Шифман, Илья Шолеймович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Граф (Обсуждение | вклад)
Граф (Обсуждение | вклад)
 
Строка 27: Строка 27:
== Биография ==
== Биография ==
-
Илья Шолеймович Шифман родился 1 июня 1930 года в Ленинграде. В 1948 году он поступил на восточный факультет [[ЛГУ]], после его закрытия продолжал учёбу на историческом факультете, который закончил с отличием 1953 году.  
+
Илья Шолеймович Шифман родился 1 июня 1930 года в Ленинграде. В 1948 году он поступил на восточный факультет ЛГУ, после его закрытия продолжал учёбу на историческом факультете, который закончил с отличием 1953 году.  
Следующие четыре года (1953—1957) работал учителем истории. В 1959—1960 годы был аспирантом по кафедре истории Древней Греции и Рима исторического факультета ЛГУ и в июле 1960 года представил кандидатскую диссертацию на тему о финикийской колонизации.
Следующие четыре года (1953—1957) работал учителем истории. В 1959—1960 годы был аспирантом по кафедре истории Древней Греции и Рима исторического факультета ЛГУ и в июле 1960 года представил кандидатскую диссертацию на тему о финикийской колонизации.

Текущая версия на 11:26, 27 марта 2012

Илья Шолеймович Шифман
[[Файл:Файл:Shifman.jpg|200px]]
Дата рождения:

1 июня 1930(1930-06-01)

Место рождения:

Ленинград

Дата смерти:

4 марта 1990(1990-03-04) (59 лет)

Научная сфера:

история, востоковедение

Илья́ Шоле́ймович Ши́фман (1 июня 1930 г., Ленинград — 4 марта 1990 г.) — советский антиковед и востоковед, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.

Содержание

Биография

Илья Шолеймович Шифман родился 1 июня 1930 года в Ленинграде. В 1948 году он поступил на восточный факультет ЛГУ, после его закрытия продолжал учёбу на историческом факультете, который закончил с отличием 1953 году.

Следующие четыре года (1953—1957) работал учителем истории. В 1959—1960 годы был аспирантом по кафедре истории Древней Греции и Рима исторического факультета ЛГУ и в июле 1960 года представил кандидатскую диссертацию на тему о финикийской колонизации.

По ходатайству Нины Викторовны Пигулевской зачислен в штат Ленинградского Отделения Института Востоковедения АН СССР 1 июля 1961 года. Здесь, совмещая работу с преподаванием на историческом факультете ЛГУ, Шифман работал до своей смерти.

Еврейский учёный

Труды И.Ш. Шифмана отличаются глубиной научной мысли, широтой охвата, стремлением приобщить читателей к миру культур Восточного Средиземноморья и - что было редкостью в СССР - положительным отношением к еврейской истории и традиции. И.Ш.Шифман в своих библейских исследованиях следовал западной школе библейской критики, но в его работе о мировоззрении и реалиях Танаха ("Ветхий Завет и его мир") и переводе Пятикнижия ("Учение. Пятикнижие Моисеево") видна любовь к еврейским классическим текстам.

Илья Шолеймович умер 4 марта 1990 г., не дожив до шестидесятилетия несколько месяцев. С его кончиной связано одно фатальное совпадение, напоминающее мне некоторые сюжетные повороты греческих трагедий. Дело в том, что он умер за несколько дней до поездки на свою историческую родину. Тогда, в марте 1990 г., несколько сотрудников Института востоковедения были включены в состав официальной делегации Академии наук, отправлявшейся в Израиль. Сильным ударом для него стала смерть жены, умершей летом 1989 г. Подготовка же к поездке в Израиль спровоцировала сердечный приступ, оказавшийся роковым... По понятным причинам, все еврейское для Ильи Шолеймовича значило очень много. Для меня, соприкасающегося с иудаикой лишь в меру служебной необходимости, это несколько иначе. Илья Шолеймович это знал и мы на библейские и иудейские темы разговаривали не часто. Все же иногда такие разговоры бывали, и я всегда в таких случаях не без изумления замечал, как у него преображался голос и внешность. Из обычного человека он моментально преображался во вдохновенного пророка. Регулярно, в конце сентября, Илья Шолеймович поздравлял сотрудников Института с еврейским Новым Годом... Илья Шолеймович был человеком очень осторожным. Я понял это по настоящему лишь недавно, когда просматривал заново его работу о набатеях, изданную в 1970 г., в самом начале арабо-израильского конфликта. Обращает внимание сколь сглажено и предельно осторожно — во избежание ненужных ассоциаций — рассказывается в этой книге один эпизод из времени походов Гнея Помпея на Ближний Восток... Работа «Ветхий Завет и его мир» выпущена Политиздатом в 1987 году. По словам Ильи Шолеймовича, эта книга была опубликована через 22 года после ее написания. Сейчас, честно говоря, трудно понять, что хоть в какой-то мере могло смутить в ней ответственных работников советского периода, ибо в этой сугубо научной монографии нет ничего крамольного. Видимо, дело просто в сюжете... (А.Г.Грушевой)[1]

В 1989—1990 годах был первым главой еврейского культурного общества Ленинграда.

Труды

Некоторые книги И. Ш. Шифмана были опубликованы под псевдонимом «И. Ш. Кораблев».

Диссертации

  • Финикийская колонизация Западного Средиземноморья и возникновение Карфагенской державы. Автореф. дисс. … к. и. н. Л., Ин-т археологии. 1961.
  • Социальные и экономические отношения в Сирии в I—III вв. н. э. Автореф. дисс. … д. и. н. М., 1971.

Монографии

  • Возникновение Карфагенской державы. («Палестинский сборник». Вып. 12 (75). М.-Л., Издательство АН. 1963. 105 стр.
  • Финикийский язык. (Серия «Языки народов Азии и Африки»). М., ИВЛ. 1963. 68 стр. 1200 экз. (2-е изд. М., УРСС. 2003)
  • Финикийские мореходы. (Серия «По следам исчезнувших культур Востока»). М., Наука. 1965. 82 стр. 9000 экз.
  • Кораблев И. Ш. (псевдоним) Ганнибал. М., Наука. 1976. 400 стр. 50000 экз. 2-е изд. М., Наука. 1981.
  • Набатейское государство и его культура. Из истории культуры доисламской Аравии. (Серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования»). М., Наука. 1976. 163 стр. 3000 экз. (2-е изд. СПб, Издательство СПбГУ. 2007)
  • Сирийское общество эпохи принципата (1-3 вв. н. э.). М., Наука. 1977. 310 стр. 2400 экз.
  • Угаритское общество (XIV—XIII вв. до н. э.) М., Наука. 1982. 392 стр. 1000 экз.
  • Ilya Schiffmann. Phönizisch-Punische Mythologie und geschichtliche Überliefering in der Widerspiegelung der antiken Geschichtssreibung. Roma, 1986; русский перевод (осуществлён А. С. Четверухиным) — Шифман И. Ш. Финикийская мифология и античная историческая традиция. В кн.: Финикийская мифология. СПб., 1999, с. 188—324.
  • Культура древнего Угарита (XIV—XIII вв. до н. э.). М., Наука. 1987. 236 стр. 2000 экз.
  • Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии). М., Политиздат. 1987. 240 стр. 200000 экз. (2-е изд. СПб, Издательство СПбГУ. 2007)
  • Александр Македонский. (Серия «Всеобщая история»). Л., Наука. 1988. 205 стр. 200000 экз. (2-е изд. СПб, Издательство СПбГУ. 2007) (читать книгу)
  • Цезарь Август. (Серия «Из истории мировой культуры»). Л., Наука. 1990. 200 стр. 100000 экз. (читать книгу)
  • Карфаген. / Сост. и автор вступ. ст. И. Р. Тантлевский. СПб, Издательство СПбГУ. 2006. 518 стр. (включает переиздания книг «Финикийские мореходы», «Возникновение Карфагенской державы» и «Ганнибал») (читать книгу)

Переводы

  • Пальмирский пошлинный тариф. / Пер. И. Ш. Шифмана. М., Наука. 1980. 335 стр. 1250 экз.
  • Учение. Пятикнижие Моисеево. / Пер. и пред. И. Ш. Шифмана. М., Республика. 1993. 336 стр. 25000 экз.
  • Угаритский эпос. / Пер. И. Ш. Шифмана. (Серия «Памятники письменности Востока». Вып.105, 1). М., Восточная литература. 1993. 340 стр. 1350 экз.
  • О Ба’лу. Угаритские поэтические повествования. / Пер. И. Ш. Шифмана. (Серия «Памятники письменности Востока». Вып. 105, 2). М., Восточная литература. 1999. 536 стр. 1000 экз.

Литература о нём

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация