Десятина (налог в качестве религиозной повинности)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Десятина» в «Десятина (налог в качестве религиозной повинности)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Десятина''' (מַעֲשֵׂר, маасер): | + | '''Десятина''' (מַעֲשֵׂר, маасер): десятая часть урожая и скота, подлежащая отчислению в качестве особой религиозной повинности (Лев. 27:30–32; Чис. 18:21–24; Втор. 14:22–29; 26:12–15). |
+ | === Десятина в древности на Ближнем === | ||
- | + | Выплата десятины на храмовые нужды в древности имела широкое распространение на Ближнем Востоке. Как следует из I Сам. 8:15, 17 и из угаритских текстов, могла взиматься и царская десятина — налог на содержание царского двора. | |
+ | === Согласно Библии === | ||
- | Согласно [[Библия|Библии]], обложению десятиной подлежали зерно, плоды, вино, масло, а также крупный и мелкий скот. В тех случаях, однако, когда десятина выступает вне непосредственной связи с приношением на нужды [[Храм|Храма]], она может распространяться на все виды собственности. Так, [[Авраам]] отдает Малки-Цедеку «десятую часть из всего» (Быт. 14:20), а [[Иаков]] клянется: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22). Из всех древних ближневосточных источников, где говорится о десятине, следует, что ее рассматривали как налог, необходимый для содержания Храма и его служителей. Сельскохозяйственные продукты преимущественно шли в пищу служителям, но также и на поддержание различных учреждений при Храме; скот в основном предназначался для жертвоприношений. Десятина собиралась представителями храмовых властей, которые отвечали также за доставку продуктов в Храм. Уплата десятины была обязанностью каждого, включая храмовый персонал и самих сборщиков десятины. Близкое к этому понимание назначения десятины обнаруживает исследование библейских источников. После разрушения Второго храма и исчезновения класса храмовых служителей уплата десятины была заменена особым религиозным обрядом, который соблюдается верующими и в настоящее время. Подробно о десятине в периоды Первого и Второго храмов и о постановлениях [[Галаха|Галахи]], относящихся к десятине, см. [[Трумот У-Маасрот|Трумот у-маасрот]].Специфическое обложение, которому подвергались евреи средневековой Европы. Со второй половины 11 в. церковные власти западноевропейских стран стали обязывать еврейских землевладельцев отчислять на церковь десятую часть ежегодного урожая. В 1067–1068 гг. Геронский собор обложил десятиной лишь продукты земель, купленных евреями у христиан; в 1078 г. другой Геронский собор расширил сферу взыскания десятины на все земли, находившиеся во владении евреев; четвертый Латеранский собор (1215) провозгласил, что это решение распространяется на все христианские страны и относится к землям, ранее принадлежавшим христианам и перешедшим во владение евреев. В 1233 г. папа Григорий IX подтвердил постановление Геронского собора 1078 г., распространив его, сверх того, на земли евреев, находящиеся в бывших мусульманских областях. Десятина взималась с евреев вплоть до введения запретов на владение ими землей (Англия — 13 в., Франция и Германские княжества — 14 в.). | + | Согласно [[Библия|Библии]], обложению десятиной подлежали зерно, плоды, вино, масло, а также крупный и мелкий скот. В тех случаях, однако, когда десятина выступает вне непосредственной связи с приношением на нужды [[Храм|Храма]], она может распространяться на все виды собственности. Так, [[Авраам]] отдает Малки-Цедеку «десятую часть из всего» (Быт. 14:20), а [[Иаков]] клянется: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22). |
+ | === Назначение десятины === | ||
+ | |||
+ | Из всех древних ближневосточных источников, где говорится о десятине, следует, что ее рассматривали как налог, необходимый для содержания Храма и его служителей. Сельскохозяйственные продукты преимущественно шли в пищу служителям, но также и на поддержание различных учреждений при Храме; скот в основном предназначался для жертвоприношений. | ||
+ | === Организация сбора десятины === | ||
+ | |||
+ | Десятина собиралась представителями храмовых властей, которые отвечали также за доставку продуктов в Храм. Уплата десятины была обязанностью каждого, включая храмовый персонал и самих сборщиков десятины. Близкое к этому понимание назначения десятины обнаруживает исследование библейских источников. | ||
+ | Религиозный обряд (взамен десятины) | ||
+ | |||
+ | После разрушения Второго храма и исчезновения класса храмовых служителей уплата десятины была заменена особым религиозным обрядом, который соблюдается верующими и в настоящее время. Подробно о десятине в периоды Первого и Второго храмов и о постановлениях [[Галаха|Галахи]], относящихся к десятине, см. [[Трумот У-Маасрот|Трумот у-маасрот]].Специфическое обложение, которому подвергались евреи средневековой Европы. Со второй половины 11 в. церковные власти западноевропейских стран стали обязывать еврейских землевладельцев отчислять на церковь десятую часть ежегодного урожая. В 1067–1068 гг. Геронский собор обложил десятиной лишь продукты земель, купленных евреями у христиан; в 1078 г. другой Геронский собор расширил сферу взыскания десятины на все земли, находившиеся во владении евреев; четвертый Латеранский собор (1215) провозгласил, что это решение распространяется на все христианские страны и относится к землям, ранее принадлежавшим христианам и перешедшим во владение евреев. В 1233 г. папа Григорий IX подтвердил постановление Геронского собора 1078 г., распространив его, сверх того, на земли евреев, находящиеся в бывших мусульманских областях. Десятина взималась с евреев вплоть до введения запретов на владение ими землей (Англия — 13 в., Франция и Германские княжества — 14 в.). | ||
{{ElevenCopyRight|11410|ДЕСЯТИНА}} | {{ElevenCopyRight|11410|ДЕСЯТИНА}} |
Версия 12:05, 6 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
Десятина (מַעֲשֵׂר, маасер): десятая часть урожая и скота, подлежащая отчислению в качестве особой религиозной повинности (Лев. 27:30–32; Чис. 18:21–24; Втор. 14:22–29; 26:12–15).
Содержание |
Десятина в древности на Ближнем
Выплата десятины на храмовые нужды в древности имела широкое распространение на Ближнем Востоке. Как следует из I Сам. 8:15, 17 и из угаритских текстов, могла взиматься и царская десятина — налог на содержание царского двора.
Согласно Библии
Согласно Библии, обложению десятиной подлежали зерно, плоды, вино, масло, а также крупный и мелкий скот. В тех случаях, однако, когда десятина выступает вне непосредственной связи с приношением на нужды Храма, она может распространяться на все виды собственности. Так, Авраам отдает Малки-Цедеку «десятую часть из всего» (Быт. 14:20), а Иаков клянется: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22).
Назначение десятины
Из всех древних ближневосточных источников, где говорится о десятине, следует, что ее рассматривали как налог, необходимый для содержания Храма и его служителей. Сельскохозяйственные продукты преимущественно шли в пищу служителям, но также и на поддержание различных учреждений при Храме; скот в основном предназначался для жертвоприношений.
Организация сбора десятины
Десятина собиралась представителями храмовых властей, которые отвечали также за доставку продуктов в Храм. Уплата десятины была обязанностью каждого, включая храмовый персонал и самих сборщиков десятины. Близкое к этому понимание назначения десятины обнаруживает исследование библейских источников. Религиозный обряд (взамен десятины)
После разрушения Второго храма и исчезновения класса храмовых служителей уплата десятины была заменена особым религиозным обрядом, который соблюдается верующими и в настоящее время. Подробно о десятине в периоды Первого и Второго храмов и о постановлениях Галахи, относящихся к десятине, см. Трумот у-маасрот.Специфическое обложение, которому подвергались евреи средневековой Европы. Со второй половины 11 в. церковные власти западноевропейских стран стали обязывать еврейских землевладельцев отчислять на церковь десятую часть ежегодного урожая. В 1067–1068 гг. Геронский собор обложил десятиной лишь продукты земель, купленных евреями у христиан; в 1078 г. другой Геронский собор расширил сферу взыскания десятины на все земли, находившиеся во владении евреев; четвертый Латеранский собор (1215) провозгласил, что это решение распространяется на все христианские страны и относится к землям, ранее принадлежавшим христианам и перешедшим во владение евреев. В 1233 г. папа Григорий IX подтвердил постановление Геронского собора 1078 г., распространив его, сверх того, на земли евреев, находящиеся в бывших мусульманских областях. Десятина взималась с евреев вплоть до введения запретов на владение ими землей (Англия — 13 в., Франция и Германские княжества — 14 в.).