Оhел (театр)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Охел (ЭЕЭ)» в «Оhел (театр)») |
(иллюстрация, категория) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
+ | [[Файл:Ohelegypt.jpg|250px|right|thumb|Гастроли в Египте]] | ||
+ | [[Файл:Maase behayat, Ohel 1947.jpg|250px|right|thumb|Спектакль "Маасе бэхайат" (מעשה בחייט), 1947]] | ||
+ | '''«Оhел»''' («האוֹהֶל» - `палатка`, `шатер`) - израильский театр, основанный в [[Тель-Авив|Тель-Авиве]] в 1925 г. бывшим актером московской студии "[[Хабима]]" [[Моше Халеви]] (1895–1974). Он хотел создать еврейский пролетарский театр, актеры которого наряду с искусством занимались бы сельскохозяйственным или промышленным трудом. Будучи приверженцем выдающихся русских режиссеров своего времени — К. Станиславского, Е. Вахтангова, В. Мейерхольда, — Халеви предпочитал, однако, энтузиазм любителя мастерству профессионала и даже отказывал профессиональным актерам, желавшим работать в его театре. Но через два года Халеви понял, что высокого уровня игры актер может достичь, лишь посвящая себя целиком сцене. | ||
+ | Сыгранный в 1926 г. первый спектакль (по нескольким произведениям [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]]) и последующие работы театра были восторженно приняты зрителем и критикой, отмечавшей, что «Оhел» — первый подлинно художественный еврейский театр, который возник в Эрец-Исраэль. Одним из ведущих актеров, принесших успех театру, был [[Маргалит, Меир|М. Маргалит]]. Театр давал представления как в городах, так и в самых маленьких и отдаленных поселениях Эрец-Исраэль (это стало со временем традицией всех израильских театров), что соответствовало заложенному в его название значению: и палатка халуца-первопроходца (см. [[Халуцим]]), и библейская переносная [[Скиния|скиния]]. | ||
+ | С первых дней создания «Оhел» его руководители столкнулись с острой проблемой выбора репертуара, он должен был сочетать тенденции театра для рабочих и еврейского национального и сионистского театра в Эрец-Исраэль. Стремясь к созданию самобытного еврейского театра на иврите, выражающего историческую связь народа со своей землей, М. Халеви все чаще обращался к библейским сюжетам. В спектаклях, поставленных в этом ключе («Иаков и Рахиль» по Н. А. Крашенинникову, музыка [[Розовский, Шломо|Ш. Розовского]], 1928; «Иеремия» по [[Цвейг, Стефан|С. Цвейгу]], 1929, и другие), актеры копировали произношение, принятое у [[Йеменские Евреи|йеменских евреев]] при публичном чтении Торы, а их костюмы были одеждой бедуинов, чьим движениям они подражали. Это, по мнению Халеви, придавало постановкам элемент «аутентичности». | ||
- | + | В 1930-х гг. на сцене «Оhела» было поставлено несколько пьес социального звучания («На дне» [[Горький, Максим|М. Горького]], 1933; «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, тогда же), подвергшихся критике за их неактуальность в Эрец-Исраэль. В успешном европейском турне в 1934 г. театр показал в основном спектакли на «национальные» и «библейские» сюжеты. В 1935 г. в «Оhеле» был поставлен спектакль «Бравый солдат Швейк» (инсценировка [[Брод, Макс|М. Брода]] по роману Я. Гашека), принесший театру наибольший успех, а в 1936 г. — первая в истории «Оhела» написанная в оригинале на иврите пьеса «Шабтай Цви» (см. [[Саббатай Цви]]) [[Агмон|Н. Агмона]]. | |
- | + | Начавшийся в 1958 г. период упадка театра сопровождался финансовым кризисом. В 1961 г. «Оhел» временно вышел из этих трудностей, поставив комедию [[Кишон, Эфраим|Э. Кишона]] «hа-ктубба» («Брачный контракт»). Кратковременный взлет театра начался в 1964 г. благодаря спектаклям по произведениям [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]] («Амха» — «Простые люди»), произведениям [[Ионеско, Эжен|Э. Ионеско]], Б. Брехта и других. В 1969 г. театр закрылся. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | В 1930-х гг. на сцене | + | |
- | Начавшийся в 1958 г. период упадка театра сопровождался финансовым кризисом. В 1961 г. | + | |
{{ElevenCopyRight|13045|«ОХЕЛ»}} | {{ElevenCopyRight|13045|«ОХЕЛ»}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория: Еврейский театр]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория: Театры Израиля]] |
Версия 15:24, 28 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
«Оhел» («האוֹהֶל» - `палатка`, `шатер`) - израильский театр, основанный в Тель-Авиве в 1925 г. бывшим актером московской студии "Хабима" Моше Халеви (1895–1974). Он хотел создать еврейский пролетарский театр, актеры которого наряду с искусством занимались бы сельскохозяйственным или промышленным трудом. Будучи приверженцем выдающихся русских режиссеров своего времени — К. Станиславского, Е. Вахтангова, В. Мейерхольда, — Халеви предпочитал, однако, энтузиазм любителя мастерству профессионала и даже отказывал профессиональным актерам, желавшим работать в его театре. Но через два года Халеви понял, что высокого уровня игры актер может достичь, лишь посвящая себя целиком сцене.
Сыгранный в 1926 г. первый спектакль (по нескольким произведениям И. Л. Переца) и последующие работы театра были восторженно приняты зрителем и критикой, отмечавшей, что «Оhел» — первый подлинно художественный еврейский театр, который возник в Эрец-Исраэль. Одним из ведущих актеров, принесших успех театру, был М. Маргалит. Театр давал представления как в городах, так и в самых маленьких и отдаленных поселениях Эрец-Исраэль (это стало со временем традицией всех израильских театров), что соответствовало заложенному в его название значению: и палатка халуца-первопроходца (см. Халуцим), и библейская переносная скиния.
С первых дней создания «Оhел» его руководители столкнулись с острой проблемой выбора репертуара, он должен был сочетать тенденции театра для рабочих и еврейского национального и сионистского театра в Эрец-Исраэль. Стремясь к созданию самобытного еврейского театра на иврите, выражающего историческую связь народа со своей землей, М. Халеви все чаще обращался к библейским сюжетам. В спектаклях, поставленных в этом ключе («Иаков и Рахиль» по Н. А. Крашенинникову, музыка Ш. Розовского, 1928; «Иеремия» по С. Цвейгу, 1929, и другие), актеры копировали произношение, принятое у йеменских евреев при публичном чтении Торы, а их костюмы были одеждой бедуинов, чьим движениям они подражали. Это, по мнению Халеви, придавало постановкам элемент «аутентичности».
В 1930-х гг. на сцене «Оhела» было поставлено несколько пьес социального звучания («На дне» М. Горького, 1933; «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, тогда же), подвергшихся критике за их неактуальность в Эрец-Исраэль. В успешном европейском турне в 1934 г. театр показал в основном спектакли на «национальные» и «библейские» сюжеты. В 1935 г. в «Оhеле» был поставлен спектакль «Бравый солдат Швейк» (инсценировка М. Брода по роману Я. Гашека), принесший театру наибольший успех, а в 1936 г. — первая в истории «Оhела» написанная в оригинале на иврите пьеса «Шабтай Цви» (см. Саббатай Цви) Н. Агмона. Начавшийся в 1958 г. период упадка театра сопровождался финансовым кризисом. В 1961 г. «Оhел» временно вышел из этих трудностей, поставив комедию Э. Кишона «hа-ктубба» («Брачный контракт»). Кратковременный взлет театра начался в 1964 г. благодаря спектаклям по произведениям Шалом Алейхема («Амха» — «Простые люди»), произведениям Э. Ионеско, Б. Брехта и других. В 1969 г. театр закрылся.