, что возвращение евреев на древнюю родину превратит их «в самую многочисленную, богатую и могущественную нацию». Часть деистов признавала за древними евреями определенные добродетели, а усматриваемые в современных евреях отрицательные черты объясняла как результат гонений и преследований. Таких воззрений придерживался Г. Э. Лессинг в Германии и О. Мирабо (1749–1791) во Франции, активно способствовавший эмансипации евреев. Деисты оказали значительное влияние на многих мыслителей и писателей 19–20 вв. (в особенности на младогегельянцев), проповедовавших презрение к еврейскому народу и его вероучению. Современный антисемитизм во многом основан на идеях деистской критики Библии (в частности, вольтеровско-гольбаховского варианта этой критики), откуда он почерпнул учение о порочности еврейского вероучения, прибавив к этому теорию о неизменной и неисправимой порочности еврейского национального характера.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЕИСТЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация